ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Критерии эффективности методической работы
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровняпедагогическогомастерства,активности и др.), являются характеристики самого методического процесса: системность, дифференцированность, этапность.
Системность — соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Дифференциация предполагает большийудельныйвесвсистемеметодическойработыиндивидуальныхигрупповыхзанятийс педагогами, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и других показателей. Выделяют три уровня педмастерства:
низкий (интуитивный); средний (поисковый); высокий (мастерский).
Этапность – показатель эффективности методической работы.
Процесс методической работы включает в себя определенные последовательные этапы:
-
этап – теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем; -
этап – методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы; -
этап – практический – самостоятельная разработка и апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания; -
этап – аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Формы методической работы в образовательной организации
Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.
- Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:
курсовая подготовка (в том числе, дистанционно); обучающие семинары;
практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
участие в работе сетевых сообществ Интернета; научно-методические конференции;
круглые столы; мастер-классы;
постоянно действующие семинары; деловые игры;
единые методические дни по учебным дисциплинам;
методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
наставничество;
консультирование по научно-методическим вопросам; индивидуальная методическая помощь;
стажировка;
работа над личной методической темой;
выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
инновационная работа;
экспертиза результатов педагогической деятельности;
и др;
диагностика затруднений;
творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли
Формы методической работы, направленные на получение,
обобщение, представление и распространение опыта инновационнойдеятельности:
инновационная работа;
разработка авторских программ, учебно-методических комплексов;
разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
работа в творческих группах;
научно-практические конференции;
фестивали (например, педагогических технологий); открытые уроки;
мастер-классы; творческие отчёты;
конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.
-
Формы информационно-методической работы:
изучение информационных запросов педагогических кадров;
формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
создание банков программ, авторских разработок;
создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;
разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и инновационной работы;
размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;
освещение деятельности педагогов в СМИ и
др.
Пошироте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы можно отнести: семинары;
практикумы;
научно-практические конференции; школьные методические объединения (МО); кафедры;
школы передового опыта; временные творческие учителей; школьные методические кабинеты.
К индивидуальным формам работы относятся:
индивидуальные консультации; наставничество;
стажировка;
работа над личной методической (творческой) темой; индивидуальное самообразование.
Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.
Методические объединения
Под методическим объединением понимается объединение педагогов, работа которого нацелена напреломлениеобщепедагогическихположений, применительнокпедагогическойпрактикеконкретнойобразовательной организации.
Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметныйи проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество педагогов данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения педагогов разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение
должно входить неменеетрехпедагогов. Для категории педагогов, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.
Заседания методического объединения, как правило, проводятся разв четверть, в период каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.
Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный педагог. Это важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данной образовательной организации.
В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки педагогов (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.
Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболеесущественныевопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет педагогам реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на