Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 318

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

459

менее определенные представления о самом мировоззре­нии, отражающем его различные свойства и стороны, стали складываться намного раньше, выражаясь через содержание таких понятий, как мудрость, философия, метафизика, религия. Как правило, это были представле­ния о некоем высшем обобщенном знании, наиболее цен­ном и труднопостижимом, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить, согласовы­вать свои действия и поведение с непреходящими зако­нами, господствующими в мире.

Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопе­дии это понятие трактуется так1:

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб чело­вечества, совокупность научных, философских, политичес­ких, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей.

Детализируя сущность мировоззрения, ученые опери­руют такими понятиями, как знания, взгляды, убежде­ния и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жиз­ни и занимать в ней определенную позицию.

Под мировоззрением следует понимать специфичес­кую форму сознания человека, включающего в себя обоб­щенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеа­лов, в которых выражается его отношение к развитию при­роды и общества и которые определяют его обществен­но-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.

Как видим, в качестве важнейших структурных ком­понентов мировоззрения выступают: а) система знаний; б) взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь ука­занные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъек­тивные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Философская энциклопедия: В 4 т. М., 1964. Т. 3. С. 454.

460

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности.

Они связаны с осмыслением и пониманием объектив­ной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание ис­торических событий и т.д. Вполне понятно, что овладе­ние научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдель­ные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют правильное мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение чело­века. Насчет этого немецкий поэт Иоганн Гете писал: "То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня".


Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания сле­дует относить к мировоззренческим? Некоторые иссле­дователи (А.Г.Спиркин, К.К.Платонов, Н.Г.Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщен­ные знания. Другие же (Э.И.Моносзон, Р.М.Рогова) счи­тают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой, но со вторым мнением вряд ли можно согласиться. К.К.Платонов справедливо отмечает1:

Включение в научное мировоззрение всей суммы на­учных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, посколь­ку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания — это означало бы отождествлять на­учное мировоззрение с наукой в целом.

Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, то есть перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.

Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных

Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 216.

461

и общественных явлений, определением своего отноше­ния к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по-разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.

Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда у человека взгляды и оценочные суждения бывают верны­ми, но они не подкрепляются соответствующими действи­ями и поступками. Человек может, например, положи­тельно оценивать принципиальность как черту личнос­ти, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же у человека могут быть правильные взгляды на лицеме­рие как отрицательное качество, тем не менее он сам может проявлять его в своих эгоистических интересах.

В этом смысле более действенным компонентом миро­воззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутрен­них побуждений на деятельность, поведение и личност­ное развитие человека. В качестве этих побуждений высту­пают общественно-политические и нравственно-эстетичес­кие идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представля­ет собой глубокое познание истины и стремление (жела­ние) придерживаться ее во всех обстоятельствах жизни.


Под убеждением следует понимать совокупность глу­боко осмысленных и эмоционально пережитых идей, от­носящихся к идеологии, политике, нравственности и ис­кусству, которые определяют прочность жизненных ори­ентации личности, характер ее деятельности и поведения.

Убеждения есть результат сложнейшего интеллекту­ально-эмоционального процесса и жизненного опыта лич­ности, в результате которых усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и сти­мулов поведения и служат основой укрепления ее волевых усилий. Убеждение — это то, что человек глубоко осмыс­лил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний ме­нее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для созна-

462

ния человека, могут забываться или отбрасываться со­всем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать, как знания. Например, убеждение в том, что центром Все­ленной является Земля, долгое время вызывало у мно­гих людей неприятие гелиоцентрической теории Копер­ника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в кон­це концов изменилось.

Фактически изменение убеждений — это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем ус­тойчивость убеждений есть несомненное достоинство чело­века, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целост­ность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более силь­ного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивыми и часто диаметрально противоположны­ми. Такой человек постоянно находится под чьим-то вли­янием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, дос­тупное примитивному восприятию решение проблем.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea — идея, понятие, представление) — это осмысление и эмоциональное при­нятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием личности. С.Л.Рубинштейн писал1:

Идеал представляет собой не то, чем человек на са­мом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть.


Таким образом, идеал человека — это мысленно-эмоци­ональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах пове­дения и деятельности, становятся стимулом и регулято­ром развития и формирования личности. Обычно в каче­стве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в слу­жении родине, науке, общественному прогрессу.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 119.

463

Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.

Какие же идеи по вопросам развития природы, об­щества и человеческого сознания составляют содержа­ние образования и воспитания в школе и позволяют фор­мировать у учащихся научное мировоззрение?

4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение. Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитар­ным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют заклю­ченные в содержании школьного образования мировоз­зренческие идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Это требует от каждого учи­теля глубокого осмысления этих идей и их умелого ис­пользования для формирования научного мировоззрения учащихся.

К наиболее важным идеям относятся следующие: ма­териальность мира и объективный характер его разви­тия; движение как форма существования материи; пер­вичность материи и вторичностъ сознания; развитие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и кри­терий истины; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство — основа общественного развития; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира.

Перечисленные идеи составляют положительно-утвер­дительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жиз­ненной позиции. Известно, однако, что любое мировоз­зрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей. Так, анти­подом идеи о материальности и объективном характере развития мира являются мифические представления о том, что все в окружающей среде зависит от какой-то сверхъестественной воли и что только в зависимости от этой "воли" происходит эволюция растительного и жи­вотного мира, а также общества и т.д.


Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на разви-

464

тие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в обогащении школьников миро­воззренческими знаниями (идеями) содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий пред­метных кружков, изучение факультативных курсов, разнообразные формы общественной, научной, культур­но-массовой работы, а также разъяснительные меропри­ятия в процессе организации трудовой деятельности, эсте­тического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоззренчески­ми знаниями, помогают связывать их с современностью и жизненной практикой.

В чем же заключаются психолого-педагогические ме­ханизмы превращения научных знаний в систему миро­воззренческих взглядов и убеждений? Какие педагоги­ческие меры способствуют решению этой важнейшей вос­питательной проблемы?

5. Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного миро- воззрения. Исходным в воспитании мировоззрения уча- щихся является положение о том, что в структуре миро- воззрения определяющую роль играет взаимосвязь на­учной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется на­учное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оцени­вать или быть в чем-то убежденным, надо прежде всего иметь необходимые знания. Вот почему в процессе фор­мирования мировоззрения первостепенное значение име­ет овладение учащимися глубокими и прочными знания­ми основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глуб­же проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические воз­можности для выработки научного мировоззрения.

Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматически ведет к выработке научного миро­воззрения. Как отмечено выше, знания могут носить опи­сательно-констатирующий характер и не оказывать су­щественного влияния на взгляды и правильное восприя­тие личностью явлений и событий окружающей жиз-

465

ни. Нужны специальные педагогические усилия и осу­ществление специфической системы воспитательной работы в процессе урочных и внеклассных занятий, ко­торые способствовали бы переводу знаний в личност­ные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у школьников научного ми­ровоззрения.