Файл: Современные модели и формы методической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные требования к постановке задач методической работы

содержание.

Модели формирования методического пространства образовательной

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на основе работы микрогрупп

Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Критерии эффективности методической работы

Формы методической работы в образовательной организации

Методические объединения

Педагогические семинары

Научно-практические конференции

Педагогические и методические чтения

Творческие группы педагогов

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Методические выставки, бюллетени

Методические уголки и кабинеты

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Мастер-класс

Задачи мастер-классов:

В ходе мастер-класса участники:

Позиция руководителя мастер-класса

Алгоритм технологии мастер-класса.

Примерный план проведения мастер-класса:

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Работа над единой методической темой (проблемой)

Тематические педагогические советы

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Консультирование

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Дискуссия

Методический диалог (круглый стол)

Деловая игра

Деловые игры бывают следующих видов:

Ролевая игра

Тренинг

Мозговой штурм

Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)

Методическая мозаика

Методический мост

Виртуальный методический кабинет

Работа над единой методической темой (проблемой)


Значение данной формы методической работы определяется тем, что при правильном выборе единой методической темы и неформальной работе она организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства педагогов и воспитателей. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь всех педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Поэтому так важен выбор единой методической темы образовательной организацией.

Какой должна быть единая методическая тема?

Тема должна быть актуальной,действительноважнойдля современной организации в целом, должна отражать проблемы современного состоянияроссийскогообразования.

Тема должна быть актуальнойдляданногоконкретного педагогического коллектива с учетов достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов.

Работа над выбором темы должна проводиться нетолькоруководителямиобразовательнойорганизации,ноинаиболееактивными,авторитетными членамиколлектива.

Желательна тесная связь единой методической темы с конкретным передовым педагогическим опытом, что дает возможность опереться в работе на определенные методические разработки.

Тема должна формулироваться достаточно конкретно и ясно, но при этом она не должна
быть слишком мелкой, частной.

Тема должна соответствовать программе развития образовательной организации. Практика показывает целесообразность определения такой темы на перспективу (обычно на три-пять лет), с разбивкой крупной стратегической темы по годам.

Единая методическая проблематика должна пронизыватьвсеформы методическойработы (заседания педсовета, производственные совещания, семинары и практикумы). Всоответствиисединойметодическойтемой планируются и индивидуальные темы методической работы педагогов, темы их самообразования.

К сожалению, данные требования нередко нарушаются, что ведет к

превращению методической работе в бессвязный набор мероприятий.

Организуя работу организации по единой методической проблеме, необходимо своевременно подводить промежуточные итоги, вносить в работу оперативныекоррективы, стимулировать передовых педагогов и отстающих.

Тематические педагогические советы


Именно на этих советах как одном из высших органов коллективного руководства организацией правомерноставитьважнейшиепроблемы мастерствапедагогов. В значительной мере эти проблемы могут не только ставиться, но и решаться на заседании педагогического совета. В рамках педсовета возможны теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей,ихтворческиеотчеты.

Однако для проведения полноценного педагогического совета, связанного

с методическими проблемами, он должен быть тематическим. Тщательный выбор темы педагогического совета позволяет заранее выстроить его сценарий. Выбортемыпедагогическогосоветалучшевсегоосуществлятьпослеисследования наиболее актуальных проблем коллектива. Общепедагогические темы, которые мало волнуют коллектив конкретной образовательной организации, будут вяло обсуждаться.

Тематический педагогически совет нужно тщательно готовить. Особо внимательно нужно выбирать формупроведения педагогического совета. Дискуссионную тему лучше выстроить в форме диспута. Темы с творческим началом тяготеют к игровым формам (деловаяигра). В любом случае, тематическийпедагогическийсоветвформевыслушиваниядокладовпринесетмалопользы.

Очень полезноначинатьколлективнуюработунадтемойпедагогического совета заранее. За недели до педагогического совета можно ознакомить коллектив с его тематикой, специально заострив полемичность проблемы. Тогда в коллективе начнется невольное обсуждение заявленной темы, которому педагогический совет подведет итог.

Обычный педагогический совет должен завершаться решением. Но для тематического педагогического совета итоговые решения непродуктивны. Хорошим итогом тематического педагогического совета будет продолжающаяся после его завершения полемика в коллективе.

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы


Освоение педагогического опыта является одной из двух основных целей работы всей методической службы образовательной организации.

В процессе освоения опыта изучаются:

личность педагога носителя данного опыта;

конкретные условия возникновения и развития опыта;

задачи, решаемые с помощью методик и технологий, накопленных в опыте;

система методов, форм и приемов, составляющих опыт; педагогические действия, которые составляют суть опыта;

внешние проявления опыта в конкретных условиях данной образовательной организации;

продолжительность времени становления опыта.

Важно отметить, что исключительнуюрольприизученииопытаиграет не только результат, то есть сам сложившийся опыт, но и весь процесс его создания. Часто«творческаялаборатория»педагогаиесть наиболее ценная составляющаяданногоопыта. Ведь при его воспроизведении педагогам приходится проходить путь, проделанный создателем опыта, еще раз.

Передовой характер опыта может определяться по следующим критериям:

    • высокая результативность;

    • научная обоснованность;

    • длительность функционирования;

    • творческая новизна;

    • актуальность;

    • сокращение затрат времени на достижение высоких результатов по сравнению с типичными, массовыми средствами.


Нельзя забывать, что в передовом опыте находит свое практическое выражение идея свободы выбора педагогом оптимального варианта структуры, методов,форм,средствобучения.

Выявленный передовой опыт должен быть распространен в организации с помощью всех возможных форм методической работы. Опыт, остающийся багажом одного педагога, потерян для коллектива. Внедрение и освоение передового опыта представляет собой управляемые (планируемые, организуемые, контролируемые) процессы.

Особое место в методической работе занимает направленная организация педагогическогоопытанатехучастках,которыеявнозападают,являются трудными,ипотомутормозятускоренноеразвитиеорганизации. Такая

деятельность приближает методическую работу к экспериментальной, исследовательской. Актуален сейчас подход, при котором направленный поиск и организация изучения передового опыта осуществляются не только отдельными педагогами, а целыми педагогическими коллективами.