Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

Понятие «система» сегодня широко используется в самых различных на­уках. Можно встретить описание систем биологических, технических, со­циальных и социально-экономических, а также отдельно экономических, социо-технических, человеко-машинных, производственно-экономичес­ких и пр. Уже один набор этих понятий вносит сумятицу в понимание системы, мысль о произвольном ее выделении или настолько расшири­тельном толковании, что оно становится каким-то ненаучным, бессодер­жательном, неконкретным понятием.

В то же время нередки утверждения о том, что использование понятия системы сделало революцию в развитии науки, свидетельствует о новом уровне научных исследований, определяет их перспективность и практи­ческий успех.

Понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвя­занных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Глав­ными чертами системы являются:

  • наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий,

  • связи и взаимодействия элементов,

  • целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда),

  • сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

По этим признакам системы можно увидеть в окружающей действитель­ности множество объектов, которые можно назвать системой, однако в этом случае понятие «система» становится уравнивающим все объекты и явления в мире и поэтому превращается в пустое понятие. Давайте назы­вать корову, холодильник и общество системой, и мы потеряем возмож­ность объясняться друг с другом.

Система — обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять яв­ления и отождествлять их. На этом и построено и изучение явлений, и использование понятий в практической деятельности.

В практическом использовании понятия «система» есть некоторая двой­ственность. С одной стороны, оно используется для обозначения некото­рого реально существующего явления (технического устройства, биоло­гического организма, предприятия, общества и т.д.). С другой стороны, оно используется как метод изучения и представления этого явления.


В первом случае понятие системы используется как конкретно-предмет­ное, предназначенное для обозначения реально существующего явления, которое нас интересует, которое мы хотим исследовать и которое лишь условно, лишь в первом приближении можно назвать системой.

Во втором случае понятие системы используется как методологическое, как комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и ис­следования этого явления.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.

2. Система управдения как объект исследования

Под системой управления понимают совокупность действий, необходи­мых для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы. И в реальной действительности она ими обладает. Но в исследовании мы не всегда это видим и учитываем.

При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группи­руются по функциям, которые для их успешного осуществления (профес­сионализм, накопление опыта, создание необходимых условий и пр.) организационно обособляются в звенья, связанные потребностью иметь определенный результат и достигать определенную цель. Исходя из этого можно определить понятие системы управления следующим образом: со­вокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Действительно, при малых масштабах система управления характеризует­ся комплексом действий, из которых складывается непосредственное воз­действие на управляемый объект. Именно факт воздействия характеризует в этом случае связанность и целостность этих действий, реальность уп­равления. Они закрепляются как статическая основа деятельности менед­жера, в чем и находит свое выражение формирование системы управле­ния. Такое понимание системы управления наиболее ярко выражается в малом предпринимательстве, в управлении сравнительно малым предпри­ятием, где есть только менеджер и небольшая группа производственных работников. Так понимается система управления при выделении ее в рам­ках отдельного подразделения (система управления отделом, бригадой, лабораторией, подразделением и пр.)

Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, если существует разделение управленческой деятельности между должностны­ми лицами или специализированными подразделениями, система управ­ления предстает в виде совокупности различных звеньев, связанных меж­ду собой определенным образом. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равно­мерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персо­налу, информационному обеспечению, возможностям территориального раз­мещения сотрудников.


Все эти факторы в их совокупности и сочетании влияют на формирова­ние и выделение звеньев системы управления, ее структуру, целостность и другие признаки.

Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, согла­сования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация раз­личных звеньев в системе управления определяет разнообразие ее типов,

В зависимости от того, из каких звеньев строится система управления и как эти звенья располагаются друг относительно друга, статусное взаи­модействие как строятся связи между ними, можно выделить системы управления аналогичного названия: линейного, функционального, линей­но-функционального и функционально-линейного типов.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но разделенную подчинен­ность звена, являются матричные системы управления. Они оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг. Их достоинством являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

Система управления должна быть предметом специального проектирова­ния, которое надо осуществлять на основе исследования ее характерис­тик, а также изменяющихся условий и потребностей управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателя­ми ее состояния, функционирования и развития. Не все показатели могут иметь строго расчетную форму. На практике приходится пользоваться и по­казателями экспертных, эвристических, социологических, тестовых оценок.

Наиболее общими показателями системы управления являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, распреде­ление полномочий (централизация управления), информационное обес­печение, квалификационные требования, использование технических средств, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования.


Но системное представление объекта исследования должно быть допол­нено системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказать­ся, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в кон­гломерат элементов, свойств, аспектов и признаков.


3. Основные принципы системного подхода

Системный подход в исследовании управления можно представить в со­вокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отра­жают как содержание, так и особенность системного подхода.

А. Принцип целостности

Он заключается в выделении объекта исследования целостным образова­нием, т.е. отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сде­лать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т.д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр. Напомним, что системный подход — это установка на изучение, это ком­плекс принципов и методов исследования.

Целостность — это не абсолютная характеристика, она может выражаться в определенной мере. Системный подход предполагает установление этой меры. Этим он отличается от подходов аспектного, многоаспектного, ком­плексного, репродукционистского, концептуального, в рамках которых целостность выступает не как реальное и объективное свойство, а следо­вательно, и характеристика объекта, а как некоторое условие его изуче­ния. Здесь целостность имеет условный характер.

Б. Принцип совместимости элементов целого

Целое только тогда может существовать в качестве целого, когда совмес­тимы между собой составляющие его элементы. Именно их совместимость и определяет возможность и наличие связей, их существование или фун­кционирование в рамках целого. Системный подход требует оценить с этих позиций все элементы целого. При этом совместимость следует понимать не просто как свойство элемента как такового, а его свойство в соответ­ствии с положением и функциональным статусом в этом целом, его от­ношение к системообразующим элементам.

Системообразущим элементом для социально-экономической системы является человек. Его отношения с другими людьми по самым различным поводам (техника, технология, информация, социальная принадлежность, психология, стоимость, деньги и т.д.) характеризуют и связи в социаль­но-экономической системе, и ее целостность. Управление, так же как и производство, общество, фирма и т.д., т.е. некая общность людей, объе­диненных одной из их потребностей, является социально-экономической системой. В исследовании этой системы можно использовать как аспектный, так и системный подход.