Файл: Оценка без отметки Цукерман.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.08.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Самооценка: рабочее определение 7

У ребенка самооценка есть !!!

1.1. Общая самооценка

1.2. Конкретная самооценка

2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности

2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)

2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)

2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию

2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию

2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы

2.2.4. Диагностика учебной самооценки

2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки

3. Оценка творчества и инициативы

3.1. Признание авторства

3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу

3.1.2. Гипотезы на будущее

3.1.3. Именные открытия

3.2. Умные ошибки

4. Оценка знаний, умений, навыков

4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки

4.2. Зачем нужны баллы?

4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?

4.3.1. Математика

4.3.2. Русский язык

Шли по крыше два кота.

5. Сравнение себя с собой

1.Самооценка: рабочее определение 7

6. Еще раз о целях: что оценивает объективная оценка?

4. Оценка знаний, умений, навыков

Безотметочное оценивание навыков мы строим на трех прин­ципах:

  1. отметка как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предель­но дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно,

  2. оценка учителя — это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки,

  3. самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонни­ми, своеобразной игрой в одни ворота.

Далее речь пойдет о разных инструментах дифференцирован­ного оценивания. Начнем с наиболее простого в употреблении.

4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки

С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит оцениванию в терминах «больше — меньше». Само­оценка с помощью линеечек может быть двух типов — ретроспек­тивная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказываю­щая).

Ретроспективная самооценка — это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка

предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Мы выделили два шага формирования ретроспективной оценки.

Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тет­радь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, ко­торые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 6 имен (АЛЁНА, ЛЮСЯ, НИКИТА, ЛЁНЯ, ЛЕНА, АНДРЮША) могут оценить себя по трем показате­лям: (а) красота, (б) пропуск букв, (в) выбор гласной буквы.* Нари­совав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объ­ясняет значение каждой шкалы: «На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждую букву напи­сал очень красиво. Кто недоволен одной — двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посе­редине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки в слове и обозначать их буквами. Всего надо на­писать 30 букв. Тот, кто не написал ни одной, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 15 букв, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху».


Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради три вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Лине­ечки можно сверху озаглавить буквами: К — красота, Б — буквы (пропуск букв), Г — гласные буквы.

Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень бы­стро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэто­му, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский кре­стик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментиру­ет свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учи­тельской и детской оценок обсуждаются со всем классом.

Например, Света допустила в диктанте только одну ошибку: имя НИКИТА написала с маленькой буквы. Но самооценка у этой девоч­ки еще очень слабо дифференцирована, поэтому она снизила себе оценку по шкале «Пропуск букв». Этот казус может помочь всем детям яснее дифференцировать оценку навыка, выделяя его разные стороны. Рассказ о том, почему учительская оценка оказалась выше Светиной, заканчивается обязательным подбадриванием: «Света, ты написала вместо заглавной буквы Н строчную. Но ты НЕ ПРОПУС­ТИЛА эту букву! Ты научилась писать без пропусков букв, а сейчас это самое важное! На линеечке «Пропуск букв» я поставила тебе крестик на самом верху!»

Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление оши­бок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать бо­лее или менее общие для детей и учителя критерии оценивания. Непреодолимая неточность этих критериев связана с субъективным компонентом переживания своих удач или неудач: ребенок, для ко­торого «не быть самым лучшим» означает «быть плохим», за две ошибки в диктанте может оценить себя ниже, чем ребенок, который опасался, что в школе у него вообще ничего не будет получаться; оптимист оценит себя выше, чем пессимист... Но общий смысл ра­боты с линеечками понятен даже самым маленьким ученикам. Ко­гда учительница впервые попросила своих первоклассников оценить красоту только что написанных палочек и крючочков с помощью линеечки, то она задала при этом коварный вопрос: «Зачем вам себя оценивать? Ведь в классе есть учитель, который лучше всех знает, что красиво написано, а что некрасиво?» Полина ответила мгновен­но: «Когда я сама буду знать, хорошо я пишу или плохо, я буду уве­ренней себя чувствовать!»


Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учи­тельской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде все­го, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку «Гласные буквы», учитель после диктанта просит: «Оцени, верно ли ты вы­брал гласные буквы для обозначения гласных звуков. Если ты совер­шенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.

Когда учитель проверяет тетради учеников, он ставит свою оцен­ку умения ребенка обозначать гласные звуки буквами на той же ли­неечке, исходя из простой арифметики. Если в контрольной работе надо было написать 15 гласных букв, то крестик посередине ставит­ся при 7-8 ошибках в выборе гласных букв.

Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала он называет детей, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело — они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потрени­роваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься.»

Особую заботу учителя вызывает та группа детей, которая об­наруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и про­явить к ним особую оценочную бережность: вообще не критико­вать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошиб­ки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незна­ния: «Конечно, звук [а] — гласный. Я рада, что теперь ты это зна­ешь!» Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и до­полнительное объяснение критериев оценок: «Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты пропустил два звука, а оценил себя так, как будто пропустил семь. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее».

Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной само­оценкой, следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с тревожностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлек­тирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.


Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в кото­рой пропущено три звука? семь звуков? ни одного звука?.. Но сле­дует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооцен­ки свойственна, прежде всего, вашим наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде чем работать «на пони­жение» самооценки задумайтесь, в самом ли деле Вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от од­ноклассников?

Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены ТОЛЬКО В СРАВНЕНИИ СО СЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ. Так, если ученик за три последовательные работы полу­чил следующие оценки по шкале «пропуск букв», то это значит, что ученик прекрасно учится, то есть совершенствуется, и этим выгод­но отличается от ученика, стабильно во всех контрольных пропус­кающего 1- 2 буквы.

пропуск букв

10 окг.

29 окг.

17 нояб.

I

I

I

I

I

I

X

I

I

I

I

I

I

I

X

I

I

I

I

I

I

X

I

I

I

I

I

I

I

I

Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляет­ся надежное основание для самоуважения, сознательного и оптими­стичного отношения к себе, к своему учебному труду. Заметим, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабиль­ные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибки на свежеизученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.


Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооцен­ки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок — про­гностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспектив­ной, но именно она является «точкой роста» самой способности млад­ших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осоз­нана, адекватна и дифференцирована. Нам представляется, что если учитель систематически формирует ретроспективную самооценку с самого начала первого класса, то в середине второго класса можно предложить классу такое задание:

Учитель: Мы долго занимались проверкой орфограмм слабых позиций в корне. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких орфограмм. Послушайте текст диктанта (читает). Пре­жде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обыч­но — длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уже умеете проверять корневые орфограм­мы. Кто совершенно уверен, что справится с любой корневой орфо­граммой (разумеется, проверяемой), ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет проверить ни одной орфо­граммы в корне, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что все орфограммы слабых позиций не в корне, которые вы еще не умеете проверять, вы обозна­чите знаками орфографических сомнений. Третья линеечка — про орфограммы сильных позиций. Кто твердо уверен, что во время дик­танта не забудет ни про ЖИ-ШИ, ни про мягкие знаки, ни про за­главные буквы — пусть поставит крестик на самом верху.»

Если задание на прогностическую самооценку вы даете классу впервые, не стоит просить детей оценивать себя сразу после диктан­та, до учительской проверки. Но проверяя детские работы, не оце­нивайте их. Раздайте проверенные диктанты и попросите детей по­ставить на каждой линеечке собственный второй крестик — по ре­зультатам учительского контроля. Наиболее выразительные рас­хождения двух самооценок стоит прокомментировать — индивиду­ально или открыто. Гласности, безусловно, надо придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие). Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностиче­ской самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спорт­смен, который прыгает в высоту на два метра, но ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать план­ку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поста­вит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, на­прягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут рас­ти.»