ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 319
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Общей самооценке присущи свойства круга: если круг не вполне круглый, он ущербен. Разумеется, ущербность общей самооценки возможна, и, к сожалению, нередка даже у маленьких шести-семилетних детей, только что пришедших в школу, ибо она питается прежде всего самыми близкими, домашними отношениями. Ребенок, не имеющий надежных семейных тылов, особенно нуждается в принятии со стороны учителя, его школьная успешность будет целиком зависеть от того, удалось ли учителю установить с учеником теплые, личные отношения.
Если общая самооценка ребенка ущербна или если ее благополучию что-то угрожает, то включаются мощные защитные механизмы, действующие на бессознательном уровне. Защиты проявляются в следующих особенностях поведения: (1) ребенок реагирует на критику агрессивно, становится болезненно обидчив, повышенно чувствителен к оценке, в самой безобидной шутке усматривает пренебрежение, неодобрение, презрение, неуважительное отношение к себе; (2) ребенок оценивает других людей как потенциальных обидчиков и отзывается о них дурно, превентивно снижая цену их оценок; все окружающие оказываются либо дураками, либо мерзавцами; (3) на похвалу, на любое выражение любви (пусть даже формальное, поверхностное) ребенок отвечает всплеском слепого обожания, некритичной привязанности, впадает в зависимость от человека, выразившего доброе отношение, и любое отдаление воспринимает как предательство, как крушение мира; (4) любое дело за которое ребенка критиковали, обесценивается, интерес к нему падает, быстро растет число отвлечений и, соответственно, ошибок, замечания вызывают поток резонерства, самооправдания, всегда находятся внешние причины для неуспеха (кто-то помешал, навредил); (5) ребенок отчаянно стремится привлечь к себе внимание любыми средствами, и если не получается по-хорошему, то в ход пускаются хулиганские выходки, шутовство, демонстративное неподчинение, ибо безразличие мира гораздо страшнее, чем осуждение; (6) снижается общий уровень поведения, ребенок спускается на предыдущий, более инфантильный уровень самостоятельности, своей беспомощностью побуждая окружающих проявить к нему больше внимания, участия, опекать и оберегать его.
Такую симптоматику учителя наблюдают нередко, но в большинстве случаев пытаются апеллировать к разуму ребенка, переубеждают его. Однако там, где мы имеем дело с бессознательными механизмами поведения (в данном случае отчаянными попытками ребенка остаться хорошим в собственных глазах), рациональные методы не работают. Если ребенку недостает в мире тепла, безопасности, личного внимания, выражения заинтересованного участия, любовного признания: «Ты есть, и для меня это важно», то мир перед ним в долгу. И если учитель, займет позицию чистого рационализма: «Корни ущербности самопринятия следует искать в семье, коррекция базисного самоуважения – дело родителей и семейных психотерапевтов», то ребенку скорее всего не выкарабкаться, а в вашем классе прибавится «очень слабый» ученик.
Нельзя показывать ребенку его несовершенство (неаккуратность или непонимание арифметики, плохую технику чтения или грубость манер) до тех пор, пока с ним не установлены совершенно надежные, доверительные отношения безусловного принятия. Нельзя ждать от ребенка ни малейшего усилия стать лучше (учиться лучше) до тех пор, пока ребенок не убежден, что он хороший, и вы его таковым считаете.
1.2. Конкретная самооценка
Конкретная самооценка адресована любым частным проявлениям человека — прежде всего качествам в общении (доброта, честность, смелость, ответственность...) и в деятельности (способности, умения, знания...). Именно конкретную самооценку измеряют с помощью различных психологических методик. Именно о конкретной самооценке можно говорить как о более или менее адекватной, устойчивой, дифференцированной, осознанной, рефлексивной. Именно эти свойства конкретной самооценки бурно развиваются на протяжении всего школьного детства. Но прежде чем обсуждать, как средствами обучения можно повлиять на развитие конкретной самооценки ребенка, повторим: детская самооценка (конкретная) развивается благополучно (становится все более реалистичной, устойчивой, распространяется на разные стороны школьной жизни) лишь на крепком фундаменте положительной общей самооценки. Только ребенок, знающий, что он любим и принят любимыми людьми, может спокойно отнестись к собственным частным неудачам как задачам для самоизменения. «У меня это не получается, я постараюсь и получится,» — так может рассуждать лишь тот, кто доверяет себе и окружающим. Если же этого базисного доверия к себе и к миру нет, если общая самооценка ребенка ущербна, то любая частная неудача переживается либо как катастрофа («У меня двойка за диктант. Я ни на что не годен. Я никогда ничему не научусь!»), либо как оскорбительная клевета, от которой надо обороняться («Учительница ко мне придирается, она меня не любит! И вообще она противная, а я в школу ходить не хочу!»).
Какие свойства конкретной самооценки наиболее зависимы от характера оценочных отношений ребенка и взрослого, ученика и учителя? Чаще всего называются следующие:
адекватность — неадекватность
(завышенность или заниженность)
осознанность — неосознанность
устойчивость — неустойчивость
дифференцированность — недифференцированность
—- категоричность — рефлексивность
Адекватность конкретных самооценок или их соответствие реальным достижениям, поступкам и (или) мнению экспертов об этих достижениях считается едва ли не главным признаком здоровой, развитой самооценки. Неадекватную — заниженную или завышенную самооценку пытаются поскорей скорректировать. Ниже мы покажем, как это можно делать в школе, но прежде чем приступать к коррекции самооценки, задумаемся: действительно ли мы этого хотим? Всмотримся внимательней в разные типы неадекватной самооценки. Всмотримся Для удобства рассмотрения представим их в виде схемы раскрывающимся в Всмотримся внимательней в разные типы неадекватной самооценки. Для удобства рассмотрения представим их в виде схемы:
Это позиция Карлсона:
«Я — самый лучший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, самый ловкий, самый везучий..!»
Это позиция Иа-Иа:
«Хуже меня не бывает: я — самый уродливый, самый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезучий..!»
|
|
|
|
|
Резко завышенная самооценка |
Слегка завышенная самооценка |
Адекватная самооценка |
Слегка заниженная самооценка |
Резко заниженная самооценка |
Ясно, что крайние степени неадекватности самооценки нуждаются в коррекции, так как ограничивают саморазвитие: Карлсон не станет делать усилий по самосовершенствованию, так как считает себя совершенным, а Иа-Иа не станет делать таких усилий, так как заранее полагает их безнадежными. А вот в случаях умеренно завышенной или заниженной самооценки не стоит торопиться с коррекционными программами. Дело в том, что умеренно завышенная самооценка может оказаться стимулом к самоизменению ребенка. Так, первоклассник Сережа переоценивал свои каллиграфические достижения. Писал он скверно, но в целом считал себя аккуратным человеком, поэтому аккуратность своих тетрадей оценивал несколько выше, чем его учителя. Его не ругали и не наказывали за плохой почерк и мазню, но мягко сетовали, что у такого хорошего мальчика тетради могли бы быть опрятней. И во втором классе они стали опрятней. «Я почему-то раньше не думал, как писать красиво, — признался Сережа восхищенной учительнице, — а теперь стал думать.».
Так доброе мнение о себе может помочь ребенку подтянуть свои реальные достижения под завышенную самооценку. Слегка заниженная самооценка не обязательно является признаком тревожности и невротической неуверенности в себе. Гораздо чаще она является проявлением рефлексивного отношения к собственным возможностям. Вовсе не из ложной скромности Виталик оценивает себя несколько ниже, чем окружающие: решая задачу или высказывая какую-то мысль, этот мальчик всегда имеет в виду, что возможны иные точки зрения и даже он — умница и всеобщий любимец — может ошибаться.
Итак, мы ставим перед собой задачу сформировать у младших школьников адекватную самооценку, но в то же время видим, в каких случаях мы должны ограничить свои педагогические замыслы и НЕ ВМЕШИВАТЬСЯ в развитие ребенка.
Устойчивость конкретных самооценок, их относительная независимость от внешних обстоятельств (например, от того, что обо мне сегодня сказали), казалось бы, является чрезвычайно желательным качеством, которое следует развивать. Однако, известно, что и чрезмерная неустойчивость, и чрезмерная устойчивость, негибкость, ригидность самооценки, ее неподатливость влиянию внешних факторов, свойственна людям с аффективными проблемами и может порождать эти проблемы. Поэтому, стремясь повысить устойчивость детской самооценки, ее независимость от результатов каждого конкретного диктанта или более серьезного испытания, следует придерживаться золотой середины и ясно понимать теневые стороны любой, в том числе и самооценочной независимости.
Дифференцированность отличает здоровую, развитую самооценку от инфантильной и невротической. При недифференцированной самооценке изменение по одному показателю (к примеру, ребенка не взяли в престижную школу, сказав, что он недостаточно подготовлен) влечет за собой резкие изменения по другим показателям (ребенок после такого «провала» считает себя плохишом, глупцом, неумехой, неудачником, неспособным и незаслуживающим любви). При дифференцированной самооценке подобные эксцессы исключены, ребенок, сделавший в диктанте ошибок больше всех в классе, не сочтет это несмываемым позором и не решит, что от него отвернутся все друзья. Но чрезмерная дифференцированность самооценки также имеет свои недостатки. Хорошо, что Женя не смешивает такие стороны самооценки, как «ум» и «умение решать математические задачи». Ошибки в контрольной работе не приведут к падению ее самооценки. Но жаль, что стабильные успехи по математике (и не только по математике) не ведут к повышению ее самооценки. Одной из причин чрезмерной самокритичности могут стать слишком жесткая дифференцированность отдельных параметров самооценки.
Осознанность любых личностных качеств, в том числе и самооценки (как и адекватность, устойчивость, дифференцированность) является, с одной стороны, магистральным направлением развития в младшем школьном возрасте, с другой стороны, допустимость и желательность педагогического вмешательства при формировании этого ценного качества самооценки должна тщательно взвешиваться. Все ли достоинства и недостатки желательно осознавать? До какой степени осознания собственных достоинств и недостатков вы хотите довести своих учеников? Без ответа на эти вопросы, пожалуйста, не начинайте работы по формированию детской самооценки!