ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещенияуроковивоспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщениепедагогадоурокаоцеляхизадачахбудущегоурока,о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценныйанализнаоснованиитехцелейизадач, которыеставилпередсобойиученикамипедагог.
Педагогические семинары
Семинары являются, пожалуй, самой востребованной формой методической работы в образовательных организациях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.
Изначально семинар — это формаинтерактивногообучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, прикоторойдокладчикисменяютдругдруга,чащеназываютконференцией.
С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.
Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.
Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с представителями педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается
организовать дискуссию.
В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру педагогического коллектива.
Научно-практические конференции
Данные формы методической работы часто становятся своеобразным подведением итогов работы коллектива образовательной организации, отдельных педагогов над актуальными методическими проблемами, выступают как формы выявления и обобщения лучшего практического опыта. Центральным событием конференции является доклад, сообщение. Здесь очень важна тематика выступлений. При проведении конференции на уровне образовательной организации наибольшего внимания заслуживают темы
выступлений, непосредственно связанные с практикой данной организации. Но с другой стороны, интересно увидеть место проблемы, поднятой в докладах, в общем образовательном пространстве муниципалитета, города, страны. А такое возможно только при достаточной степени научного обобщения. Поэтому проведение именно научно-практических, а не научных и не практических, конференций сегодня наиболее целесообразно.
Успех таких конференций часто зависит от грамотного подбора выступающих и тщательной работы с ними. Очень неплохо поинтересоваться у коллектива образовательной организации, кого они
сами хотят видеть в роли
«научного представителя», решения каких проблем они ждут от приглашенных
«ученых». Ведь именно проблемные научно-практические конференции сегодня являются одной из самых востребованных форм методической работы.
Педагогические и методические чтения
Эти формы методической работы довольно часто появляются в практике образовательных организаций. Так называют ряд докладов, сопровождающихся небольшими комментариями и обсуждениями. Чаще всего педагогические чтения устраивают для подведения итогов за год, для того, чтобы педагоги поделились своими педагогическими находками с другими. Это прекрасная форма обмена опытом.
Педагогические чтения нужно четко отделять от методических чтений.
Педагогическиечтенияпризваны обеспечить обменопытом. Здесь принято обмениваться конкретными практическими разработками. Причем их осмысление, теоретизирование вокруг них, зачастую не нужно. Это сугубо практическое мероприятие. Именно здесь уместны разработки конкретных, пусть даже единичных уроков (занятий) и мероприятий, рассказ о конкретных практических педагогических находках.
На методическихчтенияхобмен опытом происходит науровнепедагогическихметодикитехнологий.Здесь конспект урока, мероприятия сами по себе значат мало, а главным становятся методические выводы из представленного материала. Сам же материал, являясь содержанием приложения, становится примером методических выводов.
На методических чтениях коллеги ждут от авторов рассказа об основных принципах, которые положены в основу