Файл: КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 710

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г.К. Пондопуло

Формирование культурной традиции востока и запада.

Культура образца

Материалы к лекциям

Словарь 98

Классические культуры древнего востока

I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)

II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая

III. Культура китая в период древних империй

Формирование китайской парадигмы культуры

Теогония

Космогония и космология

Культурологический миф

Конфуцианство. Жэнь и ли

Даосизм. Дао и дэ

Чжуан цзы

Приложение

Классическая культура древней индии. Культура ом

I. Ведическая традиция

Для миров

Пространство, время, закон в системе ведического знания

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья-йога

Санкхья. (Создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Приложения словарь а

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2( глава 23)

Часть 3 (главы 1-5,15,18,19)

Часть 7 (главы1-15,25,26)

Глава 6. О месте пребывания разума

__________________________________________________________________________________________

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

III античная культура логоса и греческая пайдейя

Греческая цивилизации и основные этапы эллинской культуры

Греческий полис и античный идеал

Ранние формы калокагатии. Арете

Лучшее для смертных – здоровье –

Греческая мифология и античная культура

Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос

Основные смыслообразующие элементы античной культуры

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич. Античная эстетика.

Притоком грязным, свежей не испить воды.

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Аристотель настаивает на том, чтобы молодым людям законодательно было запрещено «соприкосновение со всем дурным, в особенности с низменным и разжигающим ненависть». Поэтому молодежь следует воспитывать «предпочтительно в дорийских мелодиях», имеющих эпический характер, «которым свойственно наибольшее спокойствие и мужественность», а не во фригийских, которые носят «страстный, оргиастический характер»217.

Все эти рассуждения философа имели глобальное воздействие как на формирование античной системы воспитания молодежи в эллинистический период, так и на формирование той шкалы гуманистических ценностей, которая составляла фундаментальную основу европейской образованности на всем протяжении ее существования, вплоть до начала современной эпохи.

ОТ ГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ К РИМСКОЙ HUMANITAS

В эллинистическую эпоху платоновско-аристотелевская пайдейя оказала непосредственное влияние на формирование «культуры humanitas», которая получила развитие в Риме в период его расцвета во II в. до н.э. и сыграла роль переходной формы от античной культуры к европейской культуре Средневековья и Ренессанса.

Рим возник как один из земледельческо-пастушеских городов- государств на южной окраине этрусского мира и северной границе «Великой Греции». Римская цивилизация, история которой насчитывает 12 столетий, была создана так же точно, как и греческая – на основе городской общины. Однако условия, в которых происходило становление римской государственности, были весьма отличны от тех, в которых происходило формирование греческих полисов. Главным из них было то, что для утверждения себя (вначале в качестве самостоятельного города-государства, а позднее и объединяющего многие города и земли административного и культурного центра) Риму приходилось вести непрерывные оборонительные и завоевательные войны. Именно это обстоятельство сыграло доминирующую роль в формировании образа жизни римлян и государственной идеологии Рима. Система ценностей, в которой были зафиксированы результаты этого процесса, обозначавшаяся общим термином «римскость», стала той базовой основой, на которой сложилась римская культура. В ней, в отличии от культуры эллинов, главную роль играли не «любовь к мудрости», а конкретное знание, не добродетель, а традиция, понимаемая как право Рима властвовать повсюду, куда ступала нога римского легионера; героизм – понимаемый, не как личная доблесть, а как воинский долг солдата Рима.


В процессе борьбы за римское господство, вначале на Апеннинах, а затем – над многочисленными государствами эллинистического мира в различных районах Средиземноморья, Центральной и Восточной Европы римляне сталкивались с различными культурами. Многое они переняли от италийских племен аборигенного населения Италии (самнитов, умбров, фелисков). Большое влияние на римскую культуру в период ее становления оказала культура этрусков – древнейшей мощной цивилизации, господствовавшей в VII в. до н.э. в Италии на всей территории – от Альп до Сицилии218. Начиная с III в. до н.э. – эпохи позднего эллинизма – доминирующее влияние на развитие римской культуры начинает оказывать культура античной Греции. В это же время она испытала и сильное влияние культур Ближнего Востока, что нашло выражение в широком распространении в Риме восточных культов и мистерий (Митры, Исиды, Тота и др.).

Каким бы сильным ни было влияние на римскую культуру тех или иных культурных традиций, исконная система ценностей, сформировавшаяся в процессе становления римской городской общины (civitas) и обозначавшаяся общим термином «римскость», всегда оставалась ее главной базовой основой.

Большую роль в римской мифологии играли ЛАРЫ – боги домашнего очага. Рим начал основательно знакомиться с греческой мифологией, литературой и искусством во II в. до н. э., когда Греция была подчинена власти Рима и стала его провинцией. Интерес к греческой культуре становится повсеместным, предпринимаются попытки объединить ее с римской традицией. В результате формируется тип человека, который обозначали термином «homo humanus»(«человечный человек»), который противопоставляется в качестве антипода «homo barbarus» («варвару»). Главным качеством «человечного человека» при этом выступала «римская добродетель» (virtus), которая имела в своей основе греческую систему образования и воспитания (пайдейю) и греческую добродетель (арете).

Вместе с тем от греческой римская культура отличалась тем, что она, как справедливо замечает М. Хайдеггер в своем «Письме о гуманизме»219, основывалась не на государственном законе полиса, а на преподавании в философских школах и охватывала определенный круг знания (eruditio) и наставления в «добрых искусствах» (institutio in bonas artes). «Так понятая «пайдейя» переводится как humanitas. Собственно «римскость»… «человека римлянина» состоит в такой humanitas. В Риме мы встречаем первый «гуманизм». Он остается тем самым по сути специфическим римским явлением, возникшим от встречи римского латинства с образованностью позднего эллинизма. Так называемый Ренессанс 14 и 15 веков в Италии есть возрождение римской добродетели renacentia romanitatis. Поскольку возрождается romanitas , речь идет о humanitas и тем самым о греческой «пайдейе»220.


Такая культура, обращенная к индивиду, к «человечному человеку» знаменовала собой переход в новое культурное состояние, главной проблемой которого было не создание «культурного образца», выступавшего в роли идеальной нормы для воспитания образцового гражданина полиса, а пробуждение культурного самосознания индивида. Доминирующая роль отводилась при этом образованию.

Мыслитель, сатирик Лукиан из Самосаты, живший в эпоху так называемого «золотого века» Рима, писал: «Стремление к образованию – это путь к лучшему, единственная возможность преодолеть мелкое и ничтожное в человеческой жизни, даже самые значительные достижения в ремесле и искусстве не могут сравниться с образованием в деле совершенствования человека. Только оно делает его способным совершать «блестящие деяния», произносить «возвышенные речи», придает ему «благородный облик», дает возможность снискать «почести, славу, общую хвалу, почетные места в театре, влияние и власть»221. Это время начала римской литературы и драматургии, которая использует в качестве образцов переводы греческих поэтов и драматургов.

Среди знатоков и распространителей греческого языка и культуры, стремившихся усилить в Риме греческое культурное влияние, был прославленный полководец, командовавший римскими войсками, завоевавшими и разрушившими Карфаген – Сципион Африканский (младший), вокруг него образовался круг людей, в который входили сторонники греческой пайдейи: философ Панетий, историк Полибий, поэт-комедиограф Теренций и др. Он получил названия «Сципионовского кружка». Впервые идеи «культуры humanitas»(человечности) получили распространение в Италии благодаря членам этого объединения. Позднее активными пропагандистами идей первого гуманизма стали связанные с ним философ и ученый Марк Теренций Варрон и выдающийся мыслитель и оратор Древнего Рима Марк Тулий Цицерон. Они использовали этот термин «humanitas» в смысле характеристики определенного состояния индивида и в общем смысле, как такую «любовь к мудрости, которая носит не абстрактный характер, а сопровождается постоянными штудиями в области «добрых наук». Их младший современник, римский писатель Авл Геллий, живший во II в. н.э. в своем сочинении «Аттические ночи», дает такое определение humanitas: «Те, кто создавал латинские слова и кто ими правильно пользуется, понимают под «humanitas» не то, что понимает под этим словом чернь, что греки называют «филантропия» и что обозначает некую готовность помогать и благосклонность ко всем без различия. Но «humanitas» обозначает примерно то, что греки называют пайдейя, а мы образованием и обучением благородным искусствам…Стремление к этому знанию и обучение ему из всех живых существ дано одному человеку и поэтому оно называется «humanitas». Именно в этом, втором, смысле употреблялось это слово «humanitas» Марком Варроном и Цицероном»222.


Марк Теренций Варрон (116-27) крупнейший ученый-энциклопедист, государственный деятель. Друг Цицерона. Автор боле 600 сочинений, посвященных истории, культуре, религии, юриспруденции, литературе и искусству, сельскому хозяйству Греции и Рима: «Древности божеские и человеческие», «О латинском языке», «О сельском хозяйстве». Его несохранившееся сочинение «Свободные дисциплины» рядом исследователей считается первой попыткой систематизировать античное знание, положившей начало формированию системы т.н. «семи свободных искусств». Наиболее известные произведения: «Образы» (литературные портреты 700 выдающихся греков и римлян) и «О сельском хозяйстве». Уже при жизни суждения Варрона пользовались непререкаемым авторитетом в области античной науки и истории.

Цицерон Марк Туллий (106-43) выдающийся римский философ и ритор, создал образцы штудий в области философии, этики, политического красноречия, признан одним из самых авторитетных и читаемых авторов не только античного мира, но и последующей эпохи. В значительной степени благодаря его трудам созданная Платоном и Аристотелем пайдейя легла в основу гуманистических ценностей классической Европы и связанной с ней системы воспитания и образования.

Примером, подтверждающим эти слова, может служить историческая судьба одного из трактатов Цицерона «Об обязанностях», который вызывал пристальный интерес не только у ученых-богословов Средневековья, гуманистов Ренессанса, но и представителей культуры Просвещения223. Содержание этого трактата показывает, что Цицерон следует традициям великой пайдейи. Как и Платон, он считает, что главной обязанностью человека является стремление к нравственно-прекрасному, и перечисляет те добродетели, которые являются его источником. Среди них он называет: 1. познание истины (coqnito). 2. Двуединую добродетель (справедливость и благотворительность). 3. Величие духа. 4. Благопристойность и умеренность. В трактовке Цицерона все эти добродетели, известные еще грекам классического периода, приобретают значение «высших человеческих достоинств» конкретного человека- индивида.

В другом своем произведении «Лелий» Цицерон, подтверждая ориентацию всей своей культурной нравственной концепции на индивидуального человека, пишет: «Не было человека ни лучше Сципиона Африканского, ни более знаменитого. Теперь все взоры устремлены на тебя одного… за то считают тебя мудрым, что все блага, по-твоему, заключены в самом человек (выделено мной – Г.П.) и доблесть ты ставишь выше превратностей судьбы»224.


В трактате «О природе богов» Цицерон утверждал, что человек рожден природой не «для игры и шуток, но скорей для серьезного и для каких-то важных и значительных занятий». Во второй главе этого трактата, которая в основе своей посвящена человеку, Цицерон, следуя аристотелевской традиции, пишет о том, что нет ничего прекраснее мира, ибо он пользуется разумом, а в силу своей разумности в нем нет ничего лучшего, чем добродетель и поэтому он мудр225. Человек рождается, чтобы созерцать этот мир и подражать ему, и хотя он сам по себе «никаким образом не совершенен» и является всего лишь частицей совершенного мира, тем не менее, может стать совершенным благодаря использованию тех качеств, которыми наделила его природа, и стремлениям к высшим целям, поставленными ею перед ним как своим лучшим творением. «Прежде всего, сам мир был создан ради богов и людей, все, что в нем есть, изготовлено и придумано для пользы людей. Мир – это как бы общий дом богов и людей, или город тех и других, потому что только они, пользуясь разумом, живут по праву и закону»226. Природа щедро поступила с человеком, мы все приобрели изобретением разума, восприятием чувств и употреблением умелых рук. Получили кров, стали одеты, здоровы, создали города, стены, дома и храмы227.

В период поздней античности был сделан значительный вклад в формирование «системы свободных искусств» римскими писателями: Сенекой, Плутархом, Августином, Боэцием и Кассиодором.

Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – выдающийся представитель римского стоицизма (малая Стоя), писатель, поэт, философ. Автор трактатов «О гневе», «О провидении», знаменитых «Нравственных писем к Луцилию», трагедий.

«Нравственные письма к Луцилию» (124 письма). В центре внимания в письмах образ «доблестного мужа», носителя добродетели в духе римской культуры «humanitas». В них также дается характеристика с позиций стоической философии т.н. «свободных искусств». Рассматривается их отношение к философии и добродетели. Сенека отказывается считать «свободными» те искусства, которыми, как он замечает, занимались «наши предки»: борьбу, метание копья, верховую езду, владение мечом, т.е. те виды деятельности, которые в греческой пайдейе были необходимым элементом воспитания, предполагавшего гармоническое сочетание телесного и духовного совершенствования человека. Сенека считает, что все эти искусства не влияют непосредственно на совершенствование души: «незыблемое знание добра и зла» доступно лишь философии.