Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 590

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка результатов: По каждому столбцу посчитайте алгебраическую сумму, т.е. с учетом знаков, зачеркнутые цифры не считайте. При подсчете цифры в бланке соответствуют баллу за данный вопрос. Запишите их в строку «результаты». Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для Вас тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (Техника), З (Знак), Х (художественный образ), Ч (Человек). Максимальное число баллов в каждом столбце 8, что говорит о ярко выраженных склонностях в какой-то определенной сфере деятельности. Минимальное количество в колонке означает отсутствие склонностей к деятельности в этой профессиональной сфере.

Опросник «Профессиональная готовность»

(на основании психологической классификации профессий Е.А.Климова Л.Н.Кабардовой )

Инструкция: Прочитайте предложенные высказывания, каждое из которых Вам необходимо оценить по трем критериям.

Первый критерий характеризует Вашу подготовленность, умение что-либо делать или наличие способности. Второй — ваше отношение к определенному виду действий. Третий — Ваше намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом: 1) «Я умею или я мог бы»; 2) «Мне нравится, я хотел бы»; 3) «Я намерен».

Если Вы считаете, что тот или иной вариант высказывания отражает Вашу подготовленность, отношение или намерение, то дайте ответ «да», в противном случае — ответ «нет».

Ответы необходимо дать на все высказывания, время диагностики не ограничено.

Текст опросника

  1. Выполнять работу по инструкции, программе, соблюдая все указанные требования.

  2. Анализировать содержание научных, учебных, художественных текстов; выделять главное, делать обобщения, выводы.

  3. Выявлять неисправности и ремонтировать механические и электротехнические приборы, механизмы, используемые в быту (замок, утюг, светильник и т.д.).

  4. Выращивать растения, своевременно выполняя все работы, обеспечивающие их рост и развитие (полив, пересадку, удобрение).

  5. Писать стихи, прозу, заметки.

  6. При общении с людьми сдерживать внешние проявления раздражения, плохого настроения.

  7. Вносить изменения в привычный способ выполнения работы.

  8. Составлять план местности, ориентироваться в незнакомом лесу, городе.

  9. Ремонтировать электронную аппаратуру.

  10. Коллекционировать растения, изучать их различные виды.

  11. Создавать художественные изделия и сувениры из бумаги, ткани, дерева и т.д.

  12. Объяснять содержание учебного материала или способ решения сложной задачи.

  13. Познавать новое, расширять свой кругозор, компетентность.

  14. Разрабатывать рекламные проспекты, буклеты.

  15. По четкому образцу (чертежу, плану) создавать изделия (техническое устройство, модель и пр.).

  16. Выводить новые сорта растений.

  17. Создавать произведения изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры.

  18. Оказывать реальную помощь больным людям.

  19. Заниматься творческой деятельностью.

  20. Работать с текстом на иностранном языке.

  21. Собирать и составлять схемы различных приборов и устройств, разбираться в принципе их действия.

  22. Отдавать много времени уходу и наблюдению за какимнибудь животным.

  23. Сочинять музыку, песни.

  24. Заниматься с детьми младшего возраста (играть, обучать).

  25. Выполнять задания по математике, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

  26. Придумывать и создавать различные изделия, используя какие-либо детали.

  27. Специально наблюдать за жизнью животных в природе, изучая их повадки и поведение.

  28. Разыгрывать перед зрителями роли в спектаклях, декламировать стихи, прозу.

  29. Правильно распознавать причины поступков людей и их поведения.

  30. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных, устанавливать определенные следствия и закономерности.

  31. Быстро и правильно представлять расположение предметов или фигур в пространстве, по схеме или чертежу.

  32. Разбираться в породах диких или домашних животных.

  33. Исполнять музыкальные произведения или танцевальные номера.

  34. Оказывать влияние на людей.

  35. Работать с информацией, представленной в виде условных знаков, символов (составлять карты, чертежи, графики).

  36. Находить более удобный и рациональный способ решения какой-либо задачи.

  37. Длительное время проводить на свежем воздухе, работать в саду в любую погоду.

  38. Придумывать и создавать новые модели одежды, причесок, украшений и т.д.

  39. Организовывать деятельность группы людей.

  40. Длительное время работать с архивными материалами, устанавливая истинность каких-либо событий.

  41. Выполнять задания по химии, разбираться в химических процессах.

  42. При уходе за животными или растениями выполнять необходимый для этого физический труд, сопровождающийся грязью, запахом, отходами жизнедеятельности.

  43. Рецензировать, оценивать работу художников, писателей, режиссеров и других представителей творческих профессий.

  44. Руководить работой других людей.

  45. Проверять правильность и логичность написанного текста, исправлять ошибки.

  46. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

  47. Изучать разделы по биологии, читая дополнительную специальную литературу.

  48. Обсуждать достоинства и недостатки художественных произведений.

  49. Для выполнения работы вступать во взаимодействие с малознакомыми или незнакомыми людьми.

  50. Тщательно выполнять кропотливую работу (писать, чертить, проверять).

  51. Решать какие-либо задачи на компьютере, заниматься программированием.

  52. Длительное время изучать на практике объекты животного или растительного мира.

  53. Настойчиво и терпеливо заниматься оформлением помещений.

  54. Рекламировать и выгодно продавать товары.


Бланк ответов

1. Я умею или я мог бы.

Да (+)

Нет (–)













2. Мне нравится, я хотел бы.

Да (+)

Нет (–)













3. Я намерен.

Да (+)

Нет (–)


















З



Т



П



Х



Ч





1

2

3



1

2

3



1

2

3



1

2

3



1

2

3



1

2

3

1







2







3







4







5







6







7







8







9







10







11







12







13







14







15







16







17







18







19







20







21







22







23







24















25







26







27







28







29















30







31







32







33







34















35







36







37







38







39















40







41







42







43







44















45







46







47







48







49















50







51







52







53







54























Обработка и интерпретация результатов.

Обработка результатов осуществляется по пяти шкалам, соответствующим вышеуказанным типам профессий. Каждый положительный ответ, обозначенный знаком «+», эквивалентен одному баллу. Подсчет результатов осуществляется дифференцированно по шкалам (1 — умение, 2 — отношение, 3 — намерение) в каждом типе профессий. Затем вычисляется итоговый балл по каждой шкале (З, П, Т, Х, Ч). Результаты фиксируются в бланке ответов. Предпочтительная для испытуемого сфера деятельности (или несколько сфер) определяется по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки или одинаковы, предпочтение отдается той группе профессий, в которой оценки по второму и третьему параметрам максимально близки к оценкам по первому параметру (умение).

Шкала оценок для определения типа профессии

0—4 балла — отсутствие выраженности профессиональных склонностей;

5—10 баллов — низкий уровень выраженности профессиональных склонностей;

11—14 баллов — средний уровень выраженности профессиональных склонностей;

15—30 баллов — высокий уровень выраженности профессиональных склонностей.

Вопросы № 1, 7, 13, 19 являются фоновыми.

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши

(модификация Г.В.Резапкиной) [21]

Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, плановоэкономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Инструкция

Закончите высказывания, выбрав один из вариантов — «а», «б» или «в», — и обведите соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

  1. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

Б) сюжет, действия героев;


В) информация, которая может пригодиться в жизни.

  1. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

  1. Будущее людей определяют:

А) достижения науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание между людьми.

  1. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры); Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

  1. На технической выставке меня больше привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма); Б) внутреннее устройство экспонатов;

В) их практическое применение.

  1. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, честность, аккуратность.

  1. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или рисовать; Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

  1. В заграничных поездках меня больше привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

  1. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

  1. Если бы в моей школе было три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

  1. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками; Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

  1. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы; Б) программы о культуре и искусстве;

В) спортивные программы.

  1. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

  1. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

  1. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;


Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.

  1. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан; Б) забота о материальном благополучии людей;

В) наука и технический прогресс.

  1. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры; Б) математики;

В) труда.

  1. Мне интереснее было бы:

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

  1. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях; Б) о творчестве художников и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

  1. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-нибудь по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках и концертах.

  1. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке; Б) о ситуации на фондовых биржах;

В) о научном открытии.

  1. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей; Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.

Обработка и анализ результатов.

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в клетках нижней строчки.

10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность;

7—9 баллов — средне выраженная профессиональная склонность;

4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность;

0—3 балла — профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

  1. — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочноинформационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

  2. — склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

  3. — склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.

  4. — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

  5. — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.

  6. — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.