Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Дидактические и воспитательные условия, спо­собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и вне­классной работы. Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее суще­ственных дидактических и воспитательных условий, со­здающих предпосылки для перевода усваиваемых зна­ний во взгляды и убеждения учащихся и выработки у них научного мировоззрения. Что же это за условия?

Первым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логи­ческой убедительности и непротиворечивости всех ус­ваиваемых выводов мировоззренческого характера. Реа­лизация этого положения достигается следующими пу­тями.

Во-первых, изложение материала должно осуществ­ляться на основе ярких и убедительных фактов и их глу­бокого анализа. А.М.Горький подчеркивал, что "учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам"1. Поэтому учителю необходи­мо внимательно подбирать и анализировать фактический материал и убедительно подводить учащихся к тем или иным мировоззренческим выводам.

Если, например, изучается материал о том, что долгое время люди представляли Землю плоской и что она якобы находится в центре Вселенной, очень важно показать, как постепенно ученые получали материал, который свидетель­ствовал о необоснованности подобных взглядов. Особен­но убедительным в этом отношении является путешествие Магеллана вокруг Земли, а также открытие Америки Хри­стофором Колумбом. В конце концов было доказано, что Земля представляет собой форму шара и вращается вокруг Солнца.

1 Горький AM. Собр. соч. М., 1953. Т. 25. С. 224.

466

Или другой пример. При изучении истории Отечествен­ной войны 1812 года раскрывается размах партизанского движения в борьбе с французами. Здесь и возникают воп­росы: чего хочет достичь учитель на уроке и какие факты, в каком изложении окажут наиболее сильное воздействие на формирование мировоззрения учащихся? Видимо, нуж­но показать, что в составе партизанских отрядов были и крепостные крестьяне, и солдаты, и женщины, и подрост­ки. О чем это свидетельствовало? О большом патриотиз­ме россиян, об их стремлении защитить свою родину от врага, о всенародном характере войны.

Во-вторых, в процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений, процессов, уяснение заклю­ченных в них причинно-следственных связей. Долгое время, например, людям были непонятны причины разви­тия растительного и животного мира, исчезновения одних видов и стойкости выживания других. Появление тео­рии Ч.Дарвина о естественном отборе позволило дать материалистическое объяснение этих причин и лишило их мистической окраски. Осмысление идей генетики убе­дительно раскрывает материалистическую основу наслед­ственности и разоблачает научную несостоятельность лысенковского "учения" о передаче по наследству тех свойств и качеств, которые приобретаются живыми орга­низмами под влиянием внешних воздействий.


В-третьих, нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов, развивать их пытли­вость и потребность в осмыслении всех явлений, проис­ходящих в природе и обществе. В связи с перестройкой и обновлением всех сфер жизни общества школьники не перестают размышлять и дискутировать о причинах тех трудностей, которые возникли у нас в ходе осуществля­емых преобразований, а также о путях их преодоления. Вопросы не простые, но школа не может от них уходить, как это бывало в прошлом. Искренний и глубокий ана­лиз серьезных недостатков, которые допускались и допус­каются в ходе перестройки, будет способствовать форми­рованию правильного отношения к тем социально-эко­номическим преобразованиям, которые осуществляются.

Вторым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний во взгляды, и убеждения учащихся является придание обучению общественной направленно­сти. Здесь имеет значение раскрытие социально-полити-

467

ческой основы общества, разграничение в нем различных. политических сил и партий, их отношение к тем сдви­гам, которые происходят в демократическом развитии общества. Учащиеся должны уяснить, в каком направ­лении мы движемся, какие прогрессивные преобразова­ния осуществляются в нашей экономике и социальных отношениях.

Третьим дидактическим и воспитательным услови­ем формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изуче- нии программного материала. "История — школа пове­дения. В прошлом люди ищут и находят нужные об­разцы... На героических традициях родной истории вос­питывается наше молодое поколение"1.

Исторический подход в обучении является средством повышения у учащихся интереса к познанию и способ­ствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Д.К.Максвелл по этому поводу писал2:

Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтере­совавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития... открытий.

В то же время он отмечал, что историзм в обучении позволяет более обстоятельно овладевать изучаемым ма­териалом, так как "наука усваивается всегда наиболее полно в состоянии ее возникновения.

Для формирования мировоззрения историзм в обуче­нии помогает раскрывать генезис и сложные пути разви­тия истины в науке, освещает борьбу между силами про­гресса и реакции, способствует осознанию закономернос­тей эволюции природных явлений и общественно-эконо­мических изменений. Например, учащиеся при изуче­нии истории познают причины возникновения мифичес­ких представлений о развитии природы и общества, а также религиозных верований как своеобразной формы идеологии. Вместе с тем исторический материал из различных отраслей знаний помогает школьникам осоз­навать объективные социально-экономические предпосыл­ки развития общества.


Четвертым дидактическим и воспитательным ус­ловием формирования мировоззрения и перевода знаний

1 Гулыга А.В. Эстетика истории. М., 1974. С. 25.

2 Цит. по: Дуков В.М. Электрон. М., 1966. С. 6.

468

в убеждения является развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В разделе дидактики подчеркивалось, что в буквальном смысле знания уча­щимся нельзя ни "передать", ни "привить", что овладе­ние ими происходит только в процессе активной позна­вательной деятельности самих учащихся. На эту сторону организации учебной работы дидакты обращают самое серьезное внимание, подчеркивая ее значение как для улучшения успеваемости, так и для воспитания. М.Н.Скаткин подчеркивал1:

Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обя-: зательно сам ученик под руководством и с помощью учи­теля. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся.

Для развития познавательной активности и самостоя­тельности учащихся необходимо широко использовать весь арсенал методов и приемов обучения, обращая са­мое серьезное внимание на возбуждение внутренних про- тиворечий между знанием и незнанием и формирование на этой основе потребности в учении и учебных интере- сов, а также придание обучению проблемного характера, практикуя различные виды работы с учебником, прове- дение уроков-семинаров, уроков-диспутов и т.д. Не меньшее значение имеет развитие познавательной самостоятельности и активности в системе внеклассной учебно-воспитательной работы. Вот почему при проведе- нии различных внеурочных мероприятий — бесед, утрен- ников, кружковых занятий, диспутов, читательских кон-ференций и т.д. на нравственные, эстетические и физ- культурно-спортивные темы — необходимо добиваться не только их глубокой научной содержательности, но и акти­визации мыслительной деятельности учащихся, обога­щения их научными представлениями и понятиями, шире использовать дискуссионные формы работы.

Пятым дидактическим и воспитательным услови­ем перевода знаний в убеждения является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому

1 Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. С. 17.

469

материалу. Эмоционально-положительное отношение к учению прежде всего стимулирует познавательную актив­ность школьников. В то же время оно помогает глубже осмысливать сущность изучаемых природных и обще­ственных явлений, способствует формированию субъек­тивного отношения к усваиваемым знаниям, позволяет проникнуться верой в их истинность. Обращая внимание на эту сторону познавательной деятельности, необходи­мо помнить, что без эмоциональных переживаний никогда не было и не может быть человеческого искания истины.


Какие же приемы учебной работы способствуют повы­шению эмоциональности обучения? Большое значение здесь имеет умение учителя строить свое изложение на ярком фактическом материале, дополнять учебник инте­ресными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать поучительные при­меры из жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей и т.д.

В повышении эмоциональности обучения и возбужде­ния у учащихся гражданских чувств исключительно боль­шую роль играют предметы гуманитарного цикла, и в особенности литература. Вполне справедливым является утверждение о том, что ни по каким каналам так глубо­ко не проникнут наши идеи в душу современного моло­дого человека, как по каналам литературы и искусства.

Шестым дидактическим и воспитательным услови­ем формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. Взгляды и убеждения являются не только результатом работы мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Сильнейшее влияние на их формирование оказывают жизненные обстоятельства, та социально-бытовая и нравственная атмосфера, в кото­рой повседневно вращается ученик, и его собственная практическая деятельность. Все это требует планомер­ной организации разнообразной общественно полезной деятельности школьников, в процессе которой они при­обретают жизненный опыт, овладевают трудовыми уме­ниями и навыками, учатся воплощать свои идеи в прак­тические дела. Конкретные вопросы этой проблемы осве­щены в главе о трудовом воспитании.

Седьмым условием формирования у учащихся науч­ного мировоззрения является учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспи-

470

тательной работы. Формирование мировоззрения осу­ществляется в школе начиная с первого класса. Но характер и результаты этой работы в младших, средних и старших классах, естественно, будут различными. При­менительно к младшим классам вряд ли можно говорить о формировании у ребят мировоззрения как стройной системы взглядов и убеждений. Дело в том, что, даже несмотря на повышение теоретического уровня образова­ния в начальных классах, его содержание охватывает преимущественно изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. К тому же круг этих явлений также ограничен возрастными воз­можностями детей. Вместе с тем учащиеся этих классов еще не в состоянии иметь устойчивых мировоззренчес­ких суждений, не говоря уже об убеждениях. Поэтому в младших классах эта работа носит главным образом про­педевтический (от греч. propaideuo — обучаю предвари­тельно) характер и создает лишь фактологическую осно­ву для последующего более глубокого воспитания взгля­дов и убеждений.


Эта особенность и должна накладывать свой отпеча­ток на воспитание. Необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и об­щества и вырабатывался аналитико-синтетический под­ход к их усвоению. В то же время большое значение для формирования взглядов младших школьников имеет мировоззренческое истолкование изучаемого материала учителем, а также побуждение учащихся делать обобща­ющие выводы, вытекающие из ряда изучаемых положе­ний (например, о причинной зависимости явлений при­роды и их взаимообусловленности и т.д.).

Развитие обобщенно-аналитического мышления и ов­ладение подростками изучаемым материалом на поня­тийном уровне позволяют значительно углублять работу по формированию мировоззрения в средних классах. По многим вопросам развития природы и общества у подро­стков складываются твердые взгляды, переходящие в убеждения, формируются нравственные и эстетические идеалы, помогающие им правильно ориентироваться в жизни и избирать верные пути поведения. Об этом, в частности, говорят массовые подвиги подростков в борь­бе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Одна­ко и по отношению к учащимся этих классов еще нельзя

471

говорить о целостной системе взглядов и убеждений. По одним вопросам у подростков могут быть достаточно проч­ные взгляды, по другим их может не быть,— для этого у них еще не хватает ни знаний, ни жизненного опыта. Это ставит перед школой задачу - внимательно изучать те элементы мировоззрения, которые приобретают у под­ростков достаточную устойчивость, и на их основе расши­рять и углублять дальнейшую воспитательную работу в этом направлении.

Что же касается учащихся старших классов, то как содержание учебно-познавательного процесса, так и их познавательные возможности, а также расширяющийся жизненный опыт позволяют проводить целенаправлен­ную работу по формированию у них научного мировоз­зрения во всем объеме и глубине. В то же время следует обращать серьезное внимание на уже отмеченное отста­вание социального и морального становления старше­классников от их интеллектуального развития, что иногда приводит к расхождению слова и поступков и неверным оценкам отдельных явлений окружающей действитель­ности. В этом отношении особенно важное значение име­ет включение старшеклассников в активную обществен­ную работу, расширение и обогащение их жизненного опыта, убедительное разъяснение противоречивых соци­альных и моральных проблем.