Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 31 классный руководитель в школе

  1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности.

  2. Работа классного руководителя по изучению уча­ щихся.

  3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.

  4. Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспита­ нию учащихся.

  5. Работа классного руководителя с учителями.

  1. Работа классного руководителя с родителями учащихся.

  2. Планирование классным руководителем воспи­ тательной работы. Ведение документации класса.

531

1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. Для организа­ции внеклассной воспитательной работы в средних и стар­ших классах из числа наиболее опытных учителей назнача­ются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды вне­классной работы, такие, например, как создание и воспита­ние ученического коллектива, организация общественно по­лезного труда, многочисленные формы нравственной и худо­жественно-эстетической деятельности учащихся непосред­ственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.

Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю.

До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреж­дена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведе­нием учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).

В своеобразной форме этот институт существует так­же и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются вос­питанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность — обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное — за­бота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей — женщины.


Деятельность классного руководителя регламентиру­ется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio - ис­полнение, обязанность) классного руководителя высту­пают следующие: когнитивно-диагностическая, органи­заторско-стимулирующая, объединительно-спла­чивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.

532

  1. Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio — знание, познание; diagnos — определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения осо­ бенностей развития и поведения учащихся и определе­ ния уровня их воспитанности в целях учета этих особен­ ностей в процессе внеклассной воспитательной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и их физического разви­ тия, условия домашнего воспитания, характер их обуча­ емости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учеб­ ной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учите­ лей с тем, чтобы они соответствующим образом учитыва­ ли их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

  2. Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во вне­ классной работе в известной мере является делом добро­ вольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с же­ стким регламентированием деятельности учащихся. Глав­ ным здесь является умение классного руководителя орга­ низовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разно­ образием и свежестью форм, новыми подходами к ее про­ ведению. Даже самые традиционные виды работы, на­ пример встречу Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.

  3. Объединительно-сплачивающая функция. Эта фун­ кция вытекает из того, что действенным фактором вос­ питания являются сплочение учащихся, здоровый пси­ хологический микроклимат в классе, товарищеское об­ щение, забота друг о друге, влияние ученического кол­ лектива. В то же время необходимо предотвращать появ­ ление в классе группировок с негативной направлен­ ностью, создавать условия для увлекательной совмест­ ной деятельности учащихся.


4. Координирующая функция. Поскольку, как уже отмечалось, в классе работают несколько учителей-пред­ метников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию уча­ щихся, координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям. Эта работа возлагается на

533

классного руководителя, который также проводит необ­ходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельнос­ти. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные от­клонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.

5. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на разви­тие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познаватель­ной активности, нравственное и эстетическое формиро­вание, развитие творческих способностей и задатков, ут­верждение достоинства в межличностном общении и т.д.

Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:

  • всестороннее изучение учащихся;

  • разъяснение и внедрение правил поведения уча­ щихся;

  • повседневное наблюдение за успеваемостью уча­ щихся, контроль за их домашней работой, а также регу­ лирование объема домашних заданий;

  • периодическое проведение ученических собраний в классе;

  • вовлечение учащихся в кружковую работу;

  • организация общественно полезного труда;

  • оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений;

— внесение предложений руководству школы о поощ­рениях и наказаниях учащихся;

  • объединение воспитательных усилий учителей, работа­ ющих в классе, и установление единого подхода к учащимся;

  • поддержание связей с родителями и работа с семьей;

  • ведение личных дел учащихся.

Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.

2. Работа классного руководителя по изучению уча­щихся. Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивиду-


534

альных особенностей учащихся. Незнание этих особен­ностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.

...Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в 7-м классе, где ему было также пору­чено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но уче­ник молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с оби­дой сказал: "А я знаю, как решать задачу..." Учитель про­явил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Ученик вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.

Есть ученики, которые не проявляют должной усид­чивости в работе, не могут заставить себя аккуратно выполнять домашние задания. На учебной работе и по­ведении школьника сказываются условия семейного вос­питания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.

Изучение школьников классным руководителем про­водится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятель­ностью и поведением учащихся в процессе учебных за­нятий и внеурочной работы, индивидуальные и группо­вые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, есте­ственный эксперимент, рейтинг и метод компе­тентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?

Повседневное наблюдение за поведением и деятель­ностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных усло­виях учебной и внеклассной работы, выявлять особенно­сти их отношения к выполнению школьных обязаннос­тей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно

535

владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, класс­ный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведет неспокойно, на переменах с кри­ком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., ло­гично сделать вывод о недостаточной его дисциплиниро­ванности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалу­ются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует по­стоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы.


Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В заду­шевных индивидуальных беседах учащиеся рассказыва­ют о своих успехах и неудачах в учебе, характере отно­шений с одноклассниками и т.д.

Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творчес­кие способности и мастерят различные поделки. Некото­рые из них любят рисовать, другие занимаются коллекцио­нированием, посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельно­сти классный руководитель может судить не только об увле­чениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.

Посещение учащихся на дому. Этот метод позволя­ет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения вне­классной работы.

Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.

536

...Классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там не­много, то классный руководитель предлагает принять уча­стие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаружива­ется, что те из учащихся, которых обычно хвалят за хоро­шую учебу и общественную активность, не изъявляют же­лания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необ­ходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.

Примером "естественной ситуации" при изучении уча­щихся может быть обсуждение на собрании отрица­тельных поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к това­рищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет. ,