Файл: Современные модели и формы методической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные требования к постановке задач методической работы

содержание.

Модели формирования методического пространства образовательной

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на основе работы микрогрупп

Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Критерии эффективности методической работы

Формы методической работы в образовательной организации

Методические объединения

Педагогические семинары

Научно-практические конференции

Педагогические и методические чтения

Творческие группы педагогов

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Методические выставки, бюллетени

Методические уголки и кабинеты

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Мастер-класс

Задачи мастер-классов:

В ходе мастер-класса участники:

Позиция руководителя мастер-класса

Алгоритм технологии мастер-класса.

Примерный план проведения мастер-класса:

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Работа над единой методической темой (проблемой)

Тематические педагогические советы

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Консультирование

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Дискуссия

Методический диалог (круглый стол)

Деловая игра

Деловые игры бывают следующих видов:

Ролевая игра

Тренинг

Мозговой штурм

Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)

Методическая мозаика

Методический мост

Виртуальный методический кабинет

Консультирование


Из разнообразных форм методической работы в образовательном учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью воздействия. Это индивидуальные и групповые консультации, консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.

Любая консультация требует от проводящего ее педагога особой подготовки и профессиональной компетентности.Компетентныйчеловекне только хорошо знает предмет консультации, но и имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях. Только тогда процесс консультации пройдет плодотворно.

Во многих образовательных организациях консультации проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации записываются в годовой план работы учреждения. Но при этом, обязательно отводится время на спонтанныеконсультации,необходимостьвкоторыхвозникаетдовольночасто.

Сами консультации, особенно индивидуальные, обычно проводится в формебесед. При этом, важным фактором являются коммуникативныекачества консультанта, умение создать теплую, доверительную атмосферу. Губительной для этой формы методической работы является «начальственная» манера проведения консультаций. Такая консультация ничего, кроме раздражения у педагога не оставляет.

Консультант не только ставит задачи передачи
знаний, опыта определенным педагогам, но и стремитсясформироватьунихтворческое отношение к деятельности. Например, при проблемном изложении материала формируется проблема, и вместе ищутся пути ее решения.

При обмене опытом между участниками консультации, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы.

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации


Интерактивноеобучениеэто,преждевсего,диалоговое обучение,входе

которогоосуществляетсявзаимодействиеучастников.

Цель использования интерактивных методов изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности.

Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

  • мыследеятельность;

  • смыслотворчество;

  • свобода выбора;

  • рефлексия.

Организациямыследеятельностизаключается:

    • в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);

    • в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;

    • смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;

    • сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

    • проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий.


Смыслотворчествопредполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов новой оценки явлений окружающей действитель- ности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности. Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.

Рефлексияв педагогическом процессе это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.
Инструменты фасилитации и модерации. В классическом понимании фасилитация и модерация это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Фасилитация это определенный способ организации взаимодействия, создание условий, помогающих полностью вовлечь участников в процесс, активизировать потенциал группы, создать атмосферу открытости и доверия. Фасилитатор в этом случае занимает нейтральную позицию и не берет на себя функцию контроля над содержанием. Его задача – контролировать процесс, управлять временем и групповой динамикой.

Модерация это совокупность техник и инструментов, которые предполагают не только контроль над процессом, но и, в некоторых случаях,
определенный контроль над содержанием, в том смысле, что модератор может иногда занимать экспертную позицию и направлять группу в сторону конкретного решения. Модератор, в отличие от фасилитатора, обязательно должен обладать широким кругозором и более глубоким пониманием контекстов и содержания темы группового обсуждения.

функции модератора:

—— уточнение центральной проблемы, главного вопроса;

активизация участников на представление различных идей и точек зрения (обеспечение вариативности решений);

—— повышение креативности предложений;

—— элиминация возможных ошибок в рассуждениях, проверка качества приводимой аргументации и обсуждения в целом;

—— понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях, согласование различных позиций;

—— организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников;

—— фиксация групповой и индивидуальной ответственности.

Одним из приемов работы в рамках модерации или фасилитации может являться использование модерационныхкарт. Модерационные карты самоклеящиеся цветные карточки разного размера и формы. В классическом варианте (особенно при работе с большой группой) — это карточки размера 1/3 листа формата А4.Техники работы с модерационными картами помогают быстро собрать информацию о проблеме, расставить приоритеты, структурировать разрозненную информацию, отобразить сложные взаимосвязи между разными частями проблемы.

Дискуссия


Это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения педагогов в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Настадииподготовкидискуссии ее организаторы:

  • определяют содержание обсуждаемой проблемы;

  • прогнозируют итоги дискуссии;

  • определяют ключевые вопросы, по которым будет организована дискуссия;

  • составляют план дискуссии;

  • предварительно знакомят педагогический коллектив с основными положениями темы будущей дискуссии.

В процессе проведения дискуссии ее ведущий:

  • знакомит участников с проблемой, которая предложена для обсуждения;

  • последовательно, в соответствии с планом, предъявляет вопросы участникам;

  • организует обсуждение проблемы с различных точек зрения;

  • подводит итог обсуждению.

Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучать позицию и аргументы оппонентов; не допускатьуходаразговораотпредметадискуссии,подменыпонятий. Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть), сколько максимально совсех стороносветитьзаявленнуюпроблему.

В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность