Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 831
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
К 5 - 6 годам ребенок должен:
Знать:
- основные виды искусств – народном, классическом;
- иметь представление о народной классической музыке;
- и различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель);
- произведения композиторов М.Глинки, П.Чайковского, А.Лядова и др., предусмотренные программным курсом;
- произведение по мелодии, по вступлению;
- вышеперечисленные инструменты, а также различие между ансамблем и оркестром русских народных инструментов.
Уметь:
- различать звуки высокие - низкие (в пределах квинты);
- петь без напряжения, плавно, легким звуком в сопровождении музыкального инструмента и без него ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой, самостоятельно меняя движения;
- выполнять танцевальные движения:поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей стопе на месте, с продвижением вперед и кружении;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов не подражая друг другу;
- на металлофоне мелодии по одному и небольшими группами;
- простейшие детские и русские народные песни (в пределах кварты по одному и в ансамбле)
- различать звучание скрипки и виолончели.
К 6-7 годам ребенок должен:
Знать:
- диатонический звукоряд в пределах октавы;
- названия музыкальных инструментов русского народного оркестра, а так же способы звукоизвлечения при игре на них и их тембральные характеристики.
Уметь:
- иметь представление о звукоряде, о темпе, ритме и т.д.;
- выразительно, правильно интонировать детские и русские народные песни в пределах октавы с сопровождением и без него;
- узнавать 5-6 программных произведений русских и зарубежных композиторов;
- различать музыкальные произведения разного жанра и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
- ритмично и выразительно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
- элементарными навыками игры на детских и русских народных инструментах;
- исполнять соло и в ансамбле простые мелодии в пределах октавы (вокальные и инструментальные партии);
- по одному и в ансамбле на различных музыкальных инструментах несложные песни, мелодии (металлофон, кастаньеты);
- русские народные и детские песни (в пределах сексты) на металлофоне.
Программное содержание и тематический план
Младший дошкольный возраст
I раздел
«В гостях у красавицы осени»
Тема 1. Голоса осеннего леса
Материал для слушания:
- потешки, пестушки;
- звукопись: голоса животных и птиц (кукушки);
- Е. Тиличеева «Кукушка», Д. Кабалевский «Артистка»;
Материал для пения:
- русская народная песня «Сорока-сорока»;
- М. Раухвергер «Птичка»;
Элементарное музицирование:
- упражнения для развития тембрового слуха.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Зайчата» под музыку А. Жилинского, «Птички» под музыку А. Серова.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная мелодия «Две тетери»;
- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».
Тема 2. Лесное эхо
Материал для слушания:
- С. Майкапар «Эхо в горах».
Материал для пения:
- попевки на темы лесного эха «Ау»;
- русская народная песня «Куда летишь кукушечка» в обработке В. Агафонникова.
Элементарное музицирование:
- «Эхо» имитационное музицирование на элементарных музыкальных инструментах: ложки, бубен, трещотки...
Музыкально-пластические импровизации:
- «Веселое эхо» повтор движений в кругу под музыку Е. Тиличеевой.
Музыкально-игровая деятельность:
- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».
Тема 3. Во саду ли, в огороде
Русская народная сказка «Репка»
Материал для слушания:
- русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде» в обработке Н.А.Римского-Корсакова, русская народная мелодия «Ах, ты береза»;
- Т. Попатенко «Репка».
Материал для пения:
- русская народная приговорка «Матушка репка»;
- русская народная припевка «Украл котик клубочек».
Элементарное музицирование:
- знакомство с клавиатурой: нахождение звуков разной высоты на фортепиано и других музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- свободная пляска персонажей сказки «Репка» под фонограмму русской народной мелодии.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня «Репка» в обработке М. Иорданского.
Тема 4. Осень листьями шуршит
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Материал для слушания:
- Т. Ломова «Листики летят».
Материал для пения:
- осенние заклички;
- колыбельные попевки «Петушок», «У кота Воркота»;
- Г. Вихорева «Осень».
Элементарное музицирование:
- игра на свистульках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Кружатся осенние листочки».
Музыкально-игровая деятельность:
- М. Раухвергер «Гуляем и пляшем».
Тема 5. Капли осеннего дождя
Материал для слушания:
- звукопись: живой дождь;
- заклички дождя;
- Б. Антюфеев «Дождик».
Материал для пения:
- осенние заклички дождя (речетатив);
- Н. Шереметьева «Громко-тихо», Е. Тиличеева «Дождик».
Элементарное музицирование:
- ритмическое упражнение «Осенний дождик» на треугольнике (на одной длительности).
Музыкально-пластические импровизации:
- «Дождик» под медитативную музыку.
Музыкально-игровая деятельность:
- А. Филиппенко «Прогулка и дождик».
Тема 6. Ходит ветер у ворот
Русская народная сказка «Колобок»
Материал для слушания:
- медитативная музыка;
- русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Агафонникова;
- русская народная песня «Колобок», обработка Е.Тиличеевой.
Материал для пения:
- пестушка «Мешу, мешу тесто»;
- музыкальные скороговорки «Печет печка», «Хорош пирожок».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Каравай»;
- игра на ударных и шумовых инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- свободная пляска персонажей сказки «Колобок» под русскую народную музыку.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Каравай».
II раздел
«В гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Материал для слушания:
- П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;
- М.Красев «Снежинки».
Материал для пения:
- В. Петрова «К нам Снегурочка пришла»;
- А.Филиппенко «К деткам елочка пришла»;
- М.Раухвергер «Снег».
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Материал для пения:
- В. Карасева «Зима»;
- А. Филиппенко «Дед Мороз»;
- А. Филиппенко «Веселый музыкант».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Как на тоненький ледок»,
- пение с игрой на шумовых и ударных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Зайчик», «Медведь», «Петух и лиса» под музыку О.Юдахиной.
Музыкально-игровая деятельность:
- Т. Попатенко «Заяц и медведь».
Тема 3. Свищут по лесам метели
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Материал для слушания:
- медитативная музыка: метель;
- русская народная песня «Метелица», обработка Т.Смирновой;
- М.Красев «Заинька»;
- колыбельная «Баю, баю Ленюшку».
Материал для пения:
- О.Берндт «Наша елка»;
- М.Красев «Елочка»;
- В.Антонова «Зайчики».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Метелица» с аккомпанементом на ударно-шумовых инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Вьюга» под медитативную музыку.
Музыкально-игровая деятельность:
- Г. Финоровский «Зайчики и лисичка».