ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 322
Скачиваний: 0
Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию.
Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей в целях улучшения семейного воспитания, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт.
501
Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, которые "плохо ведут" себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С.Макаренко1:
Вы прекрасно понимаете,что обычно вызывают родителей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо себя ведет. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани — не бейте".- "Хорошо, до свидания".
Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему.
А.С.Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил2:
Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью.
Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь.
Идея А.С.Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор этих строк, работая в школе, не раз убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, занимались проблемой развития читательских интересов учащихся и рекомендовали им создавать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К сожалению, положение о влиянии на воспитательную
1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 457-458.
2 Там же. Т.4. С. 480-481.
502
работу семьи через учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо используется в школе.
7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы. Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.
Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций.
Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.
Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.
С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руководят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.
Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Устно составьте план содержания главы.
Какие социальные и педагогические факторы обусловливают не обходимость совместной воспитательной работы школы, семьи и обще ственности?
503
Дайте обоснование, почему школа должна выполнять функции центра организации воспитательной работы с детьми в своем микро районе.
Раскройте содержание и формы организационно-педагогической работы школы с родителями и общественностью.
Какие формы работы используются по педагогическому просве щению родителей? Что такое родительский всеобуч и в чем состоит его назначение?
Какое содержание имеет индивидуальная работа школы с роди телями? В чем заключается сущность идеи о воздействии школы через учащихся на воспитательную работу семьи?
Разработайте текст беседы с родителями на одну из таких тем: "Как помогать детям учиться?", "Как приучать детей к выполнению режима дня?", "Как организовать в семье свободное время детей?" и др.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.
Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. М., 1980.
Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
Макаренко А.С. Книга для родителей //Соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 4. Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М., 1987.
Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.
Сенько В.И. Учителя и родители. Мн., 1987.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика //Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3.
Раздел четвертый
ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Существенное место в педагогике занимает изучение проблем организации народного образования, деятельности должностных лиц в школе, форм и методов руководства учебно-воспитательным процессом. Эти вопросы являются предметом исследования особой педагогической дисциплины — школоведения.
По школоведению написаны объемистые книги. В данном же учебнике освещаются четыре темы: "Система образования и тенденции ее развития в различных странах мира", "Учитель, структура его деятельности и профессиональный рост", "Классный руководитель в школе", "Руководство школой и ее учебно-воспитательной работой".
Глава 29
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА
Развитие образовательно-воспитательных уч реждений как важнейшая предпосылка осуществле ния целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования.
Основные факторы развития системы образо вания.
Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира.
Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь.
1. Развитие образовательно-воспитательных учреждений как важнейшая предпосылка осуществления целей и задач общества в области воспитания. Понятие о системе образования. Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания,
505
немыслимы без создания соответствующей сети образовательно-воспитательных учреждений. Вот почему по мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации образовательно-воспитательных учреждений, а также возрастание их ступенчатости. Вплоть до конца XIX в. в качестве основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться ее более высшие ступени, и в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы. В настоящее время в развитых странах мира средняя школа стала фактически основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию.
Процесс приращения к начальной школе новых ступеней происходил не только сверху, но и снизу. Так, в
XIX в. стала развиваться сеть дошкольных воспитательных учреждений — детских яслей и детских садов, которые в
XX в. получили весьма широкое распространение. Жизнь потребовала также создания и развития специальных сред них и высших учебных заведений для профессиональной подготовки инженерно-технических работников среднего и высшего звена, а также различных специалистов в обла сти культуры и управления. Интенсивное развитие техни ческого базиса производства в XX в. обусловило необходи мость подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий и создания для этой цели профессио нально-технических учебных заведений (училищ), коли чество которых во всех странах мира постоянно возраста ет. Наряду с этим все более разветвленной становится сеть культурно-просветительных учреждений — клубов, дворцов культуры, театров, кинотеатров и т.д.
Одновременно с расширением и развитием образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.
Что же следует понимать под системой образования? Слово система греческого происхождения и в переводе на русский язык означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей.
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функ-
506
ционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
дошкольное воспитание;
общее среднее образование;
внешкольное обучение и воспитание;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
подготовку научных и научно-педагогических кад ров;
— повышение квалификации и переподготовку кадров.
Что же влияет на развитие системы образования?
2. Основные факторы развития системы образования. На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии было обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется и сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профес-