Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 663
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Условные обозначения, использующиеся в пособии
Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари
ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»
Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка
Тема 4. Морфологические нормы русского языка
Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка
Т емы 6. Коммуникативные качества речи
Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи
ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»
Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации
По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
Справочные материалы. Орфоэпический минимум
Лексический минимум. Плеонастические словосочетания
-
библиографическое описание («в статье ... , помещенной в журнале, в сборнике», «статья носит название ... »); -
тема статьи, книги («предлагаемая книга ... посвящена теме ..., проблеме... », «выбор темы ... закономерен», «статья ... представляет собой изложение ... , обобщение ... »); -
композиция («статья делится на 3 части: ... »); -
основное содержание («автор затрагивает ... », «касается ... », «останавливается ...», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает справедливость утверждения ... », «автор опровергает ... », «в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость... »); -
заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что ... , выполненные исследования показывают», «на основании полученных данных был сделан вывод о том, что ...»); -
оценка референта (автор убедительно доказывает ... , к недостаткам работы можно отнести ... ).
Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию.
Титульный лист содержит следующие сведения:
-
название вуза, -
название кафедры, -
тема реферата, -
данные о студенте и руководителе, -
указание на место написания и год написания.
Е ще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять
проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.
Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление.
Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).
В структуру рецензии входят:
-
введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый), -
характеристика, -
краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы), -
оценочная часть — достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся, необходимо отметить творческий характер исследований, к недостаткам работы можно отнести), -
выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить, следует подчеркнуть).
Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал.
Различают:
-
конспект-план, -
конспект-схему, -
текстуальный конспект.
Чтобы написать конспект, необходимо:
-
выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; -
выделить в каждой части главную и дополнительную информацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; -
записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений.
При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.
И спользованная литература
-
Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 77– 85). -
Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 296с.
ВОПРОСЫ для самопроверки
-
По какому признаку выделяются научные жанры? -
Что представляет собой конспект? -
Чем тезисы отличаются от развернутого плана? -
Какие операции надо проделать, чтобы написать реферат? -
Можете ли вы сказать, что реферат имеет ту же основу, что и другие виды аналитико-синтетической переработки исходного текста – конспект и тезисы? Если – да, то какую? -
Чем аннотация отличается от рецензии?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Напишите краткое определение каждого жанра научного стиля, используемого вами в процессе учебы.
Задание 2. Напишите на основе одного научного текста по вашей специальности: а) тезисы; б) аннотацию; в) рецензию.
Задание 3. Запишите в виде конспекта первые два абзаца текста, сокращая слова так, как это принято в русском языке.
ТЕСТЫ
-
Тезисы - это
-
краткая характеристика содержания (описания) статьи, книги -
кратко сформулированные основные положения статьи, доклада -
краткое изложение научной работы или нескольких научных работ -
письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы
-
Аннотация - это
-
кратко сформулированные основные положения статьи, доклада -
краткое изложение научной работы или нескольких научных работ -
краткая характеристика содержания (описания) статьи, книги -
письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы
-
К реферату научной статьи предъявляется следующее основное требование:
-
объективность изложения и выявление нового, существенного, важного -
краткое и логичное развитие темы -
общее представление о статье, без раскрытия сущности затронутых проблем -
восстановление, развертывание исходной информации
-
Не является обязательным структурным элементом реферата как вида студенческой письменной работы
-
введение -
заключение -
основная часть -
оценочная часть
-
Во вводной части реферата как вида студенческой письменной работы содержится:
-
обоснование выбора темы, краткая её характеристика -
формулировка цели и задач реферата -
последовательное развитие заявленной темы -
подведение общего итога работы
-
В заключительной части реферата как вида студенческой письменной работы содержится:
-
подведение общего итога работы -
список использованной литературы -
формулировка выводов -
последовательное развитие заявленной темы
-
Обязательными структурными элементами рецензии являются:
-
план -
введение -
библиография -
оценочная часть
-
Следующая опорная конструкция реферата научной статьи: Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…- соответствует компоненту
-
введение (тема, проблема, круг вопросов, затронутых в реферируемом тексте) -
композиция статьи -
описание основного содержания статьи -
иллюстрация автором своих положений
-
Опорная конструкция реферата научной статьи: Автор приводит примеры, подтверждающие… - соответствует компоненту
-
введение (тема, проблема, круг вопросов, затронутых в реферируемом тексте) -
композиция статьи -
иллюстрация автором своих положений -
описание основного содержания статьи
-
Композиционной частью научной статьи НЕ является
-
сведения об авторе -
постановка задачи, обоснование актуальности темы -
процесс исследования фактов -
формулировка выводов
Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание
В высшем учебном заведении студенту приходится выполнять самостоятельную научную работу, проводить опыты, исследования, производить расчеты.
Одной из важных форм научной работы в вузе для студента является курсовая работа. Это студенческое научное исследование. Первыми ступенями
на пути к ней являются практическая работа, с отчетами и выполнением расчетно-графических заданий.
Ее цель – сформировать и закрепить навыки самостоятельной научной работы