ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 317
Скачиваний: 0
Глава 31 классный руководитель в школе
Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности.
Работа классного руководителя по изучению уча щихся.
Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива.
Работа классного руководителя по повышению успеваемости, трудовому и нравственному воспита нию учащихся.
Работа классного руководителя с учителями.
Работа классного руководителя с родителями учащихся.
Планирование классным руководителем воспи тательной работы. Ведение документации класса.
531
1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведут несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные формы нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся непосредственно не входят в обязанности учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя.
Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю.
До 1917 года в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведением. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведением учащихся в классе и вне школы (на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).
В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность — обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное — забота воспитателей. Они смотрят за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей — женщины.
Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций (от лат. functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
532
Когнитивно-диагностическая функция (от лат. cognitio — знание, познание; diagnos — определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения осо бенностей развития и поведения учащихся и определе ния уровня их воспитанности в целях учета этих особен ностей в процессе внеклассной воспитательной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и их физического разви тия, условия домашнего воспитания, характер их обуча емости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учеб ной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учите лей с тем, чтобы они соответствующим образом учитыва ли их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие школьников во вне классной работе в известной мере является делом добро вольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с же стким регламентированием деятельности учащихся. Глав ным здесь является умение классного руководителя орга низовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разно образием и свежестью форм, новыми подходами к ее про ведению. Даже самые традиционные виды работы, на пример встречу Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д., каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
Объединительно-сплачивающая функция. Эта фун кция вытекает из того, что действенным фактором вос питания являются сплочение учащихся, здоровый пси хологический микроклимат в классе, товарищеское об щение, забота друг о друге, влияние ученического кол лектива. В то же время необходимо предотвращать появ ление в классе группировок с негативной направлен ностью, создавать условия для увлекательной совмест ной деятельности учащихся.
4. Координирующая функция. Поскольку, как уже отмечалось, в классе работают несколько учителей-пред метников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию уча щихся, координации их деятельности и осуществлении единого подхода к детям. Эта работа возлагается на
533
классного руководителя, который также проводит необходимую работу с родителями учащихся и привлекает их к совместной со школой воспитательной деятельности. В качестве проблем для такой работы могут быть и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения, и т.д.
5. Личностно-развивающая функция. Сущность ее заключается в придании проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностном общении и т.д.
Осуществление этих функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей. К ним относятся:
всестороннее изучение учащихся;
разъяснение и внедрение правил поведения уча щихся;
повседневное наблюдение за успеваемостью уча щихся, контроль за их домашней работой, а также регу лирование объема домашних заданий;
периодическое проведение ученических собраний в классе;
вовлечение учащихся в кружковую работу;
организация общественно полезного труда;
оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений;
— внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся;
объединение воспитательных усилий учителей, работа ющих в классе, и установление единого подхода к учащимся;
поддержание связей с родителями и работа с семьей;
ведение личных дел учащихся.
Многообразие и сложность обязанностей, выполняемых классным руководителем, требуют научной разработки и глубокого осмысления методики его работы. Обратимся к рассмотрению важнейших вопросов этой методики.
2. Работа классного руководителя по изучению учащихся. Как уже отмечалось, проведение воспитательной работы немыслимо без знания возрастных и индивиду-
534
альных особенностей учащихся. Незнание этих особенностей зачастую служит причиной серьезных просчетов и педагогических ошибок.
...Только что назначенный в школу молодой математик проводил занятия в 7-м классе, где ему было также поручено классное руководство. Он вызвал к доске одного из учащихся и предложил ему решить задачу. Оказалось, что семиклассник испытывает затруднение. Учитель решил ему помочь и стал задавать наводящие вопросы. Но ученик молчал. Учителю показалось, что он не может решить задачу, и предложил ему сесть на место. Но, не дойдя до своей парты, семиклассник обернулся к учителю и с обидой сказал: "А я знаю, как решать задачу..." Учитель проявил рассудительность и ласковым голосом возвратил его к доске. Ученик вполне самостоятельно, хотя и медленно, справился с задачей. Так своей репликой он помог учителю исправить допущенную оплошность. Оказалось, что это был хороший ученик, но с замедленным мышлением. Молодой учитель об этом не знал и побуждал его к спешке.
Есть ученики, которые не проявляют должной усидчивости в работе, не могут заставить себя аккуратно выполнять домашние задания. На учебной работе и поведении школьника сказываются условия семейного воспитания, состояние здоровья, влияние тех контактных групп, с которыми он находится в постоянном общении, и т.д. Все это нужно внимательно изучать и знать, чтобы успешно осуществлять воспитательную работу.
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников?
Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся. Сущность этого метода заключается в том, чтобы, наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно
535
владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные проявления. Например, когда, наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что он на уроках не может сдерживать себя и ведет неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д., логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, можно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы.
Индивидуальные и групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т.д.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Некоторые из них любят рисовать, другие занимаются коллекционированием, посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и о склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития.
Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведением не в искусственно созданных ситуациях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности.
536
...Классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, то классный руководитель предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что те из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия.
Примером "естественной ситуации" при изучении учащихся может быть обсуждение на собрании отрицательных поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет. ,