Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 674

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум


Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, ин­дукции, аналогии и проблемного изложения.

Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. Логическая схема текста с использованием дедукции:

тезис, гипотеза → развитие тезиса, аргументация → выводы.

Метод дедукции включает три этапа:

1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность ко­торой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, пред­положение).

2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, дока­зательство или опровержение. Здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения.

3 этап – выводы и предложения.

Этот метод часто применяет­ся на семинарах в вузах.

Индуктивный метод (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Композиция следующая: во вступительной части оп­ределяется цель исследования. В основной части излагаются имею­щиеся факты, рассказывается о технологии их получения, прово­дятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вы­вод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе. Логическая схема текста с использованием индукции:

цель исследования → накопление фактов, анализ,

обобщение → выводы.

Аналогия – это метод, который исходит из того, что если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Этот метод используется при построении учебников, научной исследовательской работы студентов.

Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная про­блема и формулируются закономерности. Например, в ходе лек­ции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участни­ками мыслительного процесса, вовлекая их в ход рассуждения.

Не менее важным при построении текста является и расположение материала вокруг основного вопроса. Различают 3 метода организации текста:


  • концентрический метод – расположение материала вокруг главного вопроса, проблемы;

  • ступенчатый метод – последовательное изложение материала – одного вопроса (проблемы) за другим;

  • исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание тех изменений, какие произошли с течением времени.

Таким образом, к особенностям научного стиля относятся точность, логичность, аргументированность, использование терминов. Кроме того, важно помнить о способах построения научного текста и о методах логи­ческого изложения материала в нем.




Использованная литература

Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 70 – 77).

В ОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ


  • Каковы основные языковые особенности научного стиля речи?

  • Какие требования предъявляются к терминам?

  • На какие группы делится терминология?

  • Какие типы научных текстов выделяются?

  • Каковы методы логической организации научного текста?




Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:

    • Рассуждение, описание это или повествование?

    • Какой метод, индуктивный или дедуктивный, использует автор?

    • Сформулирована ли гипотеза?

    • Как строится доказательство?

    • Какие термины использовал автор?

    • Выдержаны ли автором логичность и точность изложения?




ТЕСТЫ


  1. Т ест 1. Понятийная точность и абстрактность являются доминантой стиля официально-делового;

  1. научного;

  2. художественного;

  3. публицистического;

  4. официально-делового.

  1. Не относится (-ятся) к лексическим особенностям научного стиля

  1. общенаучная терминология

  2. преобладание абстрактной лексики над конкретной

  3. речевые клише (представляет собой, заключается в)

  4. разговорные слова

  1. Не относится (-ятся) к морфологическим особенностям научного стиля

  1. формы родительного падежа существительных

  2. местоимение мы

  3. глаголы в форме настоящего времени (слова соединяются)

  4. жаргонизмы и просторечные слова

  1. Не относится (-ятся) к синтаксическим особенностям научного стиля

  1. риторические восклицания

  2. причастные и деепричастные обороты

  3. вводные слова и конструкции

  4. уточняющие и пояснительные конструкции

  1. Для научного стиля речи не характерна лексика

  1. общеупотребительная

  2. просторечная

  3. общенаучная

  4. терминологическая

  1. Для письменной научной речи предпочтительна фраза:

  1. Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна.

  2. Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью.

  3. Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью.

  4. Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.

  1. Слова: во-первых, во-вторых, в-третьих – указывают на


  1. отношение говорящего к высказываемой мысли

  2. логическую последовательность изложения

  3. источник информации

  4. уверенность или неуверенность говорящего

  1. Слова: к нашему счастью, к нашему огорчению, к сожалению – указывают на

  1. отношение говорящего к высказываемой мысли

  2. логическую последовательность изложения

  3. источник информации

  4. уверенность или неуверенность говорящего

  1. Научное описание имеет цель -

  1. проверить истинность или ложность какого - либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению

  2. зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки

  3. подтвердить или опровергнуть истинность значений, носивших характер гипотез

  4. раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение)

  1. Описание явления или предмета путем перечисления его признаков - это

  1. текст-рассуждение

  2. текст-описание

  3. текст-повествование

  4. текст-размышление

  1. Аргументация «от аргументов к выводу» определяется как

  1. индуктивная

  2. дедуктивная

  3. нисходящая

  4. восходящая

  1. Аргументация «от тезиса к аргументам» («от общего к частному») определяется как

  1. индуктивная

  2. дедуктивная

  3. нисходящая

  4. восходящая

  1. В ситуации: В ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предполагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса - описан метод логической организации научного текста

  1. аналогия

  2. дедукция

  3. индукция

  4. проблемное изложение


  1. В ситуации: Оратор разрушает реальные или возможные контраргументы оппонента – используется аргументация

  1. опровергающая

  2. односторонняя

  3. поддерживающая

  4. восходящая

  1. В ситуации: Оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует – используется аргументация

  1. опровергающая

  2. односторонняя

  3. поддерживающая

  4. восходящая

  1. Термин - это

  1. письменная речь, связанная нормами

  2. мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности

  3. слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности

  4. краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом

  1. К особенностям термина не относится

  1. системность

  2. наличие дефиниции

  3. стилистическая нейтральность

  4. экспрессивность

  1. Монография относится к научному подстилю

  1. собственно научному

  2. научно-информационному

  3. научно-справочному

  4. научно-популярному

  1. Очерк относится к научному подстилю

  1. учебно-научному

  2. научно - информационному

  3. научно-популярному

  4. научно - справочному

  1. Реферат относится к научному подстилю

  1. научно-информационному

  2. собственно научному

  3. учебно-научному

  4. научно-справочному