Файл: Современные модели и формы методической работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Современные требования к постановке задач методической работы

содержание.

Модели формирования методического пространства образовательной

Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей

Методическая служба на индивидуальной основе

Методическая служба на комплексной основе

Методическая служба на дифференцированной основе

Методическая служба на основе работы микрогрупп

Методическая служба на диагностической основе

Методическая служба на основе актуальных задач школы

Критерии эффективности методической работы

Формы методической работы в образовательной организации

Методические объединения

Педагогические семинары

Научно-практические конференции

Педагогические и методические чтения

Творческие группы педагогов

Школы передового опыта (групповое наставничество)

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования

Методические выставки, бюллетени

Методические уголки и кабинеты

Открытые уроки и внеурочные мероприятия

Мастер-класс

Задачи мастер-классов:

В ходе мастер-класса участники:

Позиция руководителя мастер-класса

Алгоритм технологии мастер-класса.

Примерный план проведения мастер-класса:

Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса

Работа над единой методической темой (проблемой)

Тематические педагогические советы

Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы

Консультирование

Интерактивные формы методической работы в образовательной организации

Дискуссия

Методический диалог (круглый стол)

Деловая игра

Деловые игры бывают следующих видов:

Ролевая игра

Тренинг

Мозговой штурм

Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)

Методическая мозаика

Методический мост

Виртуальный методический кабинет

их повседневного педагогического опыта; о методах, методиках и технологиях, применяемых в повседневной работе; о методических приемах. Если даже автор берет чужую методику или технологию, то коллегам интересно как она применяется в данном конкретном случае, какие возникают трудности, как их преодолеть, что можно получить в

результате получения данной методики. Другими словами, каждое выступление наметодическихчтенияхдолжнобытьнебольшимиметодическими рекомендациями, отражающими опыт конкретного педагога или администратора.

Творческие группы педагогов


Данная форма методической работы возникла как результат творческих поисковпедагогаминовыхэффективныхформобучения. В отличие от методических объединений, которые формируются как обязательная форма работы и характеризуются постоянным, фиксированным составом участников, и где основой общности является преподаваемый предмет, основой образования творческих групп (3-6 человек) является, прежде всего, взаимная симпатия, личная дружба, психологическая совместимость. Такие группы создаются в коллективе на исключительно добровольной основе, когда необходимоосвоитькакой-то новыйпередовойопыт,новуюметодику,идею.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, методику, потом излагает ее своим коллегам, они его дополняют, поправляют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями, затем реализуют изучаемую идею в своей практике; ходят друг к другу на уроки, мероприятия, подготовленные по осваиваемой методике, обсуждают их и, когда новое освоено, первые умения
приобретены, группа распадается. Обычно в группе возникают лидеры, которые берут на себя обязанности руководителя.

В этой форме творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чемдругимипутями. Для таких групп характерно неформальноеобщение, минимумзаседаний, главное внимание они уделяют поисковой, исследовательской деятельности, срезультатамикоторойзнакомятвесь коллективнаобщеучрежденческихфорумах. Состав групп может при необходимости расширяться, однако практика показывает, что большие размеры групп себя, как правило, не оправдывают.

Школы передового опыта (групповое наставничество)


Данная форма методической работы создается в организациях при наличии одного или нескольких учителей — мастеров педагогического труда и служит дляпередачиопыта,егоосвоениядругимипедагогами. Участники школы знакомятсясурокамиивнекласснымимероприятиямисвоегонаставника, с планами его работы и другими методическими документами,приглашаютнаставниканасвоиуроки,совместноснимиприегоконсультативном участии планируют очередные уроки, классные часы и т.п. Наставничество следует рассматривать как очень важное направление работы опытных педагогов, требующее соответствующего морального стимулирования

со стороны коллектива учреждения, общественных организаций.

Обычно эту форму методической работы активно применяют дляпогружениямолодыхспециалистовватмосферупедагогическогопоиска,знакомствасособенностями конкретнойобразовательнойорганизации.

Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования


Данная форма применяется наиболее опытными педагогами вработес молодыми педагогами, а также с педагогами, испытывающими затруднения в решении ряда педагогических проблем. Большую роль в такой работе играют хорошее знаниевозможностей,сильныхислабыхсторон,затруднений,личностныхкачествпедагога
, а также умениенаставникованализироватьход ирезультатыдеятельностипедагогов,формулироватьнаосновеанализа конкретные рекомендации и советы в адрес педагогов. Здесь особенно важен педагогический такт, уважение к педагогу в сочетании с целеустремленностью. Не менее важно обучение каждого педагога, воспитателя самоанализу. Особенно ценно собеседование наставника с педагогом до урока или даже совместноепродумываниепланаурока,котороесопровождаетсязатем посещениеми обсуждением урока.

Помощь конкретным педагогам может быть сиюминутной, откликающейся на проблемы сегодняшнего дня, но предпочтительней перспективный подход, связанный с созданием долговременной «программы выращивания творческого педагога». Наличие таких программ — признак высокого уровня постановки методической работы.

Методические выставки, бюллетени


Поскольку методическая работа требует наглядности, то хорошей формой ее реализации является методическая выставка. На ней педагоги представляют свои методические разработки. В рамках выставки может быть организовано общение педагогов по методическим вопросам (тематический педагогический совет, тематические заседания методических объединений, мастер-классы отдельных педагогов и пр.).

Широкое распространение получили методическиебюллетени с информацией для всех педагогов о ценных методических приемах, находках. Подобную информацию можно получать у педагогов своей образовательной организации, других организаций муниципалитета, города, России. Таким образом,
творческое изобретение одного педагога оперативно может стать достоянием его коллег. Здесь важно только, чтобы данная форма работы оставалась методической, а не превращалась в управленческую, когда стенгазеты наполняются указаниями и инструкциями.