Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка результатов: По каждому столбцу посчитайте алгебраическую сумму, т.е. с учетом знаков, зачеркнутые цифры не считайте. При подсчете цифры в бланке соответствуют баллу за данный вопрос. Запишите их в строку «результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для Вас тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (Техника), З (Знак), Х (художественный образ), Ч (Человек). Максимальное число баллов в каждом столбце 8, что говорит о ярко выраженных склонностях в какой-то определенной сфере деятельности. Минимальное количество в колонке означает отсутствие склонностей к деятельности в этой профессиональной сфере.
Опросник «Профессиональная готовность»
(на основании психологической классификации профессий Е.А.Климова Л.Н.Кабардовой )
Инструкция: Прочитайте предложенные высказывания, каждое из которых Вам необходимо оценить по трем критериям.
Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-либо делать или наличие способности. Второй — ваше отношение к определенному виду действий. Третий — Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «Я умею или я мог бы»; 2) «Мне нравится, я хотел бы»; 3) «Я намерен».
Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет».
Ответы необходимо дать на все высказывания, время диагностики не ограничено.
Текст опросника
-
Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования. -
Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы. -
Выявлять неисправности и ремонтировать механические и электротехнические приборы, механизмы, используемые в быту (замок, утюг, светильник и т.д.). -
Выращивать растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение). -
Писать стихи, прозу, заметки. -
При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения. -
Вносить изменения в привычный способ выполнения работы. -
Составлять план местности, ориентироваться в незнакомом лесу, городе. -
Ремонтировать электронную аппаратуру. -
Коллекционировать растения, изучать их различные виды. -
Создавать художественные изделия и сувениры из бумаги, ткани, дерева и т.д. -
Объяснять содержание учебного материала или способ решения сложной задачи. -
Познавать новое, расширять свой кругозор, компетентность. -
Разрабатывать рекламные проспекты, буклеты. -
По четкому образцу (чертежу, плану) создавать изделия (техническое устройство, модель и пр.). -
Выводить новые сорта растений. -
Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры. -
Оказывать реальную помощь больным людям. -
Заниматься творческой деятельностью. -
Работать с текстом на иностранном языке. -
Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия. -
Отдавать много времени уходу и наблюдению за какимнибудь животным. -
Сочинять музыку, песни. -
Заниматься с детьми младшего возраста (играть, обучать). -
Выполнять задания по математике, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. -
Придумывать и создавать различные изделия, используя какие-либо детали. -
Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучая их повадки и поведение. -
Разыгрывать перед зрителями роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу. -
Правильно распознавать причины поступков людей и их поведения. -
Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, устанавливать определенные следствия и закономерности. -
Быстро и правильно представлять расположение предметов или фигур в пространстве, по схеме или чертежу. -
Разбираться в породах диких или домашних животных. -
Исполнять музыкальные произведения или танцевальные номера. -
Оказывать влияние на людей. -
Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов (составлять карты, чертежи, графики). -
Находить более удобный и рациональный способ решения какой-либо задачи. -
Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду. -
Придумывать и создавать новые модели одежды, причесок, украшений и т.д. -
Организовывать деятельность группы людей. -
Длительное время работать с архивными материалами, устанавливая истинность каких-либо событий. -
Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах. -
При уходе за животными или растениями выполнять необходимый для этого физический труд, сопровождающийся грязью, запахом, отходами жизнедеятельности. -
Рецензировать, оценивать работу художников, писателей, режиссеров и других представителей творческих профессий. -
Руководить работой других людей. -
Проверять правильность и логичность написанного текста, исправлять ошибки. -
Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. -
Изучать разделы по биологии, читая дополнительную специальную литературу. -
Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений. -
Для выполнения работы вступать во взаимодействие с малознакомыми или незнакомыми людьми. -
Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чертить, проверять). -
Решать какие-либо задачи на компьютере, заниматься программированием. -
Длительное время изучать на практике объекты животного или растительного мира. -
Настойчиво и терпеливо заниматься оформлением помещений. -
Рекламировать и выгодно продавать товары.
Бланк ответов
-
1. Я умею или я мог бы.
Да (+)
Нет (–)
2. Мне нравится, я хотел бы.
Да (+)
Нет (–)
3. Я намерен.
Да (+)
Нет (–)
З
Т
П
Х
Ч
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
Обработка и интерпретация результатов.
Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам, соответствующим вышеуказанным типам профессий. Каждый положительный ответ, обозначенный знаком «+», эквивалентен одному баллу. Подсчет результатов осуществляется дифференцированно по шкалам (1 — умение, 2 — отношение, 3 — намерение) в каждом типе профессий. Затем вычисляется итоговый балл по каждой шкале (З, П, Т, Х, Ч). Результаты фиксируются в бланке ответов. Предпочтительная для испытуемого сфера деятельности (или несколько сфер) определяется по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки или одинаковы, предпочтение отдается той группе профессий, в которой оценки по второму и третьему параметрам максимально близки к оценкам по первому параметру (умение).
Шкала оценок для определения типа профессии
0—4 балла — отсутствие выраженности профессиональных склонностей;
5—10 баллов — низкий уровень выраженности профессиональных склонностей;
11—14 баллов — средний уровень выраженности профессиональных склонностей;
15—30 баллов — высокий уровень выраженности профессиональных склонностей.
Вопросы № 1, 7, 13, 19 являются фоновыми.
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши
(модификация Г.В.Резапкиной) [21]
Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, плановоэкономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Инструкция
Закончите высказывания, выбрав один из вариантов — «а», «б» или «в», — и обведите соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
-
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
А) общаться с самыми разными людьми;
Б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;
В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.
-
В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
Б) сюжет, действия героев;
В) информация, которая может пригодиться в жизни.
-
Меня больше обрадует Нобелевская премия:
А) в области науки;
Б) за общественную деятельность;
В) в области искусства.
-
Я скорее соглашусь стать:
А) управляющим банка;
Б) главным инженером на производстве;
В) начальником экспедиции.
-
Будущее людей определяют:
А) достижения науки;
Б) развитие производства;
В) взаимопонимание между людьми.
-
На месте директора школы я прежде всего займусь:
А) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры); Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
В) разработкой новых технологий обучения.
-
На технической выставке меня больше привлечет:
А) внешний вид экспонатов (цвет, форма); Б) внутреннее устройство экспонатов;
В) их практическое применение.
-
В людях я ценю прежде всего:
А) мужество, смелость, выносливость;
Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
В) ответственность, честность, аккуратность.
-
В свободное от работы время я буду:
А) писать стихи или рисовать; Б) ставить различные опыты;
В) тренироваться.
-
В заграничных поездках меня больше привлечет:
А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
Б) деловое общение;
В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
-
Мне интереснее беседовать:
А) о машине нового типа;
Б) о новой научной теории;
В) о человеческих взаимоотношениях.
-
Если бы в моей школе было три кружка, я бы выбрал:
А) технический;
Б) музыкальный;
В) спортивный.
-
В школе больше внимания следует уделять:
А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками; Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
В) укреплению дисциплины.
-
Я с большим интересом смотрю:
А) научно-популярные фильмы; Б) программы о культуре и искусстве;
В) спортивные программы.
-
Мне было бы интереснее работать:
А) с машинами, механизмами;
Б) с объектами природы;
В) с детьми или сверстниками.
-
Школа в первую очередь должна:
А) давать знания и умения;
Б) учить общению с другими людьми;
В) обучать навыкам работы.
-
Каждый человек должен:
А) вести здоровый образ жизни;
Б) иметь возможность заниматься творчеством;
В) иметь удобные бытовые условия.
-
Для благополучия общества в первую очередь необходима:
А) защита интересов и прав граждан; Б) забота о материальном благополучии людей;
В) наука и технический прогресс.
-
Мне больше всего нравятся уроки:
А) физкультуры; Б) математики;
В) труда.
-
Мне интереснее было бы:
А) планировать производство продукции;
Б) изготавливать изделия;
В) заниматься сбытом продукции.
-
Я предпочитаю читать статьи:
А) о выдающихся ученых и их открытиях; Б) о творчестве художников и музыкантов;
В) об интересных изобретениях.
-
Свободное время я охотнее провожу:
А) делая что-нибудь по хозяйству;
Б) с книгой;
В) на выставках и концертах.
-
Больший интерес у меня вызовет сообщение:
А) о художественной выставке; Б) о ситуации на фондовых биржах;
В) о научном открытии.
-
Я предпочитаю работать:
А) в помещении, где много людей; Б) в необычных условиях;
В) в обычном кабинете.
Обработка и анализ результатов.
После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в клетках нижней строчки.
10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность;
7—9 баллов — средне выраженная профессиональная склонность;
4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность;
0—3 балла — профессиональная склонность не выражена.
В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:
-
— склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочноинформационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности. -
— склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. -
— склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию. -
— склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. -
— склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам. -
— склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.