Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 313

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для того, чтобы закончить среднюю школу, учаще­муся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 —

513

по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д.

В других школах этот выбор охватывает до 300 пред­метов, обязательными же считаются только два — английс­кий язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно боль­ше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.

9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В школе "Ньютон Норс" учебные занятия в неделю со­ ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не прово­ дятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно при­ обретать и углублять свои знания.

10. Преемственность образовательно-воспита­ тельных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обуслов­ лена тем, что быстрое развитие науки и техники, корен­ ные усовершенствования технологии и компьютеризация производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения но­ выми научными достижениями и непрерывного повыше­ ния своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира предпринимаются меры к укрепле­ нию преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, чем обес­ печивается свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специали­ стов.

4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь. Национальная система образова­ния в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреж­дения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и вос­питание, профессионально-техническое образование, сред­нее специальное образование, высшее образование, под­готовку научных и научно-педагогических кадров, по­вышение квалификации и переподготовку кадров.

514

Единство и непрерывность системы образования обес­печивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.


Согласно принятому в 1991 году закону "Об образова­нии в Республике Беларусь", наряду с государственны­ми допускается создание и функционирование негосудар­ственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:

  • приоритет в образовании общечеловеческих ценнос­ тей;

  • национально-культурная основа образования и вос­ питания;

  • научность образования;

  • ориентация на мировой уровень образования;

  • гуманистический характер образования и воспита­ ния;

  • связь обучения и воспитания с общественной прак­ тикой;

  • экологическая направленность образовательно-вос­ питательной работы;

  • преемственность и непрерывность образования;

  • единство обучения, духовного и физического совер­ шенствования;

  • демократизм;

  • светский характер;

  • поощрение и всемерное содействие развитию талан­ тов и способностей;

  • обязательность базового девятилетнего образования.

Если сравнить эти принципы с мировыми тенденция­ми образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают.

Сделан значительный шаг вперед в сравнении с про­шлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ори­ентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние спе­циальные учебные заведения, профессионально-техничес­кие училища и даже высшие учебные заведения.

Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля-

515

ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят уча­щиеся или их родители за обучение.

Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, пред­ставителей общественности.

В настоящее время предпринимаются меры к рефор­мированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие воп­росы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступ­лению в высшие учебные заведения; углубление диффе­ренциации школьного обучения в соответствии со склон­ностями и способностями учащихся; модернизация со­держания образования и придание ему более практичес­кой направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что следует понимать под системой образования?

  2. Какие социально-экономические и педагогические факторы вли­ яют на развитие системы образования?

  3. Какие тенденции являются все более определяющими в разви­ тии системы образования в различных странах мира?

  4. Раскройте структуру системы образования в Республике Бела­ русь и основные принципы ее функционирования и развития.

  5. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще­ ствлять в системе образования нашей республики и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить ка­ чество обучения и воспитания?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап.

Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.

516

Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993.

Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.; Во­ронеж, 1996.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997.

Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество обра­зования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3.

Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной моло­дежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7.

Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4.

Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6.

Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас.

Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2.

Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4.


Глава 30

УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­ тельной работы.

  1. Проблема профессиональной пригодности учи­ теля.

  2. Структура педагогической деятельности учи­ теля и сущность ее отдельных видов.

  3. Ступени профессионального роста учителя: пе­ дагогическая умелость, мастерство, творчество и но­ ваторство.

1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспита­тельной работы. При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учеб­но-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-

517

познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятель­ность учащихся, направленную на их развитие и форми­рование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и вос­питании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".

В школах работает немало учителей, которые добива­ются высокого качества обучения и воспитания, прояв­ляют большое методическое творчество, обогащают пе­редовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитатель­ного процесса. Многим из них присвоены почетные зва­ния "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Стар­ший учитель".

В условиях реформирования и обновления нашего об­щества роль учителя в этих процессах трудно переоце-нить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальней-шего развития общества. В настоящее время осуществ-ляется ряд мер по повышению профессиональной подго­товки учителей в педагогических институтах и универ­ситетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятель­ности в школе, значительно расширяется изучение пси­холого-педагогических дисциплин и углубляется их тео­ретическая и практическая направленность. Совершен­ствуются механизмы отбора абитуриентов при поступле­нии их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факуль­теты и различные курсы для абитуриентов. Предприни­маются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служа­щих других профессий.


Но общественное положение и престиж учителя в не­малой степени зависит от него самого, от его эрудиции и качества работы. Работа учителя относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед ним возни­кает целый ряд профессиональных проблем. Обращен­ность педагогической теории к учителю отнюдь не сни­мает тех трудностей, с которыми он встречается в своей

518

работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обоб­щенные положения о том, как нужно осуществлять обу­чение и воспитание учащихся, в ней фиксируются об­щие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и еди­ничного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учи­теля требуется большая практическая подготовка, педа­гогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.

В настоящее время в школах вводятся должности прак­тических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся.

Тем не менее только учитель в полном объеме облада­ет средствами и умением осуществлять действенное фор­мирование растущей личности, развитие ее мировоз­зрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этой основе зиждется его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу. Он должен ощущать свой высо­кий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо!

2. Проблема профессиональной пригодности учи­теля. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физи­ческих и психических данных, а также соответствующе­го личностного развития. Например, летчик должен об­ладать хорошим зрением, слухом, реактивностью нервной системы, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организа­торские умения и способности человека, его коммуника­бельность. При отсутствии милосердия и высокой нрав­ственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педа-