ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Современные модели и формы методической работы
Рекомендации по организации методической работывобразовательнойорганизации
Современная система образования предусматривает последовательные этапы непрерывного профессионального роста педагога на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим объективно возрастает методической работы в образовательной организации.
В российской педагогической энциклопедии методическая работа определяется как деятельность по освоению наиболее рациональных методов иприемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровняпрофессиональнойкомпетентностипедагогаворганизациииреализациивоспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членамипедагогическогоколлектива,выявленииипропагандеактуальногопедагогического опыта.
Методическая работа в образовательной организации по своим конечным целям – это система или деятельность, направленная на совершенствованиекачестваиэффективностиобразовательногопроцесса,достижениеопределенного уровняобразования,воспитанияиразвитиядетей.
Следовательно,сущностьметодическойработыкакдеятельностизаключаетсявоказаниисистемнойпрактическойпомощипедагогамвповышении их профессиональной компетентности в вопросах качественногоосуществленияобразовательногопроцесса.
Структура компонентов методической работы как деятельности.
-
цель, -
задачи, -
содержание, -
организационныеформы, -
методы,средства, -
условиядляростапедагогическогомастерствакаждого педагога и коллектива, -
результаты.
Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания. К.Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы образовательной организации:
-
освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития учащихся; -
повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательного процесса; -
обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо выявлять начальныйуровеньпрофессиональнойподготовкипедагогов, а затем формулировать цель и планировать, и организовывать методическую работу с педагогами.
При формулировании задачметодическойработыобразовательного учреждения, следует выделить группу взаимосвязанныхфункцийметодической работы. Вопрос о функциях методической работы в образовательных организациях широко обсуждается, и на сегодняшний день не является решенным. Тем не менее, функции методической работы могут быть представлены в следующем их содержание:
информационная– направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательной организации;
аналитическая- направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснование применения тех или иных способов, средств, воздействий для достижения желаемых целей
, на объективную оценку полученных результатов;
планово-прогностическая- направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению;
проектировочная- направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности организации;
организационно-координационнаядолжна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в организации, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;
обучающаяфункция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции
конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
контрольно-диагностическая- занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности организации.
Современные требования к постановке задач методической работы
заключается в следующем:
исследование образовательных потребностей социума;
анализ состояния образовательной работы в образовательной организации;
формирование банка информации по основным направлениям развития системы образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);
обеспечение высокого качества образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;
выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательной организации, его обобщение и распространение;
прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;
организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты).
Более конкретно задачиметодическойработыобразовательнойорганизации предложены Е.В. Коротаевой, которая выстраивает следующую последовательность задач:
установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;
определение методов, методических средств и организационных форм взаимодействия педагога и ученика,
наиболее полно отвечающих задачам
обучения конкретной образовательной области;
обеспечение педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;
создание условий для повышения профессионального мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом.
Следующий компонент методической работы как деятельности – это
содержание.
Многие ученые предлагают содержание методической работы рассматривать с точки зрения основных функций:
-
функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу:
совершенствование педагогической деятельности;
обновление программного обеспечения образовательного процесса;
ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики;
внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.
-
функции методической работы по отношению к конкретному педагогу: изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их
профессиональных потребностей и проблем;
организация работы по развитию профессионального роста педагогов: повышение социально-психологической культуры; совершенствование специальных умений и навыков; знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.
Содержание методической работы в образовательной организации должно определяться на основании уровня профессиональной компетентности педагогов, основных направлений развития школы и образовательной ситуацией в образовании и может