ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
* * *
«Линеечки» как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств и один существенный недостаток, из-за которого мы обратились к поиску дополнительных методов оценивания навыков: каждая линеечка в детской тетради расположена под оцениваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по которым он оценил себя, скажем, за списывание в течение года. Еще труднее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.
4.2. Зачем нужны баллы?
Мы, учителя школы № 91 г. Москвы, уже более 30 лет назад отказавшись от отметок, пользовались линеечками как основным инструментом оценивания. Увидеть ограниченность этого инструмента и стимулировать нас к разработке новых оценочных шкал помогли дети. Мы спросили учеников 3-4 класса, воспитанных без отметок и приученных к самооценке с помощью линеечек, хотят ли они в средней школе получать отметки (пятерки, четверки, тройки и двойки).
Среди детских высказываний встречались такие, которые годятся для хрестоматий по педагогике: «У некоторых отметка может отбить интерес к учебе», «Когда плохая отметка, появляется неуверенность в своих силах». Но были и трогательно наивные: «Приятно и интересно получать красными чернилами отметку». Были тревожно-недоверчивые: «Я боюсь. Мало ли, какие могут быть оценки — плохие или хорошие. Вдруг плохие». Были социально зрелые: «Если ставить отметки, то получится нечестно: если мальчик поднимал руку, а его не спрашивали, то это не честно!». Были эмоционально незрелые, но искренние: «Когда нам раздают тетради, и у меня нет ошибок, мне хочется, чтобы ставили оценки, а когда у меня работа плохая, я не хочу, чтобы ставили оценки». Были беззаботные: «Если хорошая отметка, все порадуются. Если плохая, там видно будет». Были чрезвычайно озабоченные: «Боюсь, отметка меня будет занимать больше, чем сам урок», «Когда плохая отметка, все расстроятся, а я больше всех».
Среди разнообразия детских мнений выделились две партии, ратующие за отметку. Одна группа детей (около 30% третьеклассников и почти никто из четвероклассников) говорила о социальной значимости отметок: (пояснения в скобках — не детские)
Мне хочется, чтобы было как у взрослых, с отметками.
Мне нравятся старые оценки (линеечки), но и новые (пятерки и пр.), конечно, можно было бы, потому что во всех обычных школах их ставят с первого класса.
Мне очень хотелось бы ничем не отличаться от подруг из других школ.
Я хочу узнать уровень своих знаний по сравнению с одной подругой (из другой школы).
Меня иногда спрашивают, на какую отметку я учусь, а я не знаю.
Отметки нужны, чтобы мама знала, какие оценки, а если плохо — ругала.
Дома мне никто не верит, что я отличник!
Мама не верит, что я нормально учусь.
Мои родители думают, что «плюс» и «минус» — это не так важно, как 1,2,3,4,5.
Эти высказывания говорят, прежде всего, о том, что, обрекая детей на нестандартную (безотметочную) ситуацию развития, мы должны защитить их от негативных сторон неконформной жизни. Прежде всего — это касается работы с родителями. Но, кроме того, в глазах самих детей «плюсы», «минусы», «линеечки» — это что-то детское, а у отметок есть привкус взрослости. Поэтому детям для социального самоуважения (как я выгляжу в глазах других людей) нужна более солидная система оценок.
Вторая, наиболее значительная часть детей (40% третьеклассников и больше половины четвероклассников) выдвинула самую убедительную причину необходимости отметок: это надежное средство самооценки.
Хочу знать, что называется, чего я стою.
Хочу не отставать от других, контролировать себя.
Я хочу знать свой уровень знаний.
Можно потренироваться по тому предмету, который не получается.
Итак, многие дети попросили отметку, «чтобы знать себе цену». Едва ли речь идет о безоговорочном выборе пятибалльной системы. Скорее у детей есть потребность иметь внешне зафиксированное, материальное выражение собственных успехов и неуспехов. Им недостаточно видеть плюсы около правильно выполненных заданий и исправленные ошибки. Их не устраивает оценка с помощью линеечек: «почти на самом верху», «уже выше середины». Им нужна некая обобщенная мерка, которой они сами могли бы измерить и сравнить свою успешность в любых работах. И подвести итог своих усилий за четверть, полугодие, год.
«Хочу знать, чего я стою» — написал один из героев нашего рассказа, мы ему поверили и стали вместе с ним и его единомышленниками разрабатывать «цены» каждого ученического усилия. (Об этом — в следующем параграфе.*) Одновременно мы решили проверить, насколько точно ученики знают себе цену. Для этого в референдум, проведенный учительницей математики в конце первой четверти в 4 классе, был включен вопрос: «Какую отметку ты поставил) бы себе по математике за эту четверть?»
Отметки, выставленные учениками, учительница сравнивала с теми, что она сама бы выставила в журнал на основе существующих критериев оценивания (в их наиболее гуманном варианте). Естественно, что это сравнение было чисто мыслительным: ни в тетрадях, ни в журнале, ни в разговорах с детьми и их родителями учительские отметки не появлялись. Насколько адекватны самооценки детей по математике, насколько они совпадают с общегосударственной системой оцениваний математических достижений четвероклассников?
У 60% учеников (15 из 25) их отметка в точности совпала с учительской. У 24% детей (6 из 25) отметка разошлась с учительской на полбалла, то есть была почти точна. Итак, мы можем говорить о том, что у подавляющего большинства учеников (84%) за три года безотметочного обучения сложилась адекватная самооценка своих достижений в математике. Однако дети сами не отдают себе отчета в том, что уже способны к адекватной самооценке. Вот почему в большинстве своем четвероклассники высказались за отметку как социальную (а не сугубо индивидуальную) меру своих достижений.
У двоих детей самооценка оказалась заниженной (примерно на 1 балл). Этим детям с первого класса была свойственна повышенная тревожность, которую, увы. не удалось существенно скорректировать. Еще у двоих самооценка оказалась существенно завышенной (примерно на два балла отличалась от учительской). Оба ребенка с завышенной самооценкой — это так называемые слабые ученики. В условиях отметочного обучения они три года не вылезали бы из «троек» и «двоек», и «зная себе цену», едва ли сохранили бы вкус к учебе. В ситуации безотметочного обучения мальчики не приобрели характерного для вечных троечников защитного безразличия, они по-прежнему доверчиво относятся к своим учителям, трудолюбиво выполняют дополнительные задания, веря в успех. Мама одного из них, самого «слабенького», пришла к учительнице с благодарностью за то, что ее сын, несмотря на объективные трудности, идет в школу с явным удовольствием и не увиливает от занятий. Этот достаточно типичный случай еще и еще раз заставляет нас задуматься: что важнее — здоровый оптимизм ребенка, помогающий ему преодолевать реальные трудности, или низкая, хотя и адекватная самооценка, при которой у человека опускаются руки и пропадает всякая охота заниматься тем, что хронически не получается. А заниматься математикой этому мальчику придется почти ежедневно еще по крайней мере четыре года!
Приведенные цифры еще раз возвращают нас к мысли о том, как опасно стремиться скорректировать завышенную самооценку ребенка и как хорошо, что сделать это чрезвычайно трудно! Однако для того, чтобы избежать нежелательных последствий оценочного педагогического действия, адресованного детской самооценке, необходимо вместо стандартного учета успеваемости детей на основе отметок за текущие и итоговые самостоятельные работы перейти на более современную систему наблюдений за динамикой становления самооценки каждого ученика. В базу данных о ребенке должны войти, наряду с данными об академической успешности, такие показатели как
характеристика базисного самоуважения, самопринятия,
характеристика потребности ребенка во внешнем оценивании («демонстративность»),
адекватность конкретной самооценки,
умение оценить себя со стороны (представлять, как меня оценит учитель, мама, одноклассники...).
Эти данные могут послужить надежным инструментом самооценки для взрослых, заинтересованных в системе контроля за безопасностью собственных оценочных взаимодействий с детьми. Но для самих учеников нужны совершенно иные инструменты для самооценивания.
Мы, педагоги, отчетливо сознаем, что отняв у детей отметку — любимую игрушку младшего школьника — мы обязаны достойно компенсировать это лишение. Мы с огромным уважением и абсолютно серьезно относимся к потребности ученика в обобщенной мере для оценки собственных учебных достижений и трудностей. Далее речь пойдет о такой мерке.