Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 567

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Баян - наиболее распространенный инструмент группы гармоник. Краткая история его создания. Происхождение названия инструмента. Гармоника - «прабабушка» баяна. Отличие баянов от гармоник. Основной прием звукоизвлечения и регистровая система. Зависимость силы звука от работы мехом.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Пение детских песен в сопровождении баяна.

2. Упражнения в игре на шумовых музыкальных инструментах (трещотках, бубнах, погремушках) в сопровождении баяна.

3. Подвижные игры («Ремешок», «Пирог») и серия заданий на воспроизведение элементов русского народного танца в сопровожде­нии баяна.

  1. Произвольная импровизация на баяне, гармонике.

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Происхождение названия инструмента. Сравнительный анализ аккордеона с «братом»-баяном и «прабабушкой»-гармоникой. Осо­бенности конструкции и peгистровая система аккордеона. Зависимость силы звука oт работы мехом. Современное использование аккордеона (в домашнем музицировании и на концертной эстраде - в ансамблях и оркестрах).

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Пение детских песен и подвижные игры в сопровождении ак­кордеона.

  1. Музыкальные загадки «Чей голос?» (определение аккордеона на слух).

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Трещотки, деревянные ложки. Краткая история возник­новения и эволюции. «Дрова», «полено», коробочка и их изготовление в домашних условиях. Применение народных ударных инструментов в составах русских народных оркестров.

В этом же разделе рассматриваются ударные инструменты сим­фонического оркестра: литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый барабан.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Упражнения в игре на ударных инструментах (ложках, трещот­ках, бубнах).

2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение на слух балалайки-примы) (Польшина А. «Инструменты русского народного оркестра»).

3. «Лесные музыканты», «Ярмарочные картинки» - музыкальные инсценировки с ударными инструментами.

Тема 9. Гусли (2 часа)

«О чем рассказали гусли?» - фрагменты былин «Садко», о легендар­ном киевском сказителе и музыканте Бояне. Краткая история-версия о возникновении инструмента. Виды гуслей: клавишные, щипковые, звончатые. Родственные струнные инструменты: цимбалы, цитры и арфа. Общий принцип устройства и соответствие количеству струн.


Различия в настройке, размерах и приемах игры. Основные приемы игры на клавишных, щипковых и звончатых гуслях. Современный круг использования инструмента.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1..Упражнения в игре на цитрах при помощи медиатора (основными приемами - глиссандо и выщипывание струн).

2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (Польшина А. "Ин­струменты русского народного оркестра»).

  1. Произвольная импровизация на цитрах.

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Краткая история создания инструмента. Домра - самый популяр­ный инструмент скоморохов. Роль искусства скоморохов на Руси. Вос­создание В.В. Андреевым русской домры. Конструкция и строй домры малой. Использование медиатора (современного варианта древнего плектрома - косточки или перышка). Трех- и четырехструнные домры. Общность строя и конструкции четырехструнной домры с мандолиной и скрипкой. Основные приемы игры: при помощи медиатора (тремоло, отдельные удары), без применения медиатора (пиццикато).

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Упражнения в игре на домре малой основными приемами (при помощи медиатора - отдельными ударами и без медиатора - пиццикато).

2. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение на слух домры малой) (Польшина А. «Инструменты русского народного ор­кестра»).

3. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя домры малой).


Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Полный состав группы трехструнных домр. Сравнительный ана­лиз конструкции, строя и функций домры малой и домр -альта, -баса и -контрабаса (выявление аналогий и различий). Солирующая и акком­панирующая функции домры-альта. Функция гармонического фунда­мента домр -баса и -контрабаса. Различия тембров в группе домр. Основные приемы игры: отдельные удары, пиццикато, тремоло.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Упражнения в игре на домре -альте основными приемами (простым ударом и пиццикато).

2. «Маленькая сказка» - упражнение по карточкам (изучение строя инструментов).

3. Музыкальная викторина «Чей голос?» (определение домры малой, домр -баса, -контрабаса и группы домр на слух).

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Рожок, свирель, жалейка, брелка, кувычки и их «предки». Традиционные «детские» инструменты: свирельки, жалейки, свистульки, продольные флейты, «ягодные дудки» и возможности их изготовления из «подручного материала» растительного и животного происхождения.

Рожок с «братьями» - использование в русском народном оркестре группы из трех или четырех рожков.

Народная флейта-свирель. Возможность использования сказки «Подарок Буренки» (автор С.А. Ермолова) при изучении жалейки. Жалейка и брелка - «сестрички-близнецы». Кувычки (кугиклы) - набор деревянных дудок.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Упражнения в игре на народных духовых инструментах (свирель).

2. Музыкальные загадки «Чей голос?» (различение на слух рожка, свирели и жалейки).

  1. Музыкальная инсценировка по книге «Лесные музыканты».

Тема 13. Гитара (2 часа)

Происхождение названия инструмента. Краткая история возникновения и эволюции. Появление гитары в России. Популярность «русской» - семиструнной и «испанской» - шестиструнной гитары. Со­лирующая и аккомпанирующая функции гитары. Строй гитары (проведение аналогий с домрой малой). Современный круг использования гитары (от бытового музицирования до концертной эстрады).

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Пение детских песен в сопровождении гитары и задание на различение солирующей и аккомпанирующей функций гитары.


2. Упражнения в игре на гитаре основными приемами (удар и выщипывание струн).

3. «Маленькая сказка» - упражнения по карточкам (изучение строя гитары).

4. «Чей голос?»- музыкальные загадки.

5. Произвольная импровизация на гитаре (короткие музыкальные «зарисовки» о героях книги «Лесные музыканты»).

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Происхождение названия. Состав первых оркестров и ансамблей скоморохов: гусли, домры, гудки, волынки, дудки, бубны. Функции ансамблей и оркестров скоморохов. Современные ансамбли русских народных инструментов: «Терем-квартет», «Сказ», фольк-группа «Ярмарок» (различия составов). Дуэт, трио, квартет.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Серия заданий «Сколько нас поет?» (Польшина А. «Инст­рументы русского народного оркестра»).

2. Игра в ансамбле домр, балалаек, ударных и шумовых инстру­ментов.


Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

Происхождение названия. Прообразы первых оркестров русских народных инструментов - скоморошьи ансамбли и военная музыка.

Состав военных оркестров: сурны, фуяры (флейты), рога, трубы, накры, литавры, барабаны. Различие задач военных оркестров и скомо­рошьих ансамблей. Инструментальная музыка при царских дворах (оркестр Петра I). «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль В. В. Андреева) - основа первого оркестра русских народных инстру­ментов. Значение оркестра Андреева. Современные оркестры русских народных инструментов: «Русские узоры», оркестр им. Осипова.

Примерный перечень художественно-творческих упражнений и работ:

1. Серия заданий «Сколько нас поет?» (ансамблевое и оркестро­вое звучание) (Польшина А. «Инструменты русского народного ор­кестра»).

2. Игра в шумовом оркестре.

3. Музыкальная инсценировка (заключительная сцена в «Ярмарочных картинках») - игра в шумовом оркестре.

Т.В. Галицына

«Рисуем сказку»

Календарно-тематический план

по изобразительной деятельности и художественному труду

для детей младшего дошкольного возраста

Раздел I. «В гостях у красавицы Осени»

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 8 часов

Занятие 1. «Яичко простое и золотое»

Задачи:

1. Формировать у детей представление о дружной семье, о бережном отношении друг к другу, умение радоваться самым простым событиям в жизни семьи.

2. Учить передавать приблизительно правильную форму предмета округлой, овальной формы.

3. Познакомить детей с понятием «теплые цвета».

Содержание: «Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое...»

Задание:нарисовать простое яичко белой краской, а золотое - краской «теплого цвета» (по выбору).

Материал:гуашь белого цвета, теплого цвета (желтая, охра, оранжевая, красная), тонированная бумага в форме гнезда.

Литературный ряд:загадки о курице, цыплятах; пословицы и поговорки о доме, семье.

Музыкальный ряд:шумы: птичий двор, русская народная мелодия.