Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 320

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и под­разделениями. Это — директор школы, его заместители по учебной и воспитательной работе, помощник дирек­тора по хозяйственной работе и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а так­же родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленчес­ких органов в школе требует организации их правильно­го взаимодействия, координации их работы и эффектив­ного выполнения каждым из этих органов и подразделе­ний своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руко­водящей деятельности. К ним относятся:

— координация, согласованность решений и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе при планировании предстоящей работы, определении ее веду­щих задач и их эффективном решении;

548

— демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функ­ ций; опора на общественное мнение учителей и учащихся, а также родителей; выборность руководящих органов;

  • персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитате­ лей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

  • умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогов и учащихся на их решении;

  • поддержание благожелательного психологического микроклимата в школе, основанного на высокой ответ­ ственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого к своей работе;

- тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и при­нятых в школе решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

— поощрение педагогического творчества и инноваци­ онных поисков в повышении качества учебно-воспита­ тельного процесса, стимулирование учителей к овладе­ нию передовым педагогическим опытом.

2. Повышение роли совета школы в совершенство­вании учебно-воспитательного процесса. Демократи­зация и гласность в руководстве школой. В создании творческой атмосферы и здорового психологического мик­роклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Совет является органом коллегиального управ­ления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обу­чения и воспитания учащихся. Его функции и содержа­ние работы регламентируются специальным положени­ем о совете средней общеобразовательной школы.


Высшим руководящим органом школы является об­щешкольная конференция представителей учителей, уча­щихся, родителей и общественности в равном количе­стве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разра­батывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление ма­териально-технической базы школы; при необходимости

549

создает временные или постоянные комиссии по различ­ным направлениям деятельности школы и устанавлива­ет их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представите­ли (одна треть) педагогических работников, учащихся сред­них и старших классов, родителей и общественности.

Совет школы выполняет следующие функции:

— организует реализацию решений конференций школьного коллектива;

— утверждает план развития школы;

- представляет совместно с директором интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную за­ щиту несовершеннолетних;

  • определяет на основе представленных методическим (педагогическим) советом школы материалов содержание, методы, средства и формы организации обучения и вос­ питания учащихся (учебные планы, программы, профи­ ли дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственно­ го уровня требований к образованию;

  • устанавливает режим работы школы;

  • осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;

— проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную ко­ миссию при органах народного образования о присвое­ нии учителям квалификационных категорий;

— поддерживает общественные инициативы и иннова­ ционные поиски по совершенствованию и развитию обу­ чения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный мате­ риальный фонд школы;

  • заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмот­ рение конференции предложения о продлении или пре­ кращении их полномочий;

  • ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.


Совет школы работает в тесном контакте с админи­страцией и общественными организациями школы на

550

основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

3. Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспита­тельной работой. Определяющую роль в организации и руководстве учебно-воспитательной работой школы иг­рает директор. На должность директора школы назнача­ются органами образования или избираются конферен­цией совета школы лучшие учителя, владеющие органи­заторскими способностями, имеющие необходимую пе­дагогическую квалификацию и стаж практической педа­гогической работы не менее трех лет. К важнейшим фун­кциональным обязанностям директора школы относятся:

  • руководство педагогическим коллективом, обеспе­ чение правильного подбора и расстановки кадров, созда­ ние необходимых условий для повышения их научно-те­ оретического и психолого-педагогического уровня и сти­ мулирования педагогического творчества учителей;

  • контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией вне­ классной и внешкольной работы;

  • организация работы по профессиональной ориента­ ции учащихся;

  • активизация деятельности ученического самоуправ­ ления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;

  • установление в соответствии с трудовым законода­ тельством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;

  • поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;

  • организация работы с родителями учащихся;

  • укрепление учебно-материальной базы школы;

  • поддержание необходимого санитарно-гигиеничес­ кого режима в школе, охрана труда и соблюдение техни­ ки безопасности в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживаю­ щего персонала школы;

  • прием на работу и увольнение с работы обслужива­ ющего персонала школы;

  • представление учителей и других работников школы по согласованности с советом школы к мерам поощрения и наградам.

551

Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитатель­ной работе и другие должностные лица, на которых воз­лагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспи­тательной работе отвечает за организацию учебно-вос­питательного процесса, выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний учащихся, осуществля­ет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учеб­ную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.


В обязанности заместителя директора по воспита­тельной работе входит организация и участие в прове­дении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование классных руководителей и воспитателей групп продленного дня и оказание им помощи в воспитательной работе, а также поддержание деловых контактов с внешкольными обра­зовательно-воспитательными учреждениями, комиссия­ми содействия семье и школе.

В условиях обновления и реформирования всех сфер производственно-экономических отношений, политики, образования и культуры значительно повышаются требо­вания к руководителю школы. Директор школы, его заме­стители должны сочетать в себе глубокую педагогическую образованность и компетентность, деловитость и дисцип­лину, высокую служебную ответственность, инициативный и творческий подход к выполнению своих обязанностей.

4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. В нашей республике предусмотрено осуществление обязательного девятилет­него образования подрастающих поколений. Решение этой важной государственной задачи должно занимать вид­ное место в работе директора, его заместителей и всего педагогического коллектива школы.

Каждая школа имеет свой микрорайон, в пределах которого она отвечает за осуществление обязательного обучения детей, подростков. В школе ведется журнал учета движения учащихся, который заполняется на ос­нове данных школы и местных советов (домоуправлений).

Выполнение закона об образовании требует также разъяснительной работы среди родителей и молодежи о путях получения образования. С этой целью школа

552

организует родительские собрания, проводит беседы, орга­низует лекции и доклады, коллективные и индивидуаль­ные консультации для родителей и учащихся по профес­сиональной ориентации.

Большое место занимают вопросы расширения и укреп­ления учебно-материальной базы школы. С помощью шеф­ствующих предприятий учителя оборудуют учебные каби­неты, создают фонд учебников и учебных пособий для бес­платного пользования учащимися, укрепляют базу трудо­вого обучения и воспитания, организуют горячее питание и т.д. В сельской местности актуальными являются воп­росы подвоза учащихся в школу из отдаленных населенных пунктов или же организации школьных интернатов.

5. Организация и совершенствование учебно-воспи­тательной работы и контроль за ее качеством. Карди­нальной проблемой руководства школой со стороны директора и его заместителей является организация и совершенствование учебно-воспитательного процесса и осуществление контроля за его качеством. Ее решение включает в себя целую совокупность вопросов.


Исключительно важное значение имеет научно обо­снованное планирование учебных занятий. До начала учебного года директор школы и его заместитель по учеб­но-воспитательной работе организуют разработку учите­лями календарных (или тематических) планов изучения программного материала и их обсуждение в предметных комиссиях (методических секциях). Особое внимание следует обращать на глубокое изучение учителями объяс­нительных записок и содержания программ. При мето­дической помощи заместителя директора по воспитатель­ной работе планируют свою работу классные руководите­ли. Им же составляется план-график работы предметных кружков и других форм внеклассных занятий.

Большое значение имеет продуманное и научно обо­снованное расписание занятий, которое составляется за­местителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором. Первыми — третьими часами в нем должны быть занятия по более трудным пред­метам — математике, физике, химии и языкам. Письмен­ные уроки целесообразно чередовать с устными. Учитыва­ется также рациональная организация учебной работы учителей, в частности, нужно сводить к минимуму так называемые "форточки" в их урочных занятиях. В дни, когда классные руководители проводят "воспитательные часы", их уроки обычно ставятся к концу рабочего дня.

553

Следовательно, начало нового учебного года связано с проведением разнообразной организационно-педагогичес­кой работы, которую нужно обязательно закончить до 1 сентября с тем, чтобы весь сложный механизм учебно-воспитательного процесса быстро входил в нормальный ритм.

Не менее существенное значение имеет осуществле­ние контроля со стороны директора школы и его замес­тителей за ходом учебно-воспитательного процесса, его содержанием и методическим совершенствованием. Кон­трольное посещение уроков и внеклассных мероприятий предполагает: а) изучение и анализ их научно-методи­ческого содержания; б) решение учителями наиболее важных учебно-воспитательных задач в системе урочных занятий, например, их работа по активизации познава­тельной деятельности учащихся, совершенствованию са­мостоятельной учебной работы, осуществление техничес­кого обучения на уроках; моральное воспитание и т.д.; в) выявление и распространение передового педагоги­ческого опыта; г) изучение качества знаний школьни­ков; д) определение содержательной и воспитательной действенности внеклассных мероприятий и т.д.