ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Но возможна и другая интерпретация. Дело в том, что существует два типа людей — и детей, и взрослых, — различающихся реакцией на возникшее препятствие, на трудность, из-за которой человек не может действовать успешно. Для одного типа характерно винить в своей неудаче обстоятельства, окружающих, что и кого угодно, но не себя. Чтобы преодолеть препятствие, такие люди стремятся преобразовать обстоятельства (например, если ребенок плохо учится, родители меняют школу или требуют у директора уволить учителя). Для другого типа свойственно брать вину на себя и перестраивать собственное действие. Родители приходят к учителям с вопросом: «Как мне помочь моему ребенку? Что я делаю неправильно?» Детям более свойственен первый тип поведения, поэтому, встречаясь со вторым вариантом реагирования на трудности, не стоит спешить с заключением о недостаточной зрелости оценочно-рефлексивных действий в классе. Может быть класс, напротив, проявил большую личностную зрелость?
В описанном случае дело обстояло, без сомнения, именно так. По-разному сформулировав задачу: «Текст устроен неправильно, в нем чего-то не хватает», оба класса отлично справились с поиском средств решения новой задачи. Без предварительной подготовки дети обоих классов смогли прочесть текст со всеми знаками препинания сразу по ролям, зафиксировали в схемах свои наблюдения о знаках препинания при прямой речи и диалоге и в дальнейшем свободно пользовались этими схемами.
ВТОРОЙ ПРИМЕР отражает иную грань формирования у детей учебного действия оценки — эмоциональное переживание новизны. Внешнему наблюдателю урок, посвященный постановке новой задачи, требующей отделения известного от неизвестного, кажется особенно удачным, если он пронизан эмоциями, драматичен, если дети, что называется, из штанов выпрыгивают, стараясь найти новый способ действия. Когда звонок с урока класс встречает недовольным ропотом, когда дети сияют, получив какой-то новый результат, учитель и посетители уходят с урока чрезвычайно довольными. Но дело в том, что подлинное отношение детей к случившемуся на уроке интеллектуальному прорыву обычно можно понять лишь на следующий день.
Третий класс на математике решал задачи с помощью таблиц. Вчера на уроке был совершен переход от табличной записи к схеме. Один класс принял новое, только что открытое средство решения задач «на ура». Другой класс был гораздо более сдержан, почти безразличен: мол, и с таблицей хорошо, и к схеме можно привыкнуть... На следующем уроке эти классы решали задачи с помощью двух средств — старого (таблицы) и нового (схемы). Оба класса справились с задачами, но класс, встретивший новое средство без особого энтузиазма, смог гораздо более развернуто и рефлексивно оценить сравнительные достоинства двух средств решения математических задач.
Этот эпизод показывает, что по одной только эмоциональной реакции класса нельзя судить о том, насколько рефлексивно дети воспринимают новое учебное содержание. Подлинно рефлексивное отделение известного от неизвестного, переход за границы известного и открытие нового способа действия ни в коем случае нельзя смешивать с эмоциональной реакцией на новизну, свойственной любому живому существу, а в особенности здоровым детям.
3. Оценка творчества и инициативы
Есть три сферы оценивания в классе: (1) знания, умения, навыки, то есть действия по образцу; (2) детское творчество, прорывы в неизвестное, где нет никакого образца — вопросы, догадки, гипотезы, открытия; (3) личностные проявления ребенка*.
Для оценки навыков разрабатываются сотни разных шкал, с помощью которых можно сравнить две ученические работы и с большой долей объективности определить, в каком отношении и насколько одна превосходит другую. Для оценки творчества таких шкал, по счастью, нет. Но в нашей культуре, где творчество и творцы чрезвычайно высоко ценятся", существует универсальная форма человеческой благодарности создателям нового — признание их авторства.
«Ты понимаешь, как важно то, что ты сейчас сказал!!! Ты же сам открыл (не важно, велосипед, закон физики или парадокс философии)!» «А что я такого сказал?» — такие сценки можно часто увидеть и в младших, и в старших классах. Дети зачастую не замечают собственного интуитивного, спонтанного авторства, а заметив, не всегда умеют себя по заслугам оценить — именно это должен сделать для них взрослый. Подарить ребенку его собственное авторство, помочь признать и зауважать в себе творца — вот что может сделать учитель, если ему самому дорога способность человека к поиску нового и если он хочет сделать эту ценность достоянием своих учеников.
В обучении, построенном на теории учебной деятельности, особое внимание к оценке детского творчества естественно: центральным событием учебной деятельности класса является совместный поиск новых, отсутствующих у детей способов действия. И все учителя, работающие в этой традиции, щедро благодарят детей за любые проблески новой мысли, поощряют творцов, но все это происходит устно! А вот навыки оцениваются письменно. Это придает двусмысленность оценочным отношениям учителей и учеников. Когда в письменной форме мы оцениваем только ЗУНы, то мы невольно задаем ребенку несколько искаженную систему ценностей: ведь надолго фиксируется только одна сторона школьных усилий ребенка, родители видят только тетради, только тетради сохраняются в семейном архиве, а похвала за необычайно умный ответ к вечеру вырождается в «Меня сегодня учительница на уроке похвалила!» Такой «навыковый» крен в оценивании чрезвычайно вредит нам, делая основное событие урока — творческий поиск принципиально нового решения — меньшей ценностью, чем написанный без ошибок диктант.
3.1. Признание авторства
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
Чтобы поднять в ранге поисковые, творческие, а не только репродуктивные усилия ребенка, необходимо найти ПИСЬМЕННУЮ и СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМУЮ (заметную для одноклассников и родителей) форму фиксации творческих находок детей во время общеклассных дискуссий и работы в малых группах. Как фиксировать творчество? Одна из наиболее доступных форм — мгновенная запись на доске интересного мнения. Этот способ замечательно работает, когда замеченная только учителем догадка ребенка поможет классу найти решение буквально к концу урока. Проиллюстрируем сказанное сценкой из урока русского языка во втором классе.
Дети заканчивают изучение темы «Корень слова». Они уже научились проверять корневые орфограммы слабых позиций. Сегодня учитель планирует привести класс к самостоятельному открытию нового орфографического правила: «Мягкий и твердый разделительные знаки». Саму необходимость разделительного знака ученики обнаружили еще в букварный период, когда выясняли, как на письме обозначается звук [ j' ]. Позиция звука [ j' ] после согласного и перед гласным была еще в первом классе выделена как проблемная, когда надо писать какой-то разделительный знак, но неизвестно, какой именно. Дети были приучены записывать слова с разделительными знаками так:
Сегодня детям предстояло самостоятельно ответить на вопрос с том, как выбирать разделительный знак. Чтобы вспомнить саму проблему разделительных знаков, дети записывают под диктовку три приведенных выше слова, каждый раз спрашивая учителя, какое разделительный знак писать в данном слове.
Учитель: Вопрос о том, мягкий или твердый разделительные знак писать в каждом слове, вы мне задаете уже год. С тех пор вь много узнали о слове. Сегодня на вопрос о том, как выбирать разделительный знак вы сможете ответить сами. Может, кто-нибудь уже догадался?
Филипп-. Я думаю, что после мягких согласных надо писать мягкий знак, а после твердых — твердый.
Учитель: Интересное предположение. Записываю его. (Пишет на доске в рамочке:)
Алена: Я уже проверила. Есть слово РУЖЬЁ. Там пишется мягкий знак, а стоит он после твердого согласного.
Учитель: Может, у закона Филиппа одно-единственное исключение?
Женя: В слове ВЪЕХАЛ первый звук мягкий. А пишется твердый знак!
Рома: ВЬЮГА — я первый звук произношу твердо. А писать надо мягкий знак.
Учитель: Филипп, как ты считаешь, твое предположение подтвердилось?
Филипп: Нет.
Учитель. Неподтвержденное предположение я сотру. Но имя Филиппа оставлю на доске. Слава первопроходцу — тому, кто отважился первым высказать догадку! А теперь нам нужны новые догадки. У кого они есть?
Леня: Как-то разделительные знаки связаны с корнем. Только я еще не догадался, как...
Учитель: Леня, спасибо тебе за смелую догадку. (Пишет около Лениной схемы-гипотезы его имя). Будем проверять Ленино предположение: связан ли выбор твердого или мягкого разделительного знака с корнем слова, иными словами — с местом знака в слове. Для исследования даю вам слова, в которых уже вписаны разделительные знаки. Вам надо посовещаться в группах, выделить во всех словах корни, понаблюдать за местом Ъ и Ь и прийти к общему решению: прав ли Леня?
Для работы в группах на доске были написаны следующие слова:
ъ |
Ь |
съедобный подъезд разъяренный объявлять |
с деревьев в медвежью берлогу обезьяна вьюга |
Во время работы учитель подходил к группам, помогая, там где надо, точно выделить корни в словах. По окончании работы выслушиваются доклады всех групп. (Здесь приводятся лишь три лучших примера.)
Виталик: Наша группа обнаружила, что твердый знак пишется только перед корнем. А мягкий знак пишется в корне и за корнем.
Коля: Я могу нарисовать схему нашего открытия: