Файл: Современные модели и формы методической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные требования к постановке задач методической работы

содержание.

Модели формирования методического пространства образовательной

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на основе работы микрогрупп

Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Критерии эффективности методической работы

Формы методической работы в образовательной организации

Методические объединения

Педагогические семинары

Научно-практические конференции

Педагогические и методические чтения

Творческие группы педагогов

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Методические выставки, бюллетени

Методические уголки и кабинеты

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Мастер-класс

Задачи мастер-классов:

В ходе мастер-класса участники:

Позиция руководителя мастер-класса

Алгоритм технологии мастер-класса.

Примерный план проведения мастер-класса:

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Работа над единой методической темой (проблемой)

Тематические педагогические советы

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Консультирование

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Дискуссия

Методический диалог (круглый стол)

Деловая игра

Деловые игры бывают следующих видов:

Ролевая игра

Тренинг

Мозговой штурм

Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)

Методическая мозаика

Методический мост

Виртуальный методический кабинет

аудитории, оценивает ход дискуссии, принеобходимостиаргументировано опровергаетнеправильныесуждения,дополняетнеполныеответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.

Методический диалог (круглый стол)


Чаще всего проводится вформекруглогостола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранеезнакомятсястемойобсужденияидаже

получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Деловая игра


Основная цель игры отработка определенных профессиональных навыков и умений, формирование теоретических знаний за счет активизации творческой инициативы в условиях живого моделирования образовательно- воспитательного процесса.

Коренное отличие данного вида игры от ролевой игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».

Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры иподведениеитогов.

На третьем этапе (проведениеигры)

На четвертом этапе (подведениеитогов) группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

  1. Конструирование игры:

  • четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

  • разработать общие правила игры.

  • Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

    • руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

    • назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

    • определяются время, условия и длительность игры.


  • Ход игры.

    Участники разбиваются на группы (3-5 человек). Иногда это происходит по жребию, чаще участники сами выбирают себе группу.

    В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы.

    Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3—5 человек.

    Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

    Всегруппымогутполучитьоднозадание,чтобызатемвступитьвдискуссию. Но можно каждой группе дать свое задание на отработку своейчастиобщейпроблемы. Тогда на этапе подведения итогов усилия групп объединяются, и их выводы дополняют друг друга.

    Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мненияможетподготовитьпроектрекомендаций(практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

    Третий этап жесткорегламентируетсяповремени. При недостатке времени группа может не получить результата, а при избытке — пуститься в посторонние досужие разговоры.

    1. Подведение итогов, подробный ее анализ:


    • общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

    • самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

    • характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

    • анализ и оценка игры экспертами.

    Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мненияможетподготовитьпроектрекомендаций(практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

    Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

    В заключение руководитель подводит итоги игры.

    Деловые игры бывают следующих видов:


    -имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

    -управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций;

    -исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

    -организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

    -игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

    -игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

    При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

    Ролевая игра


    Ролевая игра это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли педагога, учащихся,заместителядиректора,директора,методиста и т.д.

    Руководитель игры сообщает тему