Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, формирование мировоззрения школь­ников — процесс длительный и многосторонний. Он за­висит не только от различного уровня овладения знания­ми и соответствующего им уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от возрастных особенностей учащихся. Он носит целостный и интегративный характер, или, иначе говоря, начинается с формирова­ния простейших элементов мировоззренческих представ­лений у младших школьников, которые затем с возрас­том обогащаются, усложняются и закладывают основы убеждений в старших классах. И.Т.Огородников писал1:

Мировоззренческие идеи осваиваются не поочередно, одна за другой, а в тесном переплетении, в комплексе. Практически они начинают усваиваться почти одновремен­но, лишь постепенно усложняясь по мере развития физи­ческих и умственных сил учащихся, расширения их обра­зовательной подготовки.

'Педагогика школы /Под ред. И.Т.Огородникова. М., 1978. С.142.

472

Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особеннос­тей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых зна­ний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеж­дений.

И восьмое условие. Во всей системе учебно-воспита­тельной работы по формированию мировоззрения уча­щихся огромную роль играет личность учителя. Как уже отмечалось в главе об общих методах воспитания, учитель воспитывает не только специальными педагоги­ческими приемами, но и своей личностью, своим автори­тетом и общением с учащимися. Вот почему работа по формированию у школьников научного мировоззрения требует от каждого педагога дидактического и воспита­тельного мастерства, постоянного совершенствования своих моральных качеств, а также внимательного, чут­кого и заботливого отношения к учащимся.

7. Критерии сформированности мировоззрения уча­щихся. Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разра­ботке этих критериев. Однако большинство исследовате- лей считают, что при определении уровня сформирован­ности мировоззрения следует исходить из самой его сущ­ности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:


  • знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее зна­ чение для понимания научной сущности процессов разви­ тия природы и общества и выработки мировоззрения;

  • устойчивость взглядов и убеждений учащихся, ко­ торые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;

  • проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.

Конечно, в реальной жизни не так легко и просто оп­ределить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззре-

473

ние. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.

Завершая изложение вопросов, относящихся к фор­мированию мировоззрения учащихся, нельзя не обратить внимание на следующее положение. Хотя этот процесс осуществляется на всех этапах школьного обучения и особенно важное значение приобретает в старших классах, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно твердые мировоззрен­ческие взгляды и убеждения. И причины этого коренятся не только в недостатках учебно-воспитательной работы. Мировоззрение становится устойчивым только в процес­се выработки у человека жизненного опыта, только в стол­кновении с жизненными коллизиями и трудностями, их преодолении и утверждении истинности и самоценности собственных взглядов и убеждений. Естественно, что школа в силу специфики своей работы не всегда обес­печивает подобную жизненную закалку учащихся. Но при надлежащей постановке учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоциональные основы научного мировоззрения и создает необходимые предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какое значение имеет научное мировоззрение в развитии и фор­ мировании личности? Какие функции оно выполняет?

  2. В чем состоит сущность мировоззрения? Раскройте его основные структурные компоненты и их значение в составе мировоззрения.

  3. Какие научные идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания, содержащиеся в школьном образовании, не- обходимо раскрывать и использовать в процессе формирования миро- воззрения учащихся?

  4. Какую роль играет глубокое и прочное овладение изучаемым материалом в формировании мировоззрения учащихся?


5. Раскройте важнейшие дидактические и воспитательные усло- вия перевода усваиваемых научных знаний во взгляды и убеждения личности.

6. Попытайтесь обосновать необходимость использования всей сис- темы общих методов воспитания в процессе развития и формирования научного мировоззрения учащихся.

474

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви­тие. Львов, 1986.

Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М., 1987.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение //Философия и мировоз­зрение /Сост. П.В.Алексеев. М., 1990.

Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980.

Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психол. аспект //Сов. педагогика. 1991. № 6.

Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Ка­зань, 1989.


Глава 27 организация самовоспитания учащихся

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствова­ нием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.

2. Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе сти­ мулирования учащихся к работе над собой.

3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.

4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием — важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспи­тании и его социальная детерминация. Раскрывая в предыдущих главах вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявле­ния им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, эстетической и физи­ческой культуры. Положение о том, что. ученик — это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так

475

и формирование личностных качеств учащихся. Вот по­чему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой актив­ности школьников в познавательной, трудовой и нрав­ственно-эстетической деятельности.

В этой связи П.П.Блонский видел задачу учителя в том, чтобы "не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспита­нию". Он писал1:

Мы должны... воспитать человека, способного созда­вать свою собственную жизнь, способного к самоопреде­лению. Воспитываться — значит самоопределяться, и вос­питание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его.

Несколько иными словами эту же мысль высказывал психолог С.Л.Рубинштейн2:

Всякая эффективная воспитательная работа имеет сво­им внутренним условием собственную работу воспитуе-мого, которая, естественно, завязывается в каждом сколь­ко-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказы­вается в состоянии ее стимулировать и направлять.


Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активнос­ти растущей личности в работе над собой, есть побуж­дение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место са-мовоспитателъная работа учащихся. Но эта работа обус­ловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят вос­питательные задачи, формируют у учащихся соответству­ющие потребности (активность), включают их в деятель­ность и таким образом побуждают их работать над собой.

Но во многих случаях человек, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные зада-

1 Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 42.

2 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 138.

476

чи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться постав­ленной цели. Примеров тому в истории множество.

Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступ­ления, но первое же из них закончилось полным прова­лом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои чес­толюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно ов­ладевать ораторским искусством. Уединяясь, он трениро­вал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля по­зволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение придавал самовоспитанию Л.Н.Толстой. В юности он завел дневник, в котором фик­сировал свои недостатки и намечал пути их преодоле­ния. Благодаря работе над собой, он, по его словам, су­мел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеко­любие, наблюдательность, творческое воображение, па­мять.

В одном из писем А.П.Чехова жене читаем:

Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что.