ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3038
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
«Юэ цзын»-«Книга музыки».Канонический текст. В его основе лежало учение о космическом происхождении музыки. Ее, истоком, традиционно,считалось «великое начало»( тай-и)--синоним изначального дао.(Такое понимание музыки определяло и ее особую и роль в ритуальных действиях и церемониях. Конфуцианцы считали музыку важнейшим из искусств и отводили ей одну из главных ролей в культурном воспитании «благородного мужа». «Юэ цзин».вошел в состав большого конфуцианского канона «Шестикнижье».Даосы отрицательно относились к конфуцианскому увлечению музыкой.Занятие музыкой они считали вредным и никчемным занятием, несовместимым с важнейшим традиционным принципом увэй (недеяния).
Я
ян- одна из двух космических первочастиц,симво-
лизировавшая в древнекитайской графической модели мироздания мужское, световое начало, представленное в системе триграмм в виде,целой горизонтальной черты
янь-слово,язык слов.(В его возникновении главную роль ,согласно традиции,сыграл небесный дух шэнь ,совместивший сущность физических земных узоров вэнь и идеальную сущность небесных образов сян и воплотивший это единство в слове янь.В древнем Китае различался разговорный язык баи хуа, использовавшийся в повседневном общении и письменный язык-вэньянь. Этот язык использовался образованными людьми- жу учителямии чиновниками и рассматривался,как язык культуры.)
янь жэнь- «живое слово»» ( имя, понятие)
ян мин- воспитание народа, просвещение.
яо-совершенномудрый,добродетельный правитнль древности,образец для подражания.
ТЕКСТЫ
1.Каталог гор и морей(«Шан хай цзин») М.1977.
2.Ши цзин («Книга песен»).М.1957
3.Ю.К.Щуцкий. Китайская классическая «Книга перемен».СПБ. «Алатейя».1992
4.И-цзин.Древнекитайская «Книга перемен».М.2004 5.Комментарии к «И цзин»(Десять крыльев») :Сюйгуа чжуань», «Цзагуа чжуань», «Вэньянь чжуань, «Шогуа чжуань», «Сицы чжуань»( В кн. А.Е Лукьянов. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин,Луньюй М.1994 Авторский перевод и комментарий)
6. «Дао де цзин».
В переводах: Ян Хун шун(ДКФ.Т.1),Е.А Торчинова
(в кн.: Даосизм. «Дао де цзин».СПБ.2004).
7. «Луньюй»
В переводах:В.А.Кривцова(ДКФ.Т.1),
И.И Симененко( в кн.Конфуций. Изречения.
МГУ.М.1994
8. Мудрецы Китая. . Ян. Чжу. Лецзы.Чжуанцзы.СПБ.1994
9. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая.М.1987,
Переводы.(вступительная статья и комментарии И.
Лисевича)
10.Сыма Цянь. Старинный род Конфуция(Цит. по кн.
Конфуций. Изречения М.МГУ.1994
11.Философы из Хуайнани. «Хуайнаньцзыы».
(Л.Е.Померанцева. Перевод.Вступительная стаья.
Примечания.Указатели).ФН. «Мысль» М.2004
Большинство использованных текстов цитируются по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1 (1972 ).Т.2 (1973).М. Мысль»
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.И Конрад. Избранные труды. Синология.М.1977
2.В.В.Малявин Китайская цивилизация.М.2000.
3. Карин Дебен Фракфер. Древний Китай.(перевод с франц.) М.2002
4.Т.П.Григорьева. Дао и Логос. Встреча культур. М.1992
5.История Древнего мира. Китай. Страны юго-восточной Азии. Минск.1998.
6.Юань Кэ. Мифология Древнего Китая..Текст. Переводы
М 1965
7. Б.Л. Рифтин Китайская мифология.(В кн.: «Мифы народов мира.Энциклопедия в двух томах.СЭ.
8.Д.Боддэ. Мифы Древнего Китая ( В кн.: «Мифология Древнего мира».М.1977).
9.В.М. Алексеев Китайская литература.М.1978
10.И.Т.Федоренко «Книга песен»( В кн. «Шицзин». М.1957 с.469-531.).
11 Фэн Ю-лань.Краткая история китайской философии
(перевод с китайского) СПБ.1998
12.А.Е Лукьянов. Истоки Дао. Древнекитайский миф..М.1992.
13. А.Е Лукьянов ДАО «Книги перемен».М.1993.
14 .А.Е Лукьянов. Начало древнекитайской философии.Ицзин. Дао дэ цзин. Луньюй. Учебное пособие. Переводы. М.1994
15.В.В.Малявин. Чжуан цзы.1985
16. В.В.Малявин. Конфуций. ЖЗЛ.М.1987
17.Л.С.Переломов .Слово Конфуция. М.1992.
18.И.И.Семененко Афоризмы Конфуция. М.!987
19.И.И. Семененко Пять тысяч слов молчания М.!999
20. Конфуцианство в Китае.М.1982.
21. Гране Марсель. Китайская мысль.( перевод с франц.) М.2004
22. Е.А. Торчинов. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПБ.1998.
23. Е.А.Торчинорв Даосизм. «Дао де цзин».СПБ.2004
24. Восток-Запад.Исследования. Переводы. ПубликацииМ.Наука.!988.
25.Г.А. Ткаченко. Космос, музыка,ритуал. М.1990
26.П.С.Попов. Китайский философ Мэн цзы.
Перевод,Комментарии. М.1998
27.Л.Е.Померанцева. Поздние даосы о природе,обществе,государстве(«Хуайнанцзы». II в. до н. э.)
М.1979
28.Атеисты,материалисты и диалектики Древнего Китая. М.1967
29 В.Ф.Феоклистов. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь цзы.М.1976
30 Погребенные царства Китая.()М.1998
31.М. Лёве.Китай династии Хань.Быт,религия,
.культура(пер с англ.).М.2005
ДИАФИЛЬМЫ
Исчезнувшие цивилизации. Древний Китай. ВВС
Первый император
II
КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
КУЛЬТУРА ОМ
« Этот человек-море, он возвышается над всеми
мирами. Чего бы он ни достиг, он стремится стать
выше их. Если он достигает мира воздушного
пространства, он стремится стать выше его. Если
бы он стремился достичь »того мира», он пожелал
бы стать выше его. Из пяти частей сотоит этот человек.
Его тепло-свет. Отверстия пространство. Кровь, слизь
и семя-вода. Тело-земля. Дыхание-воздух. Эти
божества-зрение, слух, мысль и речь-составляют
прану и апану, ибо они выходят наружу с дыханием.
Он сочетание речи и дыхания,..
Айтарейя араньяка II.( 1. 3, 3. 3. )
У ИСТОКОВ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
У истоков классической культуры Древней Индии стоит ведическая традиция. Формирование ее было длительным процессом, в котором участвовали несколько более древних и различных, как по характеру, так и по уровню своего развития, культур. Одной из них была неолитическая культура ведийских ариеев,другой земледельческая городская культура, созданная на северо-западе Индии, аборигенами Индостана - "народами культуры Инда».
Ригведийские арии, группа полукочевых племен индоевропейского происхождения, начали проникать в этот район приблизительно в X веке до н. э. Они были пастухами, которые вели полукочевой образ жизни. Культура ариев, в период их проникновения на полуостров была неолитической культурой бронзы. Изобретение боевой колесницы давало им возможность преодолевать огромные расстояния. Колесница была и мощным оружием, благодаря которому ариям удалось покорить аборигенов Индостана- дравидов, Они называли их»дасю»и считали людьми второго сорта, хотя и находились. по сравнению с ними. на более низком уровне культурного развития. Культура, с которой соприкоснулись, арии сложилась на основе высокоразвитой городской Хараппской цивилизации, которая возникла в XXV-XVIIIв. до н. э. на базе еще более древней неолитической Мергарской культуры 3-2 тысячелетия до н. э., Хараппская цивилизация объединяла до 1ООО поселений городского типа. Среди них были и такие, как Харрапа и Махенджо-Даро, имевшие водопровод и канализацию, гончарное и бронзовое производство, развитую торговлю и ремесло, свои системы письменности, мер и весов, формы искусства (скульптура глиптика), культы(в том числе и верховного божества). Размеры городов достигали 26 га. с населением до 4О тыс. человек (Махенджо-Даро). Города Хараппы вели оживленную торговлю, как между собой, так и с достаточно отдаленными регионами. Торговые и дипломатические отношения связывали их с Шумером - древнейшей цивилизацией Бл. Востока. Победа ариев, совпала, по времени, с упадком харрапских городов. Однако сложившаяся в них культура не погибла и с течением времени была воспринята, стоявшими на более низком уровне культурного развития ариями. Итогом интеграции этих разных культурных традиций было возникновение ведической культуры.