ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Авторы: В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская
Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601
© Pedagogiskais centrs «Eksperiments»
ISBN 9984-16-020-3
?
ОГЛАВЛЕНИЕ
Авторы: В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская 2
Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Самооценка: рабочее определение 7
1.1. ОБЩАЯ САМООЦЕНКА 9
1.2. КОНКРЕТНАЯ САМООЦЕНКА 11
2.1. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ 19
(Объективная составляющая самооценки) 19
2.2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗНАТЬ О СВОЕМ НЕЗНАНИИ? 28
(Задания с недостающими данными) 28
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию 30
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию 34
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы 37
2.2.4. Диагностика учебной самооценки 42
2.3. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ 52
ВВЕДЕНИЕ
Анна. Запиши, мамочка: «Принц взглянул в мою сторону три раза, улыбнулся один раз, вздохнул один, итого — пять».
Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» — один раз, «Ха-ха-ха» — один раз и «Проходите, проходите, здесь дует» — один раз. Итого — три раза.
Лесничий. Зачем вам нужны все эти записи?
Мачеха. Ах, муженек дорогой, не мешай нам веселиться!
Марианна. Такой бал! Девять знаков внимания со стороны высочайших особ!
Евгений Шварц. Золушка
В обыденной речи учителей, учеников и их родителей не различаются выражения «получить отметку» (за контрольную работу) или «получить оценку» (этой же работы). Однако, согласно толковым словарям русского языка (см. Ожегов, Ушаков), слова «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценка — это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка — это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика. В школьном лексиконе эти два слова сблизились до неразличимости, ибо учителей приучили свое личное мнение о ценности ученических усилий и достижений высказывать на языке, сформулированном чиновниками Министерства Просвещения. Когда учитель оценивает ответ ученика, он сообщает прежде всего свое личное мнение о конкретной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений, навыков, чрезвычайно удобный для внешнего контроля над учебными заведениями, но выхолащивающий главное и в учительском, и в ученическом труде — сам процесс овладения знаниями, умениями, навыками.
Склейка понятий «оценка» и «отметка» произошло хотя бы потому, что долгие годы наша страна имела единую общегосударственную систему оценивания: пятибалльную отметочную систему.
На ней выросли несколько поколении учителей и родителей нынешних школьников, и ей пока что нет серьезных альтернатив ни в педагогическом сознании, ни в педагогической практике. Предлагая на ваш суд безотметочную систему оценивания учебной работы детей, мы отдаем себе отчет в том, что любую систему оценивания взрослые легко могут превратить в опасный инструмент манипулирования детьми. Мы убеждены, что оценка как средство манипуляции ребенком (кнут и пряник) вредна во всех ее вариантах — в отметочном и безотметочном. Даже когда учительница, искренне восхищенная сочинениями детей, написала некоторым авторам открытки с благодарностью за доставленное удовольствие, дети начали перечитывать 0ткрытки и копить эти знаки королевского внимания.
Сочинения писались зачастую исключительно для того, чтобы получить открытку. А был ребенок, который заявил маме: «Меня Анна Дмитриевна разлюбила! Она мне не подарила открытку». И мама к учительнице с просьбой, нельзя ли Боре открытку все же подарить, а то для ребенка погасло солнце.
Да, ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА. «Ты сам свой высший cуд» – этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал.
Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, в частности способными самостоятельно оценивать себя и других. Однако, не все те, кто сочтет. эту цель педагогического труда благородной и обязательной, отдаю себе отчет, что не могут ее достигнуть, ставя отметки.
Дело в том, что самооценка начинается там, где ребенок
сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Отметка (любая готовая, навязанная извне и неизменная шкала, безразлично — пяти, десяти или стобалльная) как основной (чаще, единственный) инструмент оценивания ребенка в школе отменяет задачу развития умений самооценивания. Так памперсы, делая удобной жизнь взрослых, отменяют необходимость приучать ребенка к гигиенической самостоятельности, к контролю своих физиологических импульсов. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Так, ребенок, получающий самую качественную пищу из заботливых и умелых рук взрослого, научится есть и разбираться в оттенках вкуса, но останется несамостоятелен в изготовлении пищи и не сможет прокормить ни себя, ни других. Отменяя отметку, мы ни в коем случае не отменяем оценивание. Напротив, мы заменяем отметку (этакий эмоциональный памперс) развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в производстве и применении оценок. Это сотрудничество направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Наша система оценивания призвана помочь ребенку обрести, с одной стороны, здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность (без самоедства). Воспитание здоровой самооценки школьников — одна из центральных, но до сих пор не названных задач школы, объявившей о своих намерениях формировать у детей умение учиться.
Прежде чем говорить о том, что и как для формирования здоровой самооценки ученика может сделать учитель начальной школы, определим саму цель педагогических усилий: ответим на вопрос — что такое самооценка и почему так важно тратить время и силы на ее воспитание.
САМООЦЕНКА: рабочее определение
Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что способен.
Мишель Монтень
Самооценка — это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека. Успех или неуспех в деятельности зависит не только от умелости и способностей деятеля, не только от везения и стечения внешних обстоятельств, но в значительной мере от того, как человек оценивает свои шансы на успех. Самооценка действует как самореализующееся пророчество: моя вера в успех во многом его определяет, моя уверенность в том, что у меня ничего не получится, практически обрекает меня на неудачу.
Самооценка — это своеобразная призма или очки, которые всегда преломляют, искажают реальность. Так, уверенный в себе человек приписывает свои достижения собственным заслугам, неуверенный считает успех случайностью («мне повезло»), а неудачу закономерностью («я ведь предупреждал, что у меня не получится»). Самооценка искажает не только собственные удачи и неудачи, но и оценки окружающих. Один студент, плохо сдав экзамен, будет всем рассказывать о придирчивости экзаменатора, другой — о том, что ему никогда не удастся запомнить такой объем знаний. Автор одной из важнейших книг о детской самооценке — Роберт Берне справедливо предупреждает, что «практически не существует такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации». Так, заслуженные похвалы учителя могут внушить тревожному ученику подозрения: «Должно быть я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное». Ученица, считавшая себя неумной, блестяще выполнила тест интеллекта, о чем ей радостно сообщили, в надежде, что это поможет девочке перестроить собственную болезненную Я-концепцию. Но девочка предпочла перестроить объективную реальность, не укладывающуюся в Я-концепцию. Через несколько месяцев ее показатели в новом тесте интеллекта заметно снизились.
Подобные наблюдения красноречиво говорят о том, что, заботясь о развитии интеллектуальных способностей ребенка, усердно снабжая его знаниями и умениями, но игнорируя реальность самооценки, через которую все наши усилия преломляются, мы, учителя, работаем с КПД паровоза. Душевный жар взрослого уйдет в свисток, если он не увидит в ребенке человека, оценивающего себя и окружающих самостоятельно. Итак, факт кульминационный, но настолько самоочевидный, что он постоянно ускользает от педагогического сознания:
У ребенка самооценка есть !!!
И через этот самооценочный фильтр ребенок процеживает все воздействия внешнего мира, отбирая главным образом те, которые соответствуют его (а не Вашим!) представлениям о себе и своих возможностях в этом мире действовать.
Как устроена самооценка? Принято различать два пласта самооценки — базисную (общую) и конкретную самооценку.
1.1. Общая самооценка
Общая самооценка или самоуважение, самопринятие состоит в переживании собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущении собственной значимости или ничтожества. Следствием такого общего отношения к себе является ожидание принятия или отвержения от других людей, общее ощущение любимости или нелюбимости, установка на приязнь или неприязнь со стороны окружающих — знакомых и незнакомых, а также ощущение того, насколько внешний мир привлекателен и заслуживает доверия и сердечного участия."1
Возникая в первый год жизни, общая самооценка нуждается в подпитке, поддержке на протяжении всей жизни, но особенно в детстве. Выражения любви, удовольствия от встреч, радости от общения, бескорыстное желание поддерживать отношения просто ради прелести самих отношений — все это, безусловно, значимо для любого человека, но особенно для маленького человека, чрезвычайно зависимого от доброжелательства окружающих и несамостоятельного в выборе круга общения и внешних обстоятельств своей жизни.
Попадая в школу, ребенок в первую очередь нуждается в том, чтобы получить подтверждение своей значимости от учителя, ибо именно от учителя первоклассник наиболее зависим. И горе тому ребенку, с которым учитель устанавливает исключительно рыночные отношения: ты «стоишь» в школьном мире столько, сколько заслуживаешь своими стараниями. Для того, чтобы почувствовать себя комфортно и начать действовать в новом школьном мире, ребенок должен получить от учителя то же, что, родившись в мир, должен получить от родителей: любовь и принятие безусловное, то есть не строящееся ни на каком условии (вспомните школьные клише: «Я тебя буду любить, когда ты постараешься», «Тот, кто сидит ровно, того я люблю», «Кто не забыл домашнее задание, тот хороший!»). Не получив знаков безусловного принятия, чувствуя себя отверженным, ученик обречен на душевное неблагополучие.