Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 564

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Ход занятия:

Мы говорили с вами, ребята о том, что календарь смены времени года похож на карусели, катаясь на которых мы видим мелькания повторяющихся картин: лето, осень, зима, весна и всё повторяется сначала. Интересно, всегда ли на Земле была такая карусель, всегда ли были времена года? Оказывается, нет.

Когда-то, очень давно, на Земле было круглый год лето. Погода была жаркая и влажная, росли вечнозелёные деревья, бродили диковинные звери. Но постепенно климат менялся, и лето сменила на многие сотни лет зима, огромные пространства земли покрылись снегом и льдом. И, конечно, много растительности погибло, но много и выжило, так как сумело приспособиться к холоду. Деревья научились сбрасывать листья.

И вот тогда в природе произошло чудо - на Землю пришла рыжая осень. И случилось это около миллиона лет назад. В мире появился новый звук - шелест опадающих листьев. И не просто опадающих, а кружащихся в золотом листопаде. (Иллюстрации)Вы наблюдали падение листьев, видели, как ветер гоняет их по дороге, как плавают они в лужах, слышали, как шуршат они под ногами. На что похоже это явление? С чем можно сравнить?

(Ответы детей)

Послушайте, с чем сравнивали красоту осени наши поэты:

Закружилась листва золотая,

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду... С.Есенин

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор

Листья поблекнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр.

Н.А.Некрасов

Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А.С.Пушкин

Что же такое листопад? Почему листья меняют цвет, а затем падают? Посмотрите на таблицу. Весной и летом земля даёт дереву воду, солнце - тепло и свет, воздух - невидимый нам углекислый газ. И вот с помощью воды, тепла, света и углекислого газа в листьях образуются чудесные зелёные зёрна - хлорофиллы. Каждое зёрнышко - хлорофилл - как бы маленький заводик, который готовит строительный материал для новых веток, почек, корней, ствола. Благодаря хлорофилловым зёрнам из маленького слабого ростка вырастает могучее дерево, а листья - зелёного цвета.


Наступила осень, дни стали короче, света меньше, воздух и земля остывают и зелёные зёрнышки - хлорофиллы начинают разрушаться, исчезать. И вот тогда оказывается, что в листочках есть ещё жёлтые и красные зёрнышки, которые прятались всё это время за зелёными. Вот почему пожелтели и покраснели листья.

Но почему же листья падают, висели бы всю зиму жёлтыми и красными? Оказывается, между черешком листика и веткой начинает расти тоненькая плёночка-перегородка. Наступает момент, когда листьям не за что держаться. И вот, подул ветер, и листья полетели на землю.

Дерево похоже на дом, в котором окошки-листочки летом открыты настежь для тепла, света, чистого воздуха. К зиме окошки надо закрыть, вот дерево и сбрасывает листочки, закрывает все щёлочки плёночкой-перегородкой, чтобы не замёрзнуть. Кроме того, если снегом покроет деревья с листвой, ветки от тяжести сломаются.

А теперь давайте внимательно посмотрим на листья.

Раздать листья берёзы, дуба, клёна.

На что они похожи?

Подвести детей к пониманию того, что лист похож на дерево:

черешок - ствол и крона - сам лист.

Посмотрите внимательно на рисунок листа: от черешка идёт основная жилка, а от неё расходятся тонкие прожилочки, по которым в лист поступало питание. Что напоминает вам этот рисунок? Дерево. Так и хочется сравнить каждый листочек с фотографией, на которой запечатлелось дерево, с которого он упал.

Листья с разных деревьев имеют разный рисунок. Вы это заметите, если внимательно зарисуете их в тетради.

Работа с тетрадью.

Итак, сегодня чуть-чуть приоткрыли тайну жизни деревьев, узнав:

1. Почему листья зелёные весной и летом.

2. Почему они меняют цвет осенью.

3. Познакомились со строением листа.

4. Узнали, почему листья падают.


Игра-викторина по теме “Птицы”.

Требования:

1. Поднимать руку.

2. Отвечать полными предложениями.

3. За правильный ответ фишка.

Вопросы:

1. Почему осенью многие птицы улетают?

2. С какими птицами мы познакомились подробно?

3. Грач

- почему грача называют “белоносым”?

- как можно определить возраст грача по его клюву?

- где и как строят грачи гнёзда?

- в чём помогает грачам дружба.

4. Ласточка

- какие виды ласточек вам знакомы;

- почему деревенскую ласточку называют “касатка”?

- из чего и где строит гнездо деревенская ласточка?

- какое гнездо у нас ласточки-береговушки?

- какую примету, связанную с ласточками, вы знаете?

5. Скворец

- эта птица очень забавная. В чём это проявляется?

- почему люди строят скворечники?

6. Журавль

- как называется строй, которым летят журавли?

- что необычного умеют делать эти птицы?

- что кричали на Руси люди вслед улетающим журавлям?

7. Вопросы на сообразительность:

- в названии какой птицы есть слово “волга”?

- как бы вы назвали птицу, которая мух ловит?

- какая птица поёт от зари до зари?

Подведение итогов занятия.

Дьяченко Л.Ю.

Сарафан надела осень”

комплексное музыкальное занятие для детей 6-7 лет

Зал оформлен предметами народного быта.

В разных углах разложены атрибуты соответствующие каждому осеннему месяцу. Дети свободно ходят в зале, исполняя русскую народную закличку “Осень, осень в гости просим”, рассаживаются.

Ребенок: Осень, осень в гости просим

Осень, осень погости недель восемь

С обильными хлебами

С высокими снопами

С листопадом и дождем

С перелетным журавлем.

Ребенок: Кукушечка, кукушечка

Птичка серая рябушечка

К нам осень пришла

Нам добра принесла.

В коробок – холста

В сарай – зерна.

В коробок – лен, конопель.

В сарай – рожь, ячмень.


Все: прощай, прощай кукушечка,

- До частых гроз,

- До зеленых берез,

- До новой травы,

- До красной зари.

Все: осень, осень в гости просим.

Ведущая: Любил народ сравнивать осень с другими временами года. Осень хвастлива – весна справедлива.

Дети: - Осень велика – зима долга.

- Осенью легче живется, чем весною.

- Весна красна да голодна - осень дождлива да сытна.

- Весна красна цветами, а осень снопами.

Ведущая: Жаль только, что от осени к лету поворота нету. В старину сентябрь прозвали вересень – по цветению медоносного вереска, золотое лето. Золотистая листва все ярче румянится, но редеет лес и птичий голос тише. “Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает”.

Золотая песенка” Г.Вихорева.

Ведущая: К осени собран урожай, сделаны припасы, чтобы зиму в сытости прожить. Ведь лето – припасиха, а зима - прибериха. В это время и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – ненапотчуются, а весной и любый куска хлеба напросится.

Неспроста в народе говорят: “Холоден батюшка сентябрь да кормить горазд”. Урожайным было лето, значит и празднику нашему не будет конца. Встречайте гостей широким хлебосольством.

Дети: - Хвала рукам, что пахнут хлебом

- Что летом родится, зимой пригодится

- Не велик кусок пирога, а стоит много труда

- И обед не в обед, коли хлеба нет

- Ржаной хлебушко калачам дедушка

Ребенок: Будем жито жать

Во снопочки вязать

На ток возить

Цепами молотить

Будем тесто месить

Пирогами всех кормить.

Ведущая: Уж вы жнеи, жнеи мои молодые,

Серпы золотые.

Уж вы жните, жните не ленитесь.

А обжавши ниву

Пойте, веселитесь.

Девочка берет в руки сноп.

Русский народный хоровод “Нива моя, нива”.

Девочка: Ну вот и осень пришла,

В каждый дом урожай принесла. (ставит сноп)

Да, поработали мы на славу: и ягоды собрали, и варенье наварили,

много сделали запасов – на всю зиму хватит! А силы то у нас остались? Давайте померимся силами.

Русская народная игра “Тяни холсты”.

Ведущая: Много надо потрудиться, чтобы собрать урожай. А лентяев и болтунов не любили на Руси, высмеивали их.