ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.08.2024
Просмотров: 320
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Самооценка: рабочее определение 7
2. Формирование рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности
2.1. Учебное действие оценки (Объективная составляющая самооценки)
2.2. Как научить ребенка знать о своем незнании? (Задания с недостающими данными)
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы
2.2.4. Диагностика учебной самооценки
2.3. Объективная и субъективная составляющая учебной самооценки
3. Оценка творчества и инициативы
3.1.1. Гипотезы о том, как решать сегодняшнюю задачу
4. Оценка знаний, умений, навыков
4.1. «Линеечки»* как инструмент небаллированной оценки
4.3. Как оценивать в баллах письменные работы?
Это особенно важно для детей, которые отстают от своих одноклассников и практически всегда оказываются «в хвосте». Такое отставание может быть связано с исходной неподготовленностью ребенка к школе, с семейными проблемами, с характерологическими особенностями ребенка, с множеством не зависящих от него обстоятельств, которые мы не умеем преодолеть средствами школьного обучения, но за которые ребенок расплачивается низкой школьной успешностью. Конечно, таблицы, о которых шла речь выше, помогут ребенку следить за своим собственным ростом и радоваться собственному прогрессу. Но невозможно сохранить в чистоте принцип сравнения только с самим собой: в классе есть группа ребят, которые самостоятельные работы выполняют без ошибок, и по сравнению с ними ошибающийся ребенок всегда оказывается в невыгодном положении, даже если его прогресс несомненен.
Есть несколько точек в обучении, где исходное неравенство детей можно преодолеть. Таковы, к примеру, показатели скорости чтения — чрезвычайно значимого для младших школьников навыка. Не вина Вити, что его не выучили читать перед школой, и он начинает с нуля. Не является личной заслугой Сережи то, что мама с папой отдали его в прошлом году в замечательную частную подготовительную группу, где мальчик выучился читать в приятных играх и забавах. В сентябре два первоклассника разительно различаются по технике чтения, но результаты первой индивидуальной проверки вовсе не обязательно предавать огласке в классе или на родительском собрании. А вот результаты личного усердия каждого ребенка зафиксировать необходимо. Витя в течение первого полугодья выполнял все задания по чтению, и его скорость выросла от нуля до 18 слов в минуту. Сережа считал, что он и так умеет читать, домашних заданий не выполнял, и его скорость чтения практически не изменилась. Вот это и стоит представить детям и их родителям в виде наглядных графиков:
Самостоятельные работы, дающие ребенку испытать свою все возрастающую умелость, строятся с грубым нарушением дидактического принципа доступности, понятого слишком буквально. Обыденное, буквальное понимание принципа доступности заставляет учителей тщательно препарировать материал для самостоятельных, проверочных работ, изгонять из него все то, что составляет для детей реальную трудность, «что им недоступно», что может их фрустрировать, вызвать неуверенность в себе. Однако, если ребенок сам обнаружит, что недоступное вчера стало доступным сегодня, то вместо неуверенности в себе возрастет самоуважение, гордость за свои достижения. Проиллюстрируем эту бесхитростную мысль примером из курса русского языка для 1 класса.
Эти открытия делаются в два этапа: сначала явление позиционного чередования изучается на примере гласных, потом обобщается на материале согласных. В течение 6-8 недель, во время которых первоклассники на уроках русского языка заняты изучением позиционных чередований фонем, им предлагается трижды пройти испытание на звание Грамотея. Для этого они должны без единой ошибки написать под диктовку Клятву Грамотея:
л
Авторы: В. А. Миндарова, М. П. Романеева, JI. А. Суховерша, Н. Л. Табачникова, Г. А. Цукерман, С. И. Шияновская 2
Работа выполнена при финансовой поддержке Института «Открытое общество», грант № S2A 601 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Самооценка: рабочее определение 7
1.1. ОБЩАЯ САМООЦЕНКА 9
1.2. КОНКРЕТНАЯ САМООЦЕНКА 11
2.1. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОЦЕНКИ 19
(Объективная составляющая самооценки) 19
2.2. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЗНАТЬ О СВОЕМ НЕЗНАНИИ? 28
(Задания с недостающими данными) 28
2.2.1. Первый этап: учим умному незнанию 30
2.2.2. Второй этап: учим умному спрашиванию 34
2.2.3. Третий этап: учим строить гипотезы 37
2.2.4. Диагностика учебной самооценки 42
2.3. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ 52
Я смогу написать эти слова правильно: ФУТБОЛ, ГОЛ, МЕДАЛЬ, ЧЕМПИОН, ПРЫЖКИ, БЕГ, ВХОД, ВЕЛОСИПЕД, ШАР, СУДЬЯ.
Вы видите, что в тексте этой клятвы нет ни одной орфограммы, природы которой ребенок не поймет после изучения темы «Сильные и слабые позиции фонем». Но первый раз диктант предлагается детям до изучения этой темы. Им сообщается, что диктант будет трудным и разрешается в случаях сомнений обозначать знаками вопросов те буквы, за которые борются два звука.
Эмоциональная привлекательность этой работе сообщалась полусказочным сюжетом: «Мы продолжаем путешествие по Стране Живых Слов** и вплотную подошли к границам Правописании (по- иностранному: Орфографии), которой управляют граф Орфограф и принцесса Грамотесса. Правители не даром опасаются проникновения в их государство не слишком грамотных людей: в Стране Живых Слов ошибки в правописании немедленно приводят к житейским неприятностям: — напишешь чье-то имя неверно — у человека или зверя испортится либо здоровье, либо характер. Поэтому приглашение в Правописанию получат только те, кто без ошибок напишет клятву Грамотея.»
«Я получу приглашение?» — таким вопросом встретили учительницу многие первоклассники на следующий день после первого испытания. Учительнице пришлось передать невеселое сообщение правителей Правописании: только один человек в классе написал без ошибок клятву Грамотея и ему будет прислан ключ от Орфографии, если он этого пожелает. «Даша, ты готова отправиться одна во дворец графа Орфографа и принцессы Грамотессы?!» — патетично спросила учительница главную грамотейку класса. Класс замер в ожидании и зааплодировал Даше, которая сказала: «Я лучше подожду других. Одной как-то... не хочется!» Для Даши был двойной триумф: она выдержала труднейшее испытание — и орфографическое, и человеческое: преодолела искус тщеславия. Не случайно из всех событий первого класса Даша в сочинении «Самое главное в первом классе» вспомнила именно это: «Однажды я сидела на уроке, и Елена Дмитриевна объявляла, кто поступил в страну Орфографию. И вдруг она сказала, что я поступила в страну. Я была так рада! Мне даже принцесса Грамотесса и граф Орфограф предложили ключ от страны, но я отказалась, потому что со всем классом веселее.»
«Попаду ли я в страну Орфографию?» — эта мысль тревожила многих Дашиных одноклассников. Поэтому второе испытание — повторный диктант клятвы Грамотея — вызвал много волнений. Но к нему тщательно готовились: тренировались в безошибочном письме, учились обозначать безударные гласные знаками орфографических сомнений. (О согласных пока не разговаривали.)
Результаты второго испытания объявлялись следующим образом: на доске были нарисованы ворота, ведущие в страну Орфографию, и 12 ступеней к этим воротам (больше 12 ошибок никто из наших первоклассников не сделал). Учитель называл имя ребенка, показывал, на какую ступень он поднялся после первого испытания и где оказался сейчас — после второго. Например: «Андрюша после первого испытания поднялся вот сюда (показывает на девятую ступень, не уточняя, что Андрюша в первом диктанте сделал 9 ошибок). Смотрите, какой гигантский прыжок он сделал. (Рисует стрелку от девятой к четвертой ступени, снова не акцентируя четыре ошибки в последнем диктанте.) Поздравляю, Андрюша, ты прошел уже больше половины пути к цели. После третьего испытания ты запросто можешь оказаться у самых ворот!» (см. рис.1)
У учителя был повод поздравить и подбодрить каждого первоклассника: практически у всех детей показатели грамотности улучшились между первым и вторым испытанием (и это было заранее запланировано, иначе быть не могло). Кроме того, учитель знал, что дети обречены на успех: третье испытание они будут проходить, освоив всю тему «Сильные и слабые позиции согласных и гласных», и страшная, перенасыщенная орфограммами клятва Грамотея не будет представлять для них особых трудностей. Незапланированной, но тем более приятной была вовсе не победа над безграмотностью, а напряженный интерес к самой ситуации оценивания, связанные с ней переживания, огромный эмоциональный заряд, который несет для ребенка эта работа сравнения себя вчерашнего, знавшего и умевшего меньше, с собой сегодняшним, ставшим более знающим и умелым. Разбор результатов диктанта превратился в праздник, и радостное, заразительное участие одноклассников в личном торжестве каждого ребенка лишь усиливало это торжество.
Однако не обошлось и без эксцессов (первый блин комом). На следующий день мама одного из мальчиков пришла и рассказала, что сын проплакал весь вечер, объясняя, что он стал хуже, что его теперь никто не возьмет ни в друзья, ни в Грамотеи... После этого рассказа учительница поняла, что недостаточно подстраховала чрезвычайно тонко и сильно чувствующего ребенка, который в первом испытании сделал только одну ошибку, а во втором — две (то есть отступил на одну ступень). Его две ошибки на фоне семи-десяти ошибок других детей казались учительнице пустяком, и она недостаточно объяснила Никите, как близок он к победе, как неминуемо его попадание в Грамотеи после следующего испытания, насколько класс нуждается в помощи и поддержке одного из самых грамотных учеников!... На следующий день эта недоработка была срочно ликвидирована, и Никита перестал считать себя опозоренным навеки. Но учительница не успокоилась: дело в том, что такая же динамика (одна ошибка в первом испытании и две во втором) была еще у одного мальчика из этого класса. Не без тревоги учительница расспрашивала маму Юры о том, как ее сын отреагировал на вчерашний диктант. «Юра был очень доволен, — рассказала мама. — Он объяснил, что сделал две ошибки — одну, как он выразился, ерундовую (пропустил букву), а другую в слове ФУТБОЛ. И Юра пересказал то, что Вы им объяснили на уроке — о происхождении слова ФУТ-БОЛ, о том, что слово BALL он и раньше знал, а теперь выучил еще два новых английских слова — FOOD (еда) и FOOT (нога)». Услышавший конец этого разговора Юра, смеясь, дополнил: «Оказывается, я в диктанте написал вместо НОЖНОЙ МЯЧ, СЪЕДОБНЫЙ МЯЧ!» У учительницы отлегло от сердца: Юра к своим орфографическим проблемам отнесся как типичный познаватель, который учится на всем, в том числе и на ошибках.
Приемы оценивания, помогающие ребенку отслеживать собственные изменения, могут выглядеть вполне традиционно. Главное, чтобы они служили не только для традиционных целей внешнего, учительского контроля за знаниями ребенка, а играли новую роль — стали для детей средствами САМОконтроля и САМОоценки. На примере таблицы умножения покажем, как учитель может вооружить детей средствами самооценки своих достижений и постановки ближайших учебных целей. Предположим, что к данному моменту обучения в классе детально изучены способы вычисления следующих случаев: 1*а, 2*а, 3*а, 4*а, 5*а. На уроке составляется общеклассная таблица, в которой закрашиваются те клеточки, которые полагается выучить наизусть:
Каждый ребенок записывает эту таблицу к себе в тетрадь, а затем устраивается самопроверка или парный взаимоконтроль, и каждый ученик записывает эту таблицу к себе в тетрадь, а затем устраивается самопроверка или парный взаимоконтроль, и каждый ученик составляет свою собственную таблицу, в которой ярко закрашены те случаи, которые он уже запомнил. Например:
Три цвета таблицы соответствуют трем уровням знания: ярче всего выделено хорошо усвоенное знание, бледнее обозначены те случаи, которые класс уже изучил, а сам ученик еще недостаточно твердо запомнил. Не выделены цветом те случаи, которые еще не изучены в классе. (Некоторые дети, выучив таблицу раньше всех, имеют право ярко закрасить все клеточки.)
Контрольные проверки проводятся периодически и каждый раз фиксируются с помощью таблицы. Сравнение таких таблиц и дает ребенку четкое представление о том, насколько полно и твердо он усвоил таблицу умножения.
На основании контрольных проверок каждый ребенок составляет свою собственную таблицу, а учитель составляет общеклассную таблицу, где раскрашиваются только те строчки и столбики, в которых не ошибся ни один ученик в классе. В результате такой работы каждый ребенок чувствует свою ответственность за знание (незнание) таблицы умножения перед всем классом.
«А когда у нас будет следующее испытание?» — часто спрашивают дети. «А почему вы так хотите испытаний? Ведь не у всех все получается...» «Интересно, на сколько стало лучше.»