Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многообразие задач контроля требует определенной си­стемы в его осуществлении. С этой точки зрения выделя­ют различные виды контроля. Так, по своей целевой на­правленности контроль бывает предупредительный и те­кущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирова­ния качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятель­ности и оказания им необходимой методической помощи.

В зависимости от содержания контроль бывает фронталь­ный и тематический. В чем заключается их сущность?

При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленнос­ти, а также качества знаний и поведения учащихся.

При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме-

554

ние учителя осуществлять на уроках развивающее обу­чение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться та­кие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние обще­ственно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.

Посещая урочные и внеклассные занятия, руководи­тели школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учите­лям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, на­оборот, побуждал его к улучшению своей работы.

В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комис­сии (секции), которые возглавляют более квалифицирован­ные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по вос­питательной работе, составляют классные руководители.


В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важней­шим вопросам обучения и воспитания учащихся (активи­зация познавательной деятельности школьников, форми­рование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных по­требностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение науч­но-методических конференций; обмен опытом работы; изу­чение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми пе­дагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.

555

Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их коли­чество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включа­ет в себя также четкую организацию дополнительных за­нятий с учащимися, совершенствование проверки тетра­дей, четкое определение должностных функций и т.д. Сле­дует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педа­гогики, посещать культурно-массовые мероприятия.

6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно- воспитательной работой. На что же должны направляться усилия руководства и педагогического коллектива школы при организации внеклассной и внешкольной воспитатель­ ной работы? Во-первых, на разносторонность ее содержа­ ния и общественную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, физическое, нравственное, эстети­ ческое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, стремлением приносить пользу Родине, лю­ дям. Во-вторых, на использование ее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содержатель­ ной организации их свободного времени. В-третъих, на ох­ ват всех учащихся внеклассной и внешкольной работой. В-четвертых, на развитие общественных интересов, актив­ ности и самодеятельности учащихся. С учетом этих положе­ ний педагогический коллектив совместно с общественными организациями разрабатывает систему внеклассных и вне­ школьных мероприятий, определяет ответственность за их подготовку и проведение, а руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.


7. Организация помощи в деятельности ученичес­ кого самоуправления и общественных организаций в школе. В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправ­ ления и общественных организаций школьников. Эта помощь осуществляется следующими путями:

— директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе канди­датур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или

556

иных школьников в состав ученического самоуправле­ния, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;

  • директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выпол­ нять порученную общественную работу, проводят по этим вопросам инструктивно-методические совещания ("Об обя­ занностях активистов", "Как готовить и проводить учени­ ческие собрания", "Как организовать общественную работу учащихся" и т.д.), налаживает обмен опытом работы;

  • директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического коми­ тета и других органов самоуправления, совместно обсуж­ дают намеченные мероприятия;

  • руководство школы, классные руководители и учителя оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий других общественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др.), участвуют в их работе.


8. Организация работы с родителями учащихся.

Существенным элементом руководства школой является координация деятельности классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также орга­низация этой работы в общешкольном масштабе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о со­вместной работе школы, семьи и общественности, рассмат­ривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспита­ния необходимо обсуждать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) классных руководителей, а так­же помогать в работе родительским комитетам.

9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы. Для целенаправленного управления школой и эффективной организации деятельности педагогическо­ го коллектива на каждый учебный год составляется план учебно-воспитательной работы. В нем находят отраже­ ние все те вопросы, которые относятся к управленческой деятельности директора школы, его заместителей и орга­ низации всех звеньев учебно-воспитательной работы, о которых шла речь выше. В соответствии с этим годовой план, как правило, состоит из следующих разделов:

1. Вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошедший год и определение важнейших задач со­вершенствования учебно-воспитательного процесса на те-

557

кущий учебный год; 2. Работа педагогического совета школы; 3. Работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4. Организация и совершенствова­ние учебно-воспитательной работы и контроль за ее каче­ством; 5. Руководство внеклассной и внешкольной работой;

  1. Деятельность органов ученического самоуправления;

  2. Работа с родителями учащихся. Что же касается содер­ жания каждого из этих разделов годового плана, то оно определяется теми задачами и конкретными формами работы педагогического коллектива, которые раскрыты выше.

Годовой план учебно-воспитательной работы состав­ляется к началу учебного года и утверждается на педаго­гическом совете. Контроль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руководством школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какова структура управленческих органов в школе и какие прин­ ципы лежат в основе их руководящей деятельности?

  2. Раскройте основные функции совета школы и формы его деятель­ ности.

  3. Раскройте функциональные обязанности директора школы, его заместителей по учебной и воспитательной работе.

  4. Какой должна быть работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча?

  5. Каким должно быть содержание работы по организации учебно- воспитательного процесса в школе?

  6. Какой должна быть работа директора школы и его заместителей по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?

  7. Раскройте формы и содержание методической работы и школе.


  1. Каким должно быть руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой?

  2. Раскройте содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991.

Основы внутришкольного контроля / Под ред. П.В.Худоминского. М., 1987.

Палажэнне аб намесшку дырэктара па выхаваучай рабоце сярэд-няй спецыяльнай навучальнай установы // Настаун. газ. 1993. 28 жн.

Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учи-тел. газ. 1989. 24 авг.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.

Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1982.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.

Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.