ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Виртуальный методический кабинет это:
форма интерактивного общения, где можно обменяться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу;
возможность организовать методическое пространство, которое создает оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток;
оперативная методическая помощь;
возможность принять активное участие в виртуальных педагогических и методических мероприятиях.
Виртуальный методический кабинет позволяет создавать педагогические сообщества для:
организации совместной работы преподавателей по разработке образовательных ресурсов,
организации обсуждения важных вопросов,
коллективного поиска решения актуальных проблем, написания коллективных методических материалов,
проведения сетевых мероприятий (конференций, конкурсов и пр.).
В настоящее время виртуальные методические кабинеты создаются как отдельными педагогами, так и педагогическими коллективами. Как правило, виртуальный методический кабинет включает:
нормативные документы системы образования всех уровней;
тексты локальных актов, созданных в данной образовательнойорганизации и регламентирующих образовательный процесс;
официальные программные материалы (образовательные стандарты, программы учебных курсов, тематические планирования и пр.);
авторские программные материалы (рабочие программы по учебным предметам, авторские тематические планирования, поурочные разработки и сценарии и пр.);
программы и планы текущих мероприятий;
отчеты (текстовые и фотоотчеты) по прошедшим мероприятиям; блоки методической помощи:
учащимся и воспитанникам;
родителям;
молодым специалистам;
пространство для обмена мнениями, впечатлениями, опытом;
развивающий блок, насыщенный материалами «за страницами учебников»;
страницу ссылок на иные ресурсы сети Интернет и др.
Инновационные формы профессионального развития педагогов Кураторская методика. Это практика профессионального развития,
обеспечивающая распространение эффективного опыта в педагогических коллективах и рост их профессионального потенциала, включая совместное педагогическое исследование и планирование (практики коллективного планирования и анализа учебных и внеурочных занятий).
Она представляет собой способ профессионального развития учителей и распространения среди них образовательных технологий. Автор методик – Константин Ушаков.
Кураторская методика основана на том, что среди учителей выбираются обучающиесяпарыпедагогов. Они наблюдают за уроками друг друга, однако не по привычной модели «обо всем и ни о чем». На каждый урок у пары есть
задание — один конкретный аспект для наблюдения. Так, педагоги обсуждают не субъективные ощущения, а реальные показатели, например, время для размышления учеников, продуктивные или репродуктивные вопросы и др.
Для каждой пары назначается куратор, который организует общее обсуждение уроков, при этом сам на уроках не присутствует. Обучающиеся педагоги учатся не у куратора, а друг у друга. После обсуждений с куратором они отрабатывают проблемные элементы уроков, доводят свои
навыки до совершенства, а затем переходят к следующему аспекту для наблюдения.
Для эффективной работы педагогов по кураторской методике необходимо подобрать пару учителей, назначить (подобрать) куратора – педагога, который организует работу пары, обеспечивает позитивный фон (а не взаимные упреки), задает развивающие вопросы и определить конкретную цель взаимодействия пары педагогов (ее может предлагать куратор). Учителя по очереди проводят уроки и сразу после завершения обсуждают их с куратором.
Авторы методики отмечают, что «Пара (или диада) — это зачастую неустойчивая структура, так как учителя могут резко перестать обмениваться опытом без кураторских подсказок. Гораздо устойчивее и продуктивнее для школы группы из трех (триады) и более учителей. В таком случае в них устанавливаются определенные культурные нормы (например, стремление к постоянным улучшениям). Поэтому куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов».
Технология весьма эффективна, поскольку кураторская пара подбирается по желанию педагогов, примерно одинаковых по образовательному и профессиональному опыту. В процессе работы в паре педагоги перенимают друг у друга педагогические приемы, методы и средства обучения, вместе находят решения сходных проблем. Важно, что в процессе посещения уроков друг друга учителя их внимание фокусируется на учениках, на том, как они учатся, усваивают материал. Взаимное обучение педагогов становится для них привычным делом, помогает преодолевать складывающуюся в современной российской школе культуру профессиональной изоляции.
На
втором шаге, управленческой команде предлагается ответить на вопросы: Между кем существуют личные связи? У кого могут быть схожие педагогические трудности? Схожий ли у них не только профессиональный, но и личный статус? Возможно, есть педагоги, пришедшие из другой школы, увлекающиеся сходными идеями и т. д. Далее члены управленческой команды проводят переговоры с предполагаемыми парами, подбирая заранее аргументы для их мотивирования и предполагаемым куратором. Авторы методики обращают внимание на то, что куратор не является наставником пары и не
передает свой опыт. Он, скорее, медиатор, который организует процесс взаимодействия и профессионального роста.
Коучинговый подход. Коучинг в образовании рассматривается как тип индивидуально-личностного сопровождения и поддержки, при котором коуч (партнер, актуализатор, вдохновитель, фасилитатор), актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
Коучинг - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей. Особенно эффективен этот подход в работе с профессиональным выгоранием учителей.
Речь может идти о проведении регулярных рефлексивных бесед директора, завуча или руководителя методического объединения с учителем, в
ходе которых обсуждаются цели и задачи профессионального развития, планируются способы решения задач и критерии достижения целей. Алгоритм коучинговой беседы повторяет стандартный алгоритм проведения коуч-сессии (Рисунок 1) и включает:
− создание доверительных отношений (Как Вы себя чувствуете? Расположены ли поговорить о профессиональном развитии? Что именно хотели бы обсудить сегодня?);
− обсуждение цели профессионального развития и ее важности и актуальности для учителя, разработку критериев достижения цели (Какой цели в профессиональном развитии Вы хотите достигнуть в текущем учебном году? Как (по каким критериям) поймете, что цель достигнута?);
− разговор о текущей ситуации и выявление противоречий, мотивирующих к ее изменению (Какова ситуация сейчас? Что помогает или мешает профессиональному развитию? Что хотелось бы изменить? Почему эти изменения важны здесь и сейчас?); разработку возможных способов достижения цели и выбор наиболее эффективных их них (Какие способы достижения цели можно было бы использовать? Как хотите двигаться к цели?);
− составление плана первоочередных действий по достижению цели (Что будете делать в первую очередь?);
−обсуждение важности и ценности разговора о профессиональном развитии и его итогов (Что полезного было в разговоре о профессиональном развитии?).
В соответствие с указанным алгоритмом, в течение учебного года может обсуждаться продвижение педагога в достижении цели, трудности и возникшие