Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1951. Т.1.

Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспита­ния школьников. М., 1989.

Положение о физическом воспитании учащихся общеобразователь­ной школы //Сборник инструктивно-методических материалов по фи­зическому воспитанию /Сост. В.П.Богословский. М., 1984.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического вос­питания. М., 1987.

Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.

Глава 26

Формирование мировоззрения

Школьников в общей системе

Учебно-воспитательной работы*

  1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы.

  2. Основные виды мировоззрения.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение.

5. Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного миро­ воззрения.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­ собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­ щихся.

1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы. В преды­дущих главах освещены вопросы формирования у уча­щихся социальных, нравственных и эстетических отно­шений. Более обобщенным и высшим уровнем отноше-

* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.

454

ний личности к окружающему миру и действенным регу­лятором ее поведения и деятельности является мировоз­зрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фак­тора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.

Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоз­зрение не только оказывает действенное влияние на духов­ное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.


Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473—1543), хотя подвергался неслыханным гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.

Великий итальянец Джордано Бруно (1548—1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концеп­цию о бесконечности и бесчисленном количестве звездных галактик во Вселенной. Его учение было признано ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верен своему мировоззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказано так: "Называем, провозглашаем, осужда­ем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаян­ным, упорным и непреклонным еретиком". Сам же Бруно бросил в лицо судьям: "Вы с большим страхом произноси­те приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение".

Другой известный итальянский ученый Галилео Га­лилей (1564—1642), убежденный в том, что Земля нахо­дится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуж­дение отречься от этой "ереси", шепчет про себя: "А все же она вертится..."

Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, будучи ране­ным, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Родине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воинской присяге.

Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоз-

455

зрения. Так, протопоп Аввакум — глава русского право­славного раскола — настойчиво выступал против цер­ковных реформ патриарха Никона. По решению церков­ного собора в 1653 году он был сослан с семьей в Сибирь, в г.Тобольск. В 1667 году был опять осужден и сослан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а за­тем, как не покорившийся, по указу царя Федора был сожжен на костре, подав изумительный пример безза­ветной убежденности. До конца оставалась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница -боярыня Морозова, которая была сослана в г.Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо показал художник В.И.Суриков в широко известной картине "Бо­ярыня Морозова".

Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и по­зволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они проявляются?


Информационно-отражательная функция мировоз­зрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в созна­нии человека в соответствии с его мировоззрением. Ми­ровоззрение выполняет роль призмы, через которую пре­ломляются все внешние воздействия. Так, например, чело­век с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений ис­ходит из принципа детерминизма, то есть ищет те мате­риальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.

Ориентационно-регулятивная функция мировоззре­ния связана с тем, что поведение и деятельность чело­века определяются его сознанием, его взглядами и убеж­дениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеж­дения, то они, как правило, определяют его действия и поступки. Вспомним Л.Н.Толстого. Произошедший в конце 70-х — начале 80-х годов перелом в его мировоз­зрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятель­ности и поведении. Помощь Л.Н.Толстого голодающим,

456

протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его "чудачества": шитье сапог, работа за плу­гом, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны — все это явилось следствием его изменившегося миропо­нимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соответствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывается от владения недви­жимым имуществом, землей, от авторского права на пос­ледние свои сочинения, передавая его желающим безвоз­мездно печатать и издавать их.

Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудо­вого народа до 1917 года при царской власти. Даже сре­ди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них ут­верждают, что тогда Россия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются дока­зывать совсем иное и говорят об отсталости российского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззрен­ческие подходы к освещению этой проблемы.

Как видим, мировоззрение имеет существенное значе­ние как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в сво­ем сознании и поведении явления и события окружаю­щего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.


2. Основные виды мировоззрения. Собственные пред­ставления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого чело­века. Но качественная характеристика этих представле­ний, взглядов и отношений бывает различной. В зависи­мости от содержания мировоззрения и его связей с науч­ными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно гово­рить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, а также представителей различных политиче­ских течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?

Научное мировоззрение опирается на научную карти­ну мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе

457

научного анализа и теоретического осмысления причин­но-следственных связей, характеризующих развитие при­родных и общественных явлений. Научное мировоззре­ние создает надежную основу для предвидения возмож­ного развития того или иного явления, процесса и по­зволяет сознательно управлять ими. Оно является объек­тивно верным. Но поскольку наука развивалась посте­пенно, поэтому и научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древ­негреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрож­дения и т.д. Нередко под научным мировоззрением по­нимают определенные естественнонаучные концепции мироздания, например гелиоцентрическую или механи­ческую.

Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источ­ником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт лич­ности. В его основе лежит вера человека в существова­ние Бога или других сверхъестественных сил, бессмер­тия души и т.д. Вместе с тем деятели религии не только предпринимают попытки опираться на "потусторонние" силы, но и используют физические, исторические, фило­софские и социологические знания, особенно те, кото­рые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожале­нию, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?


Здесь следует исходить из того, что религия представ­ляет собой мощный пласт человеческой культуры. По­этому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь то или иное представление о Биб­лии и Коране, о присущих им образах, идеях, так как они оказывают огромное воздействие на развитие куль-

458

туры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции — свободомыслии и атеизме. Государ­ство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас светская и отделена от религии, ее задача — формировать научное мировоз­зрение, воспитывать у учащихся представления о науч­ной картине мира и правильно истолковывать роль рели­гии в обществе.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовно­го опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское по­знание и обычно отражает внешние, не всегда существен­ные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти признаки зачастую составляют основу зна­ний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя огульно утверждать, что это миро­воззрение якобы не дает человеку возможности правиль­но понимать окружающий его мир. Есть множество при­меров того, когда человек, не владеющий глубоко науч­ными знаниями, довольно верно рассуждает об окружа­ющих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.

Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение по­зволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как пока­зывает практика, люди с религиозным и обыденным ми­ровоззрением хорошо служат родине, совершают высо­конравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственнос­ти, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось, должна способствовать и использовать обучение и воспитание для формирования у учащихся научного мировоззрения. Поэтому в дальней­шем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.

3. Сущность мировоззрения и его внутренняя струк­тура. Термин "мировоззрение" (миросозерцание) возник в конце XVIII века и впервые стал использоваться пред­ставителями немецкой классической философии. Тем не