Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
г) Ну-ка, сколько всех ребят
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один (двое, трое) дожидаются. (4, 5, 6)
8). «Физминутка»
Мороз
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне Мороз,
Тронет руку, тронет нос (показать руку, нос)
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть. (показать движения)
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Варианты вопросов по сказке:
1). Кто главные герои сказки? (Маша, медведи).
2). Назови место, где произошли все описанные события? (В избе, в доме, где жили медведи, в лесу).
3). Кто в семье медведей самый старший? сильный? высокий? Почему?
4). Кто самый младший? низкий? слабый? Почему?
5). Кто старше Мишутки? Кто выше его? Кто оказался ниже Мишутки?
6). Кто выше Настасьи Петровны? Кто ниже её?
7). Кто в семье медведей оказался ниже Михаила Ивановича, но выше Мишутки?
8). Чей стул самый высокий? Чей самый низкий?
9). Чей стул выше стула Мишутки, но ниже стула Михаила Ивановича?
10). Чья ложка, миска самая большая? Чья самая маленькая?
11). Чья ложка меньше ложки Михаила Ивановича, но больше ложки Мишутки?
12). Из какой миски ела кашу Маша? Какой ложкой? На каком стуле сидела? В какую кровать легла? Почему? (Она сама была маленькая).
13). Как ты думаешь, почему она спать легла? Она была смелая?
14). Чему учит эта сказка? Вспомним пословицы:
«Будьте как дома, не забывайте, что в гостях».
«Где щи да каша, там и место наше».
«Где щи, тут и нас ищи»
«Медведи - плохие соседи».
Варианты игровых упражнений:
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
Материал: 4 больших полукруга с цифрами 1,1,2,2 и 7 маленьких кругов с цифрами 3,3,4,4,5,5,6. Таких два комплекта. См. рисунок 4.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда получает игровые кубики и комплекты медвежат. Дети в группе по очереди бросают кубики до тех пор, пока не выпадет сторона с одной точкой. Тогда можно начинать играть, положить часть (полукруг) с цифрой 1 – это половина головки медвежонка. Потом бросать кубик до следующей сторны с одной точкой – это вторая половинка головки с цифрой 1. Итак, по порядку: две точки и кладётся часть с цифрой 2.
Задание для каждой команды: сложить целого медвежонка, обогнав другую группу. Если играющих двое, то играют с одним кубиком по очереди со своей половиной комплекта фигур для одного медвежонка. Когда один ребёнок разложил свой половинный комплект, он может начать на кубике выбрасывать сторону с шестью точками - это «носик на головку» с цифрой 6, и он, может быть, положен раньше, чем соберётся весь медвежонок. Кто положит «носик», тот и выиграл.
3). «Загадка».
Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке,
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4). Игра «Геометрическая мозаика».
Материал: 14 кругов (для ушей и ног), 8 овалов для лап, 4 круга для «голов» разных размеров, 3 овала, но тоже разных размеров для туловища и один треугольник.
Сложи из этих геометрических фигур трех медведей и Машу.
5). «Весёлые задачи».
а) Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди.
Сколько мишек впереди? (Пять)
б) В бочонке - 10 ложек мёда. Сколько медвежат может отведать этот мёд? Обратите внимание на то, что не сказано, поскольку мёда получит каждый. Посчитайте, если каждый получит по 1 ложке, по 2 ложки, по 5 ложек.
6). «Задачи про грибы».
а) "Зачем Маша пошла в лес?" (Задачу можно инсценировать).
На фланелеграфе - 5 белых грибов и 2 подберёзовика. Дети составляют задачи, например:
- Маша нашла в лесу 5 белых гриба и 2 подосиновика (выходит девочка с корзиной и собирает грибы). Сколько всего грибов Маша нашла в лесу? Предложить записать цифрами эту задачу.
- Вероятно, Машенька, пошла в лес со своими подружками и потом заблудилась, и пришла к медведям. А до этого Маша нашла в лесу 2 гриба, (девочка кладёт их в свою корзину), а подружка Машеньки нашла 5 грибов, другая девочка кладёт их в свою корзину. Кто больше собрал грибов? Кто меньше? На сколько? Предложить записать цифрами эту задачу.
6) Рада Маша -
Нашла два маслёнка.
Да четыре в корзинке.
Сколько грибов на картинке?" (6)
Ёжик по леусу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетёной карзине? (3)
Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же – на спинку.
Сколько рыжиков в везёшь
На своих иголках ёж? (2)
В кузове моём лежат
Два опёнка, пятьмаслят,
Пара рыжиков румяных,
Сколько всех грибов, ребята? (8)
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
а) Учить понимать слова с пространственным значением, считать, рассуждать. Поговорим о высоте.
На фланелеграфе выставить 3-х медведей (можно добавить и Машу). "Михаил Потапыч - самый высокий, Анастасия Петровна - пониже, слева от медведя отца, ниже всех медвежонок, он слева от мамы медведицы". Кто стоит последним? а первым? кто второй? и т.д.
На фланелеграфе выставить 4 разных по высоте и по названию гриба (например, белый, подберёзовик, лисичка, мухомор). Та же игра с грибами.
б) "... Медвежонок догнал Машеньку, которая выпрыгнула в окно, и... они подружились. Когда он пошёл в школу, он начал писать Маше письма из леса. Вот одно из них. "Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встаёт после мамы. Мама же встаёт после восхода солнца, а я поднимаюсь после папы". Машенька задумалась, кто встаёт в семье медведей раньше всех и кто позже всех?
8). «Незадачливый математик».
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2 + 6 = … , 1….8 =9, …- 2=5, 7-…=5, 9…3=6, 8+1=…
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листики с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10, 9, +, -) и фигурка, медвежонка.
Ситуация: медвежонок из сказки подрос, пошёл в школу, решал примеры и ответы записывал на кленовых листиках. Подул ветер, и листики разлетелись. Очень расстроился медвежонок. Как же ему теперь быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места. Дети ищут листики с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
9). «Стихи». Медвежонок
Все говорят,
Что похож я на папу –
Такой тёмно-бурый,
Такой косолапый.
Но только и папа
Похож на меня -
Такой же охотник до мёду,
Как я!
М. Масленникова
Медвежонок
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал.
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! – тот ответил, -
Я – медведь!
Я – намедведил!
М. Яснов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Варианты вопросов по сказке:
1). Насколько частей делится сказка? (на три)
2). Какими словами начинается каждая часть? Какими кончается?
1-я часть. Начало: «Есть на свете люди хорошие, есть похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся...» Конец первой части: «...влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь, всё будет сработано».
2-я часть. Начало: «Так и сбылось...» Конец второй части: «Триглазка» вернулась домой и матери всё рассказала».
3-я часть. Начало: «Старуха обрадовалась...» Конец третьей части: «И стала она, в добре поживать, лиха не знать».
3). В первой части сказки рассказывается о том, как выполняет Хаврошечка заданный урок, как живется ей в семье (одиноко). Можно ли считать, что она делает обычную домашнюю работу?
4). На что похожа работа, которую выполняет Хаврошечка? (На службу у Бабы-яги, у Кощея Бессмертного и т.д.)
5). Какую роль в решении трудных задач играет в этой сказке коровушка? Как ты назовёшь эту роль? (Роль волшебной помощницы)
6). Во второй части сказки Хаврошечке сначала удаётся избежать несчастья благодаря тому, что она повторяет одни и те же слова: какие? ("Спи глазок, спи другой...")Сколько раз Хаврошечка говорила их?
7). Помнишь ли ты сказки, в которых герой достигает цели, спасается или избегает зла с помощью повторения одного или нескольких слов ("Колобок", "Маша и медведь", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка").
8). Как ты назовёшь такого рода слова или выражения? (Чистоговорки, оговорки, слова- обереги).
9). В третьей части сказки рассказывается о гибели волшебного помощника и о том, как эта гибель оборачивается для Хаврошечки не бедой, а счастьем? Почему так произошло?
10). Какие в сказке были яблочки? (Наливные)Какие листья шумели?(Золотые)Какие веточки гнулись?(Серебряные)Какая выросла яблоня?(Волшебная)
11). Кто в сказке мне понравился? (Хаврошечка, коровушка, яблонька)
12). Как названа главная героиня? (Ласково крошечка Хаврошечка)Как её ещё можно назвать?
13). Чему учит нас сказка? Вспомним пословицы:
«Доброе дело два века живёт»
«Добро не горит и не тонет»
« Нет худа без добра»
« Как проживёшь, так и прослывёшь»
14). На какой день старуха дала Хаврошечке больше всего работы? Почему?
15). Сколько дочерей было у хозяйки?
Варианты игровых упражнений: