Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 933
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Тема 4. Пришла Коляда
Материал для слушания:
- русская народная песня «Сею, вею, посеваю»;
- колядка «Коляда-маляда».
Материал для пения:
- колядка «Козонька, коза»;
- русская народная песня «Воробушек летит»;
- В. Витлин «Идет коза рогатая»;
- А. Островский «Наша елка».
Элементарное музицирование:
- святочная игра «Жмурка» на развитие тембрового слуха с использованием ударных и шумовых инструментов: треугольника, бубенцов, колотушки.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Идем колядовать!»
Музыкально-игровая деятельность:
- святочная игра «Жмурка».
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Материал для слушания:
- Христославная песня «Рождество Христово».
Материал для пения:
- М.Красева «Маленькая елочка».
Элементарное музицирование:
- святочная игра «Обруч-круж» с исполнением ритмичного аккомпанемента на ложках.
Музыкально-игровая деятельность:
- игровая песня «Долгая Арина»;
- А.Жилинский «Звоночки».
Тема 6. На тройке
Русская народная сказка «Девочка Снегурочка»
Материал для слушания:
- звукопись, слушание: звон колокольчика;
- Н.А.Римский-Корсаков отрывок из оперы «Ночь перед Рождеством»;
- М.Красев «Песенка Снегурочки»;
- С.Бодренков «Девочка Снегурочка».
Материал для пения:
- А. Филиппенко «Игра с погремушкой около елки»;
- М. Красев «Санки».
Элементарное музицирование:
- «Колокольцы-бубенцы» святочная игра с использованием бубенцов и треугольников.
Музыкально-игровая деятельность:
- З. Хорошко «Игра с колокольчиками».
Тема 7. Заискрился в поле снег
Материал для слушания:
- А. Мовсесян «Зимняя игра»;
- Д. Львов-Компанейц «А ну, снежок!»
Материал для пения:
- М. Старокадомский «Зимняя пляска»;
- В. Астрова «А мы в снежки играем».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ах вы сени мои сени», ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Зимняя пляска» под музыку М. Старокадомского.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная игра «Рукавица».
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Материал для слушания:
- Н.А. Римский-Корсаков, картина «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»;
- И. Брамс «Петрушка»;
- Н. Любарский «Плясовая».
Материал для пения:
- масленичные песни «Катаются, катаются», «Ай да Масленица-кривошейка»;
- русская народная песня «Ой блины, блины».
Элементарное музицирование:
- русская народная песня «Ой блины, блины», пение с музыкальным сопровождением и игрой на шумовых и ударных инструментах: трещотках, колотушке, бубнах, коробочке, ложках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Солнышко».
Музыкально-игровая деятельность:
- «Катание на карусели» русская народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени».
Тема 9. Подарим мамам песенки
Материал для слушания:
- А. Абрамова «Колыбельная для мамы»;
- Е. Тиличеева «Мама поет»;
- В. Петрова «Пляска с куклами».
Материал для пения:
- В. Агафонников «Маме улыбаемся»;
- А. Лепина «Ты мне куколку купи»;
- А. Филиппенко «Пирожки».
Элементарное музицирование:
- «С Днем 8 марта» с игрой на ударных и шумовых инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Любимые игрушки» под музыку С. Шнайдер.
Музыкально-игровая деятельность:
- И. Арсеева «Веселая ленточка»;
-Т. Ломова «Цветные платочки».
III раздел
«В гостях у красавицы весны»
Тема 1. Солнечные зайчики
Материал для слушания:
- Е. Тиличеева «Солнышко плывет по небу»;
- М. Парцхаладзе «Закатилось солнышко».
Материал для пения:
- заклички солнцу, птицам;
- Т. Попатенко «Солнышко»;
- А. Абрамов «Весна пришла».
Элементарное музицирование:
- детские заклички (песенное и инструментальное исполнение).
Музыкально-игровая деятельность:
- «Солнышко».
Тема 2. Песенка капели
Материал для слушания:
- Г. Лобачев «Дождик»;
- А. Лядов «Дождик, дождик».
Материал для пения:
- Н. Метлов «Зима прошла»;
- В. Карасева «Солнышко-ведрышко».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация капели на цитрах.
Музыкально-игровая деятельность:
- танец-игра с зонтиками под музыку В. Костенко.
Тема 3. Ручеек - журчалочка
Материал для слушания:
- звукопись: журчание ручья;
- Г. Лобачев «Дождик».
Материал для пения:
- заклички дождю;
- украинская народная песня «Ой бежит ручьем вода»;
- А. Филиппенко «Тает снег».
Элементарное музицирование:
- музыкальная импровизация на тему «Ручеек-журчалочка», глиссандо на ксилофоне.
Музыкально-игровая деятельность:
- Е. Дубянская «Играем с водой».
Тема 4. О чем шепчет весенний ветер
Материал для слушания:
- С. Майкопар «Пастушок»;
- А. Гречанинов «В поле».
Материал для пения:
- М. Красев «Веселая дудочка»;
- А. Филиппенко «Воробей».
Элементарное музицирование:
-подбор аккомпанемента на шумовых и ударных инструментах (по выбору) к русской народной песне «Ветер» в исполнении педагога.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Веселая дудочка» под музыку М. Красева.
Музыкально-игровая деятельность:
- А. Филиппенко «Скворушки»;
- А. Филиппенко «Веселые музыканты».
Тема 5. Жаворонок звонкий
Материал для слушания:
- медитативная музыка: птичьи голоса;
- С. Прокофьев «Птичка»;
- Т. Попатенко «Птичка».
Материал для пения:
- русская народная песня «Соловей прилетай поскорей»;
- А. Филиппенко «Мы на луг ходили».
Элементарное музицирование:
- звуковая имитация птичьих трелей на детских свистульках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Птички» под медитативную музыку.
Музыкально-игровая деятельность:
- И. Кепица «Кто воробушков напугал».
Тема 6. Поющая синева
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Материал для слушания:
- К. Сен-Санс «Куры и петухи»;
- М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»;
- Г. Лобачев «Курочка рябушечка».
Материал для пения:
- русская народная приговорка «Ястреб, ястреб»;
- А. Филиппенко «Вышла курочка гулять»;
- В. Иванников «Два петушка».
Элементарное музицирование:
- детская песня «Небо синее»: пение с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Курочка ряба» под музыку М. Магиденко.
Музыкально-игровая деятельность:
- игра «Курочки и петушок».
Тема 7. Вальс цветов
Материал для слушания:
- Е.Тиличеева «Березка»;
- В.Золотарев «Цветы и бабочки».
Материал для пения:
- русская народная песня «На зеленом лугу»;
- русская народная песня «А я по лугу», обработка Н. Метлова;
- В. Карасева «Цветики».
Элементарное музицирование:
- детская песенка «Василек» исполнение ритмического рисунка на ксилофоне.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Цветы и бабочки» под музыку В. Золотарева.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня игра «Заинька выходи» обработка С. Кондратьева.