Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 836

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

- Землю красит солнце, а человека... труд.

- Хочешь есть калачи... не сиди на печи.

- Мала пчелка, да и та... работает.

- Птицу видно в полете, а человека... в работе.

- Труд кормит, а лень... портит.

- Скучен день до вечера, если... делать нечего.

Ой, а что это за запах такой? Закройте глазки. (Дети узнают запах хлеба). Печка-хозяюшка нам в благодарность пирогов напекла.(Достает из макета печки маленькие пирожки).Угощайтесь.

Поклонимся печке. Спасибо, матушка.

Куда же дальше пойдем? (Дети подходят к макету яблони).Здравствуй, яблонька. Не скажешь ли нам, куда Гуси-Лебеди полетели? Поклонитесь, детки, яблоньке, наши предки деревья особо почитали. Представляли себе, будто весь белый свет мировое древо соединяет. Корни его глубоко в землю ушли, где предки лежат. Вокруг ствола люди хороводы водят, а ветви его высоко в небо тянутся - солнышко в них запуталось.

Ничего удивительного, что деревья в сказках меж собой и с людьми разговаривают. Все в природе наши предки живым считали. Деревья - живые, трава - живая, и цветы и ягоды. Даже люди в сказках часто превращаются в деревья, а деревья в людей. Попробуем превратиться.

Медитативная музыка. Лес. Пластическая импровизация “Яблоньки”.

Какие разные яблоньки: одна - совсем еще молодой саженец, а вот цветущая яблоня, вот зрелая, склонившаяся под тяжестью наливных яблочек и т.д.

А ты какая яблонька? (Ответы детей).

Скажите мне, яблоньки, куда нам идти, где Ванюшу искать? (У молочной речки с кисельными берегами).

Дети подходят к расстеленному в виде реки рушнику.

Медитативная музыка. Река.

Здравствуй, речка-матушка! Молочная река, потому и белая. Покажите как реченька бежит, по камушкам перекатывается. (Дети встают с двух сторон от рушника, имитируют течение реки).Бежит река и с нами разговаривает. А какой у нее голос? Узнаете ли...

(Стук ложек)Это голос реки? На что похоже?(Камни стучат).

(Звук жалейки)А это что за звуки?(Ветер свистит).

(Гусли)Похоже... Мы узнали твой голос, реченька! Скажи нам, где же Ванечка?

Закройте глаза, слушайте!

Звучит русская народная музыка.

Педагог надевает детям платочки, картузы, детали народного костюма.


Оглянитесь, вот же среди нас Ванечки, Машеньки, Танечки ... Те же голубые глаза, русые волосы. Все мы россияне - дети этой земли, нашей матушки-России. Скажите мне, путешественники, что узнали вы сегодня о наших предках и о себе. (Ответы детей)

А еще важно жить в мире и согласии в своей семье, со своим народом, со всеми людьми. Возьмемся дружно за руки и встанем в хоровод.

Под народную музыку дети водят хоровод, повторяя движения за педагогом.

Вот почему мы так любим сказки - и взрослые, и дети. Сказки всегда заканчиваются счастливо. Добро побеждает.

Вам понравилось наше путешествие в мир сказки, в мир русской культуры. Вы и сами можете уже сегодня вечером в новое путешествие отправиться. А помогут вам эти книги с русскими народными сказками. Берите на добрую память.


«В гостях у красавицы Лето»

Лавренкова И.Н.

«В гостях у сказки»

Мультконцерт для детей и их родителей.

Музыкальная тема «В гостях у сказки».

Дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы продолжаем путешествовать по сказке... Вы уже познакомились с истоками русской народной сказки, историей создания сказочных персонажей. А сегодняшнее наше путешествие будет музыкальным. Итак, отправляемся в музыкальное путешествие по сказкам!

Как вы думаете, на чем лучше путешествовать по сказке? (Ответы детей: на ковре-самолете, в сапогах-скороходах, и т.д.). А мы отправимся на летучем корабле!

Картинка 1 «Летучий корабль»

Музыка из мультфильма «Летучий корабль», видеозапись.

Ведущий: Сказка нас учат быть добрыми и справедливыми, плакать и смеяться, любить и страдать, верить в чудо и мечтать.

О чем мечтала в сказке «Летучий корабль» царевна Забава? А царь? У Полкана какая была мечта? А у Ивана?..

Интересно, о чем мечтают наши дети, их мамы и воспитатели.

«М е ч т а», муз.М.Дунаевского

Мама:

Мой гениальный, дивный ребенок,

Слава и сцена прямо с пеленок

И на экране видеть бы чаще,

Вот оно счастье, нет его слаще.

Ребенок:

С мамой прогулки, белки и тигры,

С учителями лишь шутки и игры,

Меньше занятий, график свободный,

Вот оно счастье - праздник народный.

Воспитатели:

Три выходных и работа с обеда,

У ребятни, что ни шаг, то победа,

Денежной стала б профессия наша,

Вот оно счастье - полная чаша.

Заведущая и методист:

Престижная школа, в ней все эрудиты,

А спонсоры в Думе, ведь мы знамениты.

К нам государство лицом повернулось,

Вот оно счастье - в детский садик вернулось.

Ведущий: О героях сказок можно говорить очень много. Но есть герои любимые, такие как Баба-Яга. Между прочим, Баба-Яга не так проста, она считалась хозяйкой мира тьмы, мира мертвых. Баба-Яга не случайно имеет свой “дефект” тела, как вредоносный персонаж. В волшебных сказках Баба-Яга известна как старуха, которая всегда готова навредить герою, съесть его.


А в мультфильмах с помощью музыки в происходят чудесные превращения, увлекательные приключения. И сюжеты сказок - самый лучший материал: Баба-Яга, Водяной, Леший - все это персонажи русских народных сказок, но в современной музыкальной обработке они получились совсем не страшные, а забавные и даже трогательные.

«Частушки Бабок - Ежек», муз. М.Дунаевского

Ведущий: Знакомый образ, знакомая песенка. А давайте изменим образ, может и слова песенки изменятся? Были Бабки-Ежки и пели частушки, станут Мамки-Ежки и споют страдания.

«Мамкины страдания»

В садик мы идем с утра,

Поучиться нам пора, Только вот науки груз

Не поднимет карапуз.

Лыжи в руки я беру,

Форму, ноты и игру,

Но забыли мы опять

Сумку килограмм на пять.

Если нет детей на месте,

В телеграммах будут вести:

«Мы в горах Эльбрусии,

Тут у нас экскурсии!»

К конференции три ночи

Мамы не смыкали очи.

И не смели раскисать -

Сказку надо написать!

В общем, не было б мороки,

Если б только не уроки,

Как в учебе преуспеть,

Постарались мы вам спеть.


Картинка 2 «Бременские музыканты»

Музыка из мультфильма «Бременские музыканты».

Видеозапись мультфильма.

Ведущий: Из сказок можно узнать много нового и интересного. Были, например, в стародавние времена в Европе странствующие рыцари-музыканты. Их называли трубадурами. За трубадуром всегда следовал его оруженосец - менестрель, он носил не только меч или копье рыцаря, но и различные музыкальные инструменты. Сам трубадур - поэт и композитор, сочинитель песен о возвышенной и несчастной любви к прекрасной даме. А менестрель - исполнитель сочинений трубадура. Композитор и исполнитель странствовали вместе. А кто же были их слушатели? Чаще всего это были владельцы рыцарских замков, знатные сеньоры, прекрасные дамы. Все относились к трубадурам почтительно, принимали как желанного гостя. О странствующих музыкантах написали сказку немецкие писатели-сказочники братья Гримм.

А в каком мультфильме есть и Трубадур, и менестрели, и прекрасная принцесса, и сказочный замок? Конечно же, “Бременские музыканты”. Мы уже много лет поем прекрасные песни Геннадия Гладкова из этого мультфильма. А как вы думаете, кто в этом мультфильме исполняет роль менестрелей?

Фонограмма: «Давным-давно, на белом свете жили глупые короли, прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники

и веселые Трубадуры...» Дети выстраивают пластическую композицию.

«Песенка Трубадура и его друзей», муз. Г.Гладкова

Ведущий: Песенки из этого мультфильма любимы не только детьми, но и их родителями. На этих песенках, вы не поверите, выросли ваши мамы и папы. Они их распевали, когда были детьми и когда стали взрослыми.

Песенки из мультфильма помогали вашим мамам и вас растить и воспитывать. Как? А давайте посмотрим.

«Ах, ты, бедная моя, Трубадурочка», муз. Г.Гладкова

исполняют воспитанница детского сада и ее мама.

Знакомая ситуация? Пожалуй, что да! А представьте себе, что песенками из мультфильма ваши мамы укладывали вас спать.

Колыбельная «Баю, баюшки, баю...», муз. Г.Гладкова

(исполняют мамы - с поварешкой, книгой по педагогике,

с ремнем и с пряниками)

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Музыка из мультфильма «День рождения кота Леопольда»

Ведущий: Несмотря на то, что герои сказок и мультфильмов веселые и забавные, они говорят нам с экрана серьезные, важные вещи...