ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
Многообразие задач контроля требует определенной системы в его осуществлении. С этой точки зрения выделяют различные виды контроля. Так, по своей целевой направленности контроль бывает предупредительный и текущий. Предупредительный контроль обычно применяется в работе с начинающими и вновь прибывшими в школу учителями и имеет своей задачей общее ознакомление с их педагогической подготовкой и методическими умениями. Текущий контроль осуществляется в порядке стимулирования качества учебно-воспитательной работы учителей и классных руководителей. Оценки их педагогической деятельности и оказания им необходимой методической помощи.
В зависимости от содержания контроль бывает фронтальный и тематический. В чем заключается их сущность?
При фронтальном контроле изучается работа нескольких учителей или всего педагогического коллектива по решению всех основных задач обучения и воспитания. В этом случае уроки учителей, которые посещают директор школы и его заместители, анализируются с точки зрения их содержания, методической организации и воспитательной направленности, а также качества знаний и поведения учащихся.
При тематическом же контроле изучению и анализу подвергается какая-то одна сторона учебного процесса или внеклассной работы. Например, может изучаться уме-
554
ние учителя осуществлять на уроках развивающее обучение или моральное воспитание и т.д. Равным образом при контроле внеклассной работы могут выделяться такие вопросы, как качество индивидуального воспитания учащихся классными руководителями, состояние общественно полезного труда и др. Естественно, что оба вида контроля должны сочетаться и дополнять друг друга.
Посещая урочные и внеклассные занятия, руководители школы в специальном журнале ведут записи своих замечаний, делают выводы, а затем сообщают их учителям и классным руководителям. При этом необходимо сохранять объективность, деликатность и такт, чтобы проводимый анализ занятий не обидел учителя, а, наоборот, побуждал его к улучшению своей работы.
В совершенствовании учебно-воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют более квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители.
В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.
555
Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ, в том числе строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, четкое определение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия.
6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно- воспитательной работой. На что же должны направляться усилия руководства и педагогического коллектива школы при организации внеклассной и внешкольной воспитатель ной работы? Во-первых, на разносторонность ее содержа ния и общественную направленность. Нужно, чтобы она охватывала умственное, физическое, нравственное, эстети ческое и трудовое воспитание учащихся и была пронизана патриотизмом, стремлением приносить пользу Родине, лю дям. Во-вторых, на использование ее массовых форм как для воспитания школьников, так и для разумной и содержатель ной организации их свободного времени. В-третъих, на ох ват всех учащихся внеклассной и внешкольной работой. В-четвертых, на развитие общественных интересов, актив ности и самодеятельности учащихся. С учетом этих положе ний педагогический коллектив совместно с общественными организациями разрабатывает систему внеклассных и вне школьных мероприятий, определяет ответственность за их подготовку и проведение, а руководство школы оказывает методическую помощь учителям и осуществляет контроль за качеством работы.
7. Организация помощи в деятельности ученичес кого самоуправления и общественных организаций в школе. В управлении школой большое место занимает помощь в деятельности органов ученического самоуправ ления и общественных организаций школьников. Эта помощь осуществляется следующими путями:
— директор школы, его заместители и педагогический коллектив в целом принимают участие в подборе кандидатур для избрания в состав ученического комитета. Речь идет о том, что педагоги вместе с активистами обсужда: ют предложения о целесообразности избрания тех или
556
иных школьников в состав ученического самоуправления, дают им свои советы, не навязывая, однако, своей воли и учитывая мнение учащихся;
директор школы вместе со своими заместителями, а также классными руководителями учат активистов выпол нять порученную общественную работу, проводят по этим вопросам инструктивно-методические совещания ("Об обя занностях активистов", "Как готовить и проводить учени ческие собрания", "Как организовать общественную работу учащихся" и т.д.), налаживает обмен опытом работы;
директор школы, его заместители и учителя дают свои советы о планировании работы ученического коми тета и других органов самоуправления, совместно обсуж дают намеченные мероприятия;
руководство школы, классные руководители и учителя оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятий других общественных организаций учащихся (спортклуба, экологического общества и др.), участвуют в их работе.
8. Организация работы с родителями учащихся.
Существенным элементом руководства школой является координация деятельности классных руководителей по поддержанию и укреплению связей с семьей, а также организация этой работы в общешкольном масштабе. Однако поскольку эти вопросы получили освещение в главе о совместной работе школы, семьи и общественности, рассматривать их здесь детально нет необходимости. Следует лишь подчеркнуть, что вопросы улучшения семейного воспитания необходимо обсуждать на педсоветах, в методических объединениях (секциях) классных руководителей, а также помогать в работе родительским комитетам.
9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы. Для целенаправленного управления школой и эффективной организации деятельности педагогическо го коллектива на каждый учебный год составляется план учебно-воспитательной работы. В нем находят отраже ние все те вопросы, которые относятся к управленческой деятельности директора школы, его заместителей и орга низации всех звеньев учебно-воспитательной работы, о которых шла речь выше. В соответствии с этим годовой план, как правило, состоит из следующих разделов:
1. Вступительная часть. Общий анализ работы школы за прошедший год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса на те-
557
кущий учебный год; 2. Работа педагогического совета школы; 3. Работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча; 4. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством; 5. Руководство внеклассной и внешкольной работой;
Деятельность органов ученического самоуправления;
Работа с родителями учащихся. Что же касается содер жания каждого из этих разделов годового плана, то оно определяется теми задачами и конкретными формами работы педагогического коллектива, которые раскрыты выше.
Годовой план учебно-воспитательной работы составляется к началу учебного года и утверждается на педагогическом совете. Контроль за ходом и качеством его выполнения осуществляется руководством школы.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какова структура управленческих органов в школе и какие прин ципы лежат в основе их руководящей деятельности?
Раскройте основные функции совета школы и формы его деятель ности.
Раскройте функциональные обязанности директора школы, его заместителей по учебной и воспитательной работе.
Какой должна быть работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча?
Каким должно быть содержание работы по организации учебно- воспитательного процесса в школе?
Какой должна быть работа директора школы и его заместителей по осуществлению контроля за качеством обучения и воспитания?
Раскройте формы и содержание методической работы и школе.
Каким должно быть руководство внеклассной и внешкольной воспитательной работой?
Раскройте содержание годового плана учебно-воспитательной работы школы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Внутришкольное управление: вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991.
Основы внутришкольного контроля / Под ред. П.В.Худоминского. М., 1987.
Палажэнне аб намесшку дырэктара па выхаваучай рабоце сярэд-няй спецыяльнай навучальнай установы // Настаун. газ. 1993. 28 жн.
Положение о совете средней общеобразовательной школы // Учи-тел. газ. 1989. 24 авг.
Портнов М.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.
Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1982.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.
Фролов П.Т. Школа молодого директора. М., 1988.