Файл: Современные модели и формы методической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные требования к постановке задач методической работы

содержание.

Модели формирования методического пространства образовательной

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на основе работы микрогрупп

Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Критерии эффективности методической работы

Формы методической работы в образовательной организации

Методические объединения

Педагогические семинары

Научно-практические конференции

Педагогические и методические чтения

Творческие группы педагогов

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Методические выставки, бюллетени

Методические уголки и кабинеты

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Мастер-класс

Задачи мастер-классов:

В ходе мастер-класса участники:

Позиция руководителя мастер-класса

Алгоритм технологии мастер-класса.

Примерный план проведения мастер-класса:

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Работа над единой методической темой (проблемой)

Тематические педагогические советы

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Консультирование

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Дискуссия

Методический диалог (круглый стол)

Деловая игра

Деловые игры бывают следующих видов:

Ролевая игра

Тренинг

Мозговой штурм

Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)

Методическая мозаика

Методический мост

Виртуальный методический кабинет

препятствия и т. д. Важно, что коучинговый формат беседы позволяет учителю действовать осознанно и запускает механизм внутренней мотивации. В ходе коучинговых бесед с учителем о профессиональном развитии целесообразно применение техник «колесо навыков» и «шкала навыков». Указанные техники позволяют графически изобразить ожидаемые результаты профессионального развития, увидеть имеющиеся дефициты и спланировать шаги по их преодолению и достижению целей.
Профессиональные обучающиеся сообщества. Наиболее известным и эффективным в мировой практике способом организации взаимодействия и взаимообучения педагогов являются «Профессиональные обучающиеся сообщества» (Professional Learning Community) (далее ПСО). Они позволяют учителям объединяться и согласовывать усилия в корректировке используемых каждым стратегий преподавания и совместного педагогического исследования. Основной целью деятельности ПСО является улучшение образовательных достижений учащихся. Фокус при этом смещается с преподавания учителя на учебную деятельность или учение учеников, что существенно меняет деятельность всей школы.

Профессиональные обучающиеся сообщества учителей - это команда педагогов, работающих в одной школе, которая проводит регулярные встречи в течение продолжительного периода времени. Эти встречи рассматриваются как пространство для совместного планирования, рефлексии и оценки преподавания или иной профессиональной деятельности.

Базовые принципы ПСО:

  1. Каждый участник профессионального обучающегося сообщества считает себя ответственным членом команды.

  2. Каждая команда занята тем, что ищет решения конкретной проблемы в преподавании или другой профессиональной деятельности.

  3. Общей ценностью всех участников ПСО признаётся культура профессиональногосотрудничества, противоположная культуре профессиональной изоляции. Изоляция и конкуренция учителей – это основные препятствия для улучшения результатов учащихся

  4. Все члены педагогической команды признают, что улучшение образовательных результатов учеников в наибольшей степени зависит от улучшения качества преподавания.

  5. Для всех членов ПСО его деятельность является инструментом профессионального развития.

  6. Учителя становятся друг для друга экспертами, консультантами и партнёрами, стремятся найти и распространить лучшие практики для решения поставленной проблемы, как в своей школе, так и за ее пределами.

  7. В центре внимания ПСО учебная деятельность ученика (учение), а не преподавания педагога.


Чтобы отработать и запустить алгоритм, организующий работу ПСО, необходимо сделать следующие шаги:

  1. Установить правила группового взаимодействия.

  2. Проанализировать данные об учебных результатах школьников и проблемах в их обучении, чтобы определить цели и задачи работы команды (например: навыки решения проблемы, развитие критического мышления, формирование грамотности чтения и т.д.).

  3. Определить ожидаемые результаты, которые продемонстрируют учащиеся в случае, если цели будут достигнуты.

  4. Разработать стратегию для наблюдения и оценки прогресса учеников.

  5. Совместно анализировать данные о результатах учащихся, которые будут получены в ходе наблюдения и оценки.

  6. Идентифицировать и описать наиболее успешные преподавательские и исследовательские практики, реализованные в процессе работы ПОС членами педагогической команды.

  7. Представить их другим группам.

Необходимым условием успешной работы ПСО является то, что руководство образовательной организации берёт на себя руководство планированием и регулированием деятельности педагогических команд.

Помимо директора ответственность может взять на себя завуч, либо педагог, которому команда делегировала эти полномочия.


Исследование урока (Lesson Study). Исследование урока это инструмент совместного профессионального развития в ходе совместного планирования, проведения и анализа урока группой учителей. В ходе этой работы группа учителей работает вместе, изучая образовательные потребности конкретных учеников, которые становятся для учителей предметом наблюдения. Наблюдая за этими учениками, учителя разрабатывают план урока, включающий определённые методы и технологии преподавания для повышения эффективности учебной деятельности учащихся. Модель исследования урока (Lesson Study) представляет собой не менее трех циклов уроков, которые совместно планируются, совместно планируемых, преподаваемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей.

В ходе каждого цикла учителя делают следующее:

−собирают и анализируют данные о достижениях и затруднениях конкретных учеников;

−совместно выбирают педагогические технологии и методики для применения в классе;

−выбирают трех учеников, которые могут рассматриваться, как типичные представители трёх групп – сильных, средних, слабых;

− совместно планируют урок, в ходе которого будет определяться, как применяемые педагогические технологии и методики влияют на каждую из выделенных групп учеников;

в фокусе внимания при этом постоянно находятся три конкретных ученика, за которыми ведут наблюдение
присутствующие на уроке члены группы учителей;

−учителя по очереди проводят уроки и наблюдают за уроками друг друга;

−после урока учителя-наблюдатели берут интервью у выбранных учеников, получая таким образом обратную связь;

после уроков учителя обсуждают успехи и проблемы наблюдаемых учеников и анализируют, как на них повлияли применённые педагогические технологии;

−после завершения всех циклов члены группы подводят итог и делятся результатами с другими группами.

Для того чтобы организовать работу педагогов по исследованию урока необходимо выбрать группу учителей (троих или больше), которые готовы к внедрению в школе нового подхода. Хорошо, когда в группе есть хотя бы один представитель управленческой команды. Далее следует провести встречу с отобранной группой учителей, на которой определить ожидания и правила работы. Люди должны почувствовать, что они способны рисковать и не находятся под давлением. Важно, что в исследовании урока все члены группы имеют одинаковый статус статус обучающихся. Группе следует задать несколько параметров, которые характеризуют отдельные образовательные результаты учеников.

Далее учителя выберут классы (класс) и группу учеников, которые станут субъектами исследования урока. Определятся, кто из учителей за каким учеником будет наблюдать. Важно, чтобы выбранные ученики были представителями трех основных групп из «слабой», «средней» и

«продвинутой». Подробно и конкретно опишут, каких результатов должен достичь каждый из этих учеников к определенному программой
периоду. Важно помнить, что при оценке результатов необходимо очень четко определить, какого прогресса должен добиться каждый из них и каким образом этот прогресс можно измерить.

Далее они вместе спланируют каждый этап обучения на уроках, обращая особое внимание на моменты использования той или иной учительской техники (метода, приема), которую планируют развивать и совершенствовать, опишут ожидаемую реакцию каждого из выбранных учеников на предлагаемую технику. Вместе определят все ресурсы, которые необходимы для проведения урока и выберут одного учителя, который будет этот урок проводить.

Во время урока учителя-наблюдатели особое внимание будут обращать на работу всех трех выбранных учеников. Важно, чтобы учителя в процессе наблюдения за уроком смотрели не на работу своего коллеги, а на выбранных учеников. При проведении исследования целесообразно подкреплять наблюдения проведением разговора (интервью) с учениками после урока. Интервью должно быть коротким (не больше пяти минут). Можно интервьюировать всех трех учеников в группе и по отдельности, но его необходимо проводить, не откладывая – по возможности сразу после урока.

При проведении интервью можно воспользоваться следующим списком вопросов:

  1. Что тебе больше всего понравилось на уроке?

  2. Что ты узнал? (Что ты теперь умеешь делать, а до этого не умел?)

  3. Что ты теперь можешь делать лучше? Что для тебя значит «лучше»?

  4. Что в моей работе как учителя было для тебя самым лучшим?

  5. Если я буду проводить этот урок с другими детьми, что мне нужно в нем изменить? Почему?