Файл: Оценка без отметки Цукерман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 323

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Самооценка: рабочее определение 7

У ребенка самооценка есть !!!

1.1. Общая самооценка

1.2. Конкретная самооценка

2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности

2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)

2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы

2.2.4. Диагностика учебной самооценки

2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки

3. Оценка творчества и инициативы

3.1. Признание авторства

3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу

3.1.2. Гипотезы на будущее

3.1.3. Именные открытия

3.2. Умные ошибки

4. Оценка знаний, умений, навыков

4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки

4.2. Зачем нужны баллы?

4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?

4.3.1. Математика

4.3.2. Русский язык

Шли по крыше два кота.

5. Сравнение себя с собой

1.Самооценка: рабочее определение 7

6. Еще раз о целях: что оценивает объективная оценка?

Общей самооценке присущи свойства круга: если круг не впол­не круглый, он ущербен. Разумеется, ущербность общей самооцен­ки возможна, и, к сожалению, нередка даже у маленьких шести-семилетних детей, только что пришедших в школу, ибо она питается прежде всего самыми близкими, домашними отношениями. Ребе­нок, не имеющий надежных семейных тылов, особенно нуждается в принятии со стороны учителя, его школьная успешность будет це­ликом зависеть от того, удалось ли учителю установить с учеником теплые, личные отношения.

Если общая самооценка ребенка ущербна или если ее благопо­лучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механиз­мы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляют­ся в следующих особенностях поведения: (1) ребенок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пре­небрежение, неодобрение, презрение, неуважительное отношение к себе; (2) ребенок оценивает других людей как потенциальных обид­чиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оце­нок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавца­ми; (3) на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже фор­мальное, поверхностное) ребенок отвечает всплеском слепого обо­жания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от чело­века, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспри­нимает как предательство, как крушение мира; (4) любое дело за которое ребенка критиковали, обесценивается, интерес к нему па­дает, быстро растет число отвлечений и, соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда на­ходятся внешние причины для неуспеха (кто-то помешал, навредил); (5) ребенок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение; (6) снижается общий уровень поведения, ребенок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощ­ностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.

Такую симптоматику учителя наблюдают нередко, но в боль­шинстве случаев пытаются апеллировать к разуму ребенка, переубе­ждают его. Однако там, где мы имеем дело с бессознательными механизмами поведения (в данном случае отчаянными попытками ребенка остаться хорошим в собственных глазах), рациональные ме­тоды не работают. Если ребенку недостает в мире тепла, безопасности, личного внимания, выражения заинтересованного участия, лю­бовного признания: «Ты есть, и для меня это важно», то мир перед ним в долгу. И если учитель, займет позицию чистого рационализма: «Корни ущербности самопринятия следует искать в семье, коррек­ция базисного самоуважения – дело родителей и семейных психо­терапевтов», то ребенку скорее всего не выкарабкаться, а в вашем классе прибавится «очень слабый» ученик.


Нельзя показывать ребенку его несовершенство (неаккуратность или непонимание арифметики, плохую технику чтения или грубость манер) до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надеж­ные, доверительные отношения безусловного принятия. Нельзя ждать от ребенка ни малейшего усилия стать лучше (учиться лучше) до тех пор, пока ребенок не убежден, что он хороший, и вы его таковым считаете.


1.2. Конкретная самооценка

Конкретная самооценка адресована любым частным проявле­ниям человека — прежде всего качествам в об­щении (доброта, честность, смелость, ответственность...) и в дея­тельности (способности, умения, знания...). Именно конкретную са­мооценку измеряют с помощью различных психологических мето­дик. Именно о конкретной самооценке можно говорить как о более или менее адекватной, устойчивой, дифференцированной, осознан­ной, рефлексивной. Именно эти свойства конкретной самооценки бурно развиваются на протяжении всего школьного детства. Но пре­жде чем обсуждать, как средствами обучения можно повлиять на развитие конкретной самооценки ребенка, повторим: детская само­оценка (конкретная) развивается благополучно (становится все бо­лее реалистичной, устойчивой, распространяется на разные сторо­ны школьной жизни) лишь на крепком фундаменте положительной общей самооценки. Только ребенок, знающий, что он любим и при­нят любимыми людьми, может спокойно отнестись к собственным частным неудачам как задачам для самоизменения. «У меня это не получается, я постараюсь и получится,» — так может рассуждать лишь тот, кто доверяет себе и окружающим. Если же этого базисно­го доверия к себе и к миру нет, если общая самооценка ребенка ущерб­на, то любая частная неудача переживается либо как катастрофа («У меня двойка за диктант. Я ни на что не годен. Я никогда ничему не научусь!»), либо как оскорбительная клевета, от которой надо обо­роняться («Учительница ко мне придирается, она меня не любит! И вообще она противная, а я в школу ходить не хочу!»).

Какие свойства конкретной самооценки наиболее зависимы от характера оценочных отношений ребенка и взрослого, ученика и учителя? Чаще всего называются следующие:

  • адекватность — неадекватность

(завышенность или заниженность)

  • осознанность — неосознанность

  • устойчивость — неустойчивость

  • дифференцированность — недифференцированность

—- категоричность — рефлексивность

Адекватность конкретных самооценок или их соответствие реальным достижениям, поступкам и (или) мнению экспертов об этих достижениях считается едва ли не главным признаком здоро­вой, развитой самооценки. Неадекватную — заниженную или завышенную самооценку пытаются поскорей скорректировать. Ниже мы покажем, как это можно делать в школе, но прежде чем приступать к коррекции самооценки, задумаемся: действительно ли мы этого хотим? Всмотримся внимательней в разные типы неадекватной само­оценки. Всмотримся Для удобства рассмотрения представим их в виде схемы раскрывающимся в Всмотримся внимательней в разные типы неадекватной само­оценки. Для удобства рассмотрения представим их в виде схемы:


Это позиция Карлсона:

«Я — самый лучший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, самый ловкий, самый везучий..!»

Это позиция Иа-Иа:

«Хуже меня не бывает: я — самый уродливый, самый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезучий..!»

Резко завышенная самооценка

Слегка завышенная самооценка

Адекватная самооценка

Слегка заниженная самооценка

Резко заниженная самооценка

Ясно, что крайние степени неадекватности самооценки нужда­ются в коррекции, так как ограничивают саморазвитие: Карлсон не станет делать усилий по самосовершенствованию, так как считает себя совершенным, а Иа-Иа не станет делать таких усилий, так как заранее полагает их безнадежными. А вот в случаях умеренно за­вышенной или заниженной самооценки не стоит торопиться с коррекционными программами. Дело в том, что умеренно завышенная самооценка может оказаться стимулом к самоизменению ребенка. Так, первоклассник Сережа переоценивал свои каллиграфические достижения. Писал он скверно, но в целом считал себя аккуратным человеком, поэтому аккуратность своих тетрадей оценивал несколь­ко выше, чем его учителя. Его не ругали и не наказывали за плохой почерк и мазню, но мягко сетовали, что у такого хорошего мальчика тетради могли бы быть опрятней. И во втором классе они стали оп­рятней. «Я почему-то раньше не думал, как писать красиво, — при­знался Сережа восхищенной учительнице, — а теперь стал думать.».

Так доброе мнение о себе может помочь ребенку подтянуть свои реальные достижения под завышенную самооценку. Слегка зани­женная самооценка не обязательно является признаком тревожно­сти и невротической неуверенности в себе. Гораздо чаще она являет­ся проявлением рефлексивного отношения к собственным возмож­ностям. Вовсе не из ложной скромности Виталик оценивает себя несколько ниже, чем окружающие: решая задачу или высказывая какую-то мысль, этот мальчик всегда имеет в виду, что возможны иные точки зрения и даже он — умница и всеобщий любимец — может ошибаться.


Итак, мы ставим перед собой задачу сформировать у младших школьников адекватную самооценку, но в то же время видим, в ка­ких случаях мы должны ограничить свои педагогические замыслы и НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ в развитие ребенка.

Устойчивость конкретных самооценок, их относительная не­зависимость от внешних обстоятельств (например, от того, что обо мне сегодня сказали), казалось бы, является чрезвычайно желатель­ным качеством, которое следует развивать. Однако, известно, что и чрезмерная неустойчивость, и чрезмерная устойчивость, негибкость, ригидность самооценки, ее неподатливость влиянию внешних фак­торов, свойственна людям с аффективными проблемами и может порождать эти проблемы. Поэтому, стремясь повысить устойчивость детской самооценки, ее независимость от результатов каждого кон­кретного диктанта или более серьезного испытания, следует при­держиваться золотой середины и ясно понимать теневые стороны любой, в том числе и самооценочной независимости.

Дифференцированность отличает здоровую, развитую само­оценку от инфантильной и невротической. При недифференциро­ванной самооценке изменение по одному показателю (к примеру, ребенка не взяли в престижную школу, сказав, что он недостаточно подготовлен) влечет за собой резкие изменения по другим показате­лям (ребенок после такого «провала» считает себя плохишом, глуп­цом, неумехой, неудачником, неспособным и незаслуживающим любви). При дифференцированной самооценке подобные эксцессы исключены, ребенок, сделавший в диктанте ошибок больше всех в классе, не сочтет это несмываемым позором и не решит, что от него отвернутся все друзья. Но чрезмерная дифференцированность само­оценки также имеет свои недостатки. Хорошо, что Женя не смеши­вает такие стороны самооценки, как «ум» и «умение решать матема­тические задачи». Ошибки в контрольной работе не приведут к па­дению ее самооценки. Но жаль, что стабильные успехи по матема­тике (и не только по математике) не ведут к повышению ее само­оценки. Одной из причин чрезмерной самокритичности могут стать слишком жесткая дифференцированность отдельных параметров самооценки.

Осознанность любых личностных качеств, в том числе и само­оценки (как и адекватность, устойчивость, дифференцированность) является, с одной стороны, магистральным направлением развития в младшем школьном возрасте, с другой стороны, допустимость и желательность педагогического вмешательства при формировании этого ценного качества самооценки должна тщательно взвешивать­ся. Все ли достоинства и недостатки желательно осознавать? До ка­кой степени осознания собственных достоинств и недостатков вы хотите довести своих учеников? Без ответа на эти вопросы, пожа­луйста, не начинайте работы по формированию детской самооцен­ки!