ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 320
Скачиваний: 0
Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной работе и др.
Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).
Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К ним относятся:
— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;
548
— демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функ ций; опора на общественное мнение учителей и учащихся, а также родителей; выборность руководящих органов;
персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитате лей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;
умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогов и учащихся на их решении;
поддержание благожелательного психологического микроклимата в школе, основанного на высокой ответ ственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого к своей работе;
- тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;
— поощрение педагогического творчества и инноваци онных поисков в повышении качества учебно-воспита тельного процесса, стимулирование учителей к овладе нию передовым педагогическим опытом.
2. Повышение роли совета школы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Демократизация и гласность в руководстве школой. В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным положением о совете средней общеобразовательной школы.
Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей учителей, учащихся, родителей и общественности в равном количестве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление материально-технической базы школы; при необходимости
549
создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.
В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители (одна треть) педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности.
Совет школы выполняет следующие функции:
— организует реализацию решений конференций школьного коллектива;
— утверждает план развития школы;
- представляет совместно с директором интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную за щиту несовершеннолетних;
определяет на основе представленных методическим (педагогическим) советом школы материалов содержание, методы, средства и формы организации обучения и вос питания учащихся (учебные планы, программы, профи ли дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственно го уровня требований к образованию;
устанавливает режим работы школы;
осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;
— проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную ко миссию при органах народного образования о присвое нии учителям квалификационных категорий;
— поддерживает общественные инициативы и иннова ционные поиски по совершенствованию и развитию обу чения и воспитания;
- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный мате риальный фонд школы;
заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмот рение конференции предложения о продлении или пре кращении их полномочий;
ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.
Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на
550
основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.
3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет. К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся:
руководство педагогическим коллективом, обеспе чение правильного подбора и расстановки кадров, созда ние необходимых условий для повышения их научно-те оретического и психолого-педагогического уровня и сти мулирования педагогического творчества учителей;
контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией вне классной и внешкольной работы;
организация работы по профессиональной ориента ции учащихся;
активизация деятельности ученического самоуправ ления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;
установление в соответствии с трудовым законода тельством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;
поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;
организация работы с родителями учащихся;
укрепление учебно-материальной базы школы;
поддержание необходимого санитарно-гигиеничес кого режима в школе, охрана труда и соблюдение техни ки безопасности в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживаю щего персонала школы;
прием на работу и увольнение с работы обслужива ющего персонала школы;
представление учителей и других работников школы по согласованности с советом школы к мерам поощрения и наградам.
551
Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.
В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входит организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.
В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требования к руководителю школы. Директор школы, его заместители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисциплину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей.
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилетнего образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать видное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы.
Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на основе данных школы и местных советов (домоуправлений).
Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа
552
организует родительские собрания, проводит беседы, организует лекции и доклады, коллективные и индивидуальные консультации для родителей и учащихся по профессиональной ориентации.
Большое место занимают вопросы расширения и укрепления учебно-материальной базы школы. С помощью шефствующих предприятий учителя оборудуют учебные кабинеты, создают фонд учебников и учебных пособий для бесплатного пользования учащимися, укрепляют базу трудового обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются вопросы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.
5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством. Кардинальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов.
Исключительно важное значение имеет научно обоснованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе организуют разработку учителями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяснительных записок и содержания программ. При методической помощи заместителя директора по воспитательной работе планируют свою работу классные руководители. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.
Большое значение имеет продуманное и научно обоснованное расписание занятий, которое составляется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным предметам — математике, физике, химии и языкам. Письменные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитывается также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.
553
Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогической работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.
Не менее существенное значение имеет осуществление контроля со стороны директора школы и его заместителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Контрольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методического содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познавательной деятельности учащихся, совершенствованию самостоятельной учебной работы, осуществление технического обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагогического опыта; г) изучение качества знаний школьников; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д.