ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
-
дидактический (знание ряда ведущих дидактических концепций); -
психолого-педагогический; -
методический; -
технологический и технический; -
коммуникативный.
Достаточно важным компонентом методической работы являются формыорганизацииметодическойдеятельности. Традиционное содержание и формы методической работы, в которых отводилось главное место теоретическим докладам, не актуальным по темам консультациям и семинарам, утратили свое значение из-за незначительной их эффективности и недостаточной обратной связи.
К наиболее эффективным формам методической работы относятся:
локальные(внутри образовательного учреждения):
-
семинары-практикумы, -
индивидуальные и групповые консультации; -
защита конспектов учебных занятий, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; -
творческие отчеты, -
методические совещания и др.;
интраактивные(между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.;
Модели формирования методического пространства образовательной
организации
В настоящее время существует несколько вариантов организации модели методической работы в образовательной организации.
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Данная модель наиболее распространена. Методические объединения образуются на предметной основе, их количество зависит от педагогического
состава организации. Планирует, координирует всю работу и организует общеучрежденические мероприятия методический совет. В "Школе молодого педагога" может быть организована в парах наставничества.
Методическая служба на индивидуальной основе
Главная особенность модели — щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий. Основнаярольпринадлежитсамообразованию педагогов. Каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д. Администрация через диагностику выявляет запросы и потребности педагогов и организует консультации, семинары, конференции, "круглые столы", мастер-классы и т. д. В конце года — обязательный анализ деятельностикаждогоучителя(вформеитоговойобщественнойаттестации педагогов).
Методическая служба на комплексной основе
Эта модель удобна для небольших организаций. Постоянно действующий семинар может стать основной формой методической работы. Главная задача методического совета — согласование режима работы и программы семинара. Наиболее эффективным является сочетание практических и теоретических занятий. При наличии молодых специалистов возможна организация "Школы молодого педагога".
Методическая служба на дифференцированной основе
Дифференциация может осуществляться, например,постажуиопыту работы. "Школапедагогическогоопыта" может быть организована на муниципальном уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческиегруппы тоже создаются на разных уровнях (учрежденческом, муниципальном) и рассматривают наиболееактуальные проблемыобразования. Обязательным условием является взаимосвязьвсех ступенейобщешкольнымимероприятиями,специальноорганизованными "круглымистолами",конкурсами,семинарамипообменуопытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.
Методическая служба на основе работы микрогрупп
В этой модели микрогруппы работают по одинаковой программе исходя изинтересоворганизации, методический совет поддерживает и согласует работу групп.
Методическая служба на диагностической основе
В этом варианте методический совет диагностирует проблемы педагогов, планируетформыповышенияквалификацииипомогаетпедагогам определитьсяс выборомпрограммы, которая им необходима.
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Такая нетрадиционная модель, как правило, используется на стартовом этапе инновационной деятельности. В такой момент бывает важно осуществить управление образовательным процессом через организацию творческих групп, которые призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера. Возглавляет группу опытный педагог, который не только имеет собственный интересный опыт работы, но владеет элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План каждой группы составляется на основе годового плана работы образовательной
организации с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие. В рамках общего направления работы группы каждый педагог самостоятельно трудится над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью деятельности группы и, с одной стороны, способствуют росту
личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент общегруппового плана. Учебно- методический комплекс (далее – УМК) группы — это дидактико-методический "накопитель" того, что наработано группой. Именно материалы УМК дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий, над вопросами оперативности и актуальности используемых диагностических методик и контрольных срезов. Работа над индивидуальными методическими темами и потенциал УМК позволяют сделать более интересной и эффективной подготовку к проблемно-тематическим педагогическим советам.
Основная задача, стоящая перед образовательной организации в результате выстраивания определенной модели методической службы, — повышение качества учебно-воспитательного процесса и обеспечение эффективности управления процессом образования.