Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.10.2024

Просмотров: 566

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

1). Игра "Сделаем фильм"

Перед тобой фрагменты диафильма о Хаврошечке (это картинки из сказки). Попробуй вспомнить сказку и нарисовать её эпизоды, которые про­пустил художник.

2). "Сделай цветным"

Попробуй обвести цветным карандашом яблоко, не отрывая руки от него; то, что слева - левой рукой и красным карандашом, то, что справа - правой рукой и зелёным карандашом, раскрась их. См. рисунок 6.

3). «Антонимы»

В сказке "Хаврошечка" много противоположного найди значения слов:

добрая - ...злая

труд – ...лень

жизнь – ...смерть

горе – ...радость

ласково – ...грубо

начало – ...конец

богатство – ...бедность

мир – ...ссора

друг – ...враг

награда – ...наказание

правда – ...обман

большой – ...маленький

длинный – ...короткий

умный – ...глупый

хороший – ...плохой

лёгкий – ...трудный

сытый – ...голодный

выигрывать – ...проигрывать

говорить – ...молчать

мириться – ...ссориться

найти – ...потерять

хвалить – ...ругать

спасать – ...губить

весело – ...грустно

4). Игра «Что раньше, что потом»

а) Назвать все этапы роста яблоньки:

- мяса не есть,

- косточки собирать,

- в платочек завязать,

- в саду схоронить,

- никогда не забывать,

- каждое утро поливать,

- … и выросла «яблонька, да какая!»,

- выросли серебряные веточки,

- выросли на них золотые листочки,

- выросли яблочки наливные.

б) Назвать все этапы роста не волшебной яблони.

- съесть яблоко,

- вынуть зёрнышко,

- приготовить землю,

- вырыть ямку,

- посадить зёрнышко, поливать её,

- окапывать деревцо,

- укрывать его зимою,

- ухаживать за ним несколько лет,

- обрезать ветки,

- удобрять землю,

- прививать дерево,

- опылять цветы,

- опрыскивать его от насекомых и т.д.

5). «Яблоки растут на ветках»

Вырезать яблоки и листочки из бумаги. На обратной стороне каждой фигурки приклеить кармашек, куда можно вставить карточку с записанным примером. К фланелеграфу прикрепляются 2 ветки яблони. Ребёнок выхо­дит и выбирает листок (яблоко) и решает пример, записанный на обрат­ной стороне рисунка. Если верно решён пример, он прикрепляет свой ри­сунок к фланелеграфу. Если ребёнок не нашёл правильный ответ, ему по­могает другой ребёнок. Так "вырастают" яблоки и листочки на веточках.


Составленную на фланелеграфе аппликацию можно использовать и дальше на этом же (другом) уроке, например, предложить такие задания:

1). Сравнить, чего на ветках больше листьев или яблок? И на сколько.

2). На какой ветке больше яблок? листьев? На сколько? На какой меньше? На сколько?

4). Сколько надо добавить яблок (листьев), чтобы уровнять их количес­тва на ветках?

Л.Ю. Дьяченко

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Актуальность программы.Программа обусловленаповышением роли народного творчества и русского классического искусства в содержании современного общего и дополнительного художественного образования.

В 2002 году утверждена федеральная Концепция художественногообразования, предусматривающая обновление содержания данной сферы на основе традиций народного творчества и других традиционных ценностей отечественной культуры.

Цель программы- сформировать у детей представление о процессе восприятия и репродукции музыкального материала как необходимом условии познания звуковой картины окружающего мира и особенностях национальной культуры.

Задачи программного курса:

1. Формировать у детей представление о музыке как части человеческой жизни.

2. Формировать представление о взаимосвязи музыки с природой.

3. Пробудить интерес и потребность к музыке и эмоциональную отзывчивость на нее.

4. Содействовать формированию духовного мира ребенка через эмоционально-образные переживания музыки.

5. Развивать навыки слушания, а так же вокального, инструментального и танцевального исполнительства как основных видов репродуктивной деятельности дошкольников, предполагающей творчество обязательным элементом.


6. Ознакомить детей с русскими народными и детскими инструментами.

7. Выявлять и развивать у детей индивидуальные художественно-творческие импровизационные способности.

8. Ознакомить со способами импровизации:

а) простейших мотивов на слоге, подражающем звучанию различных жизненных явлений;

б) окончание мелодии, начатой взрослым;

в) сочинение простейших попевок контрастного характера на заданный текст, а также сформировать навыки импровизационной деятельности.

9. Учиться движению у природы на основе творческого воображения и реальных представлений о природном мире. Сформировать навыки подражания в танцевальных и музыкально-пластических импровизациях.


Общая характеристика содержания программы

Особое место в программном содержании занимают сказочные образы в русской классической музыке и музыкальные сказки, на основе которых у детей формируется творческое воображение, первоначальное представление о музыкальных красках, которыми композиторы «рисуют» портреты сказочных героев и сказочные пейзажи.

Системообразующим элементом программы «Музыкальное творчество для детей дошкольного возраста» является синтез различных жанров детского фольклора, предлагаемых к изучению в соответствии с природным календарем (временами года). Данная программа разработана в рамках единой интегрированной эколого-художественной системы развития дошкольников на основе русского народного творчества «Кто на свете всех милее?». Содержание программы интегрировано с программами по экологии, изобразительному искусству, с развитием речи.

Программа предполагает активное участие ребенка во всем многообразии видов музыкальной деятельности, обусловленное наличием такого важного фактора как интерес, который базируется на стремлении школьников к самовыражению в играх и хороводах.

Дети осваивают широкую палитру тембральных характеристик музыкальных инструментов, перенося полученные знания из области абстрактных категорий в практическую плоскость собственной исполнительской деятельности, импровизации и сочинения.

Ребенок-«творец» является центральной личностью, «оживляющей» различными средствами музыкальной выразительности картины живой природы и русских народных сказочных образов.

Новизна программы

В настоящее время для дошкольных учреждений предлагается несколько программ по музыкальному развитию, в том числе базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», программа интегрированного курса для дошкольников «Искусство» Т.И.Баклановой, Г.П.Новиковой, Н.М.Сокольниковой, программы «Гармония» и «Синтез» К.В.Тарасовой, «Музыкальное развитие детей» О.П.Радыновой и др.

Новизна нашей программы заключается прежде всего в эколого-художественной направленности и так же в опоре на духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры.

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

Уметь: Восприятие:

- слушать музыкальные произведения до конца;


- узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте в пределах октавы;

- замечать изменение в звучании громко - тихо;

- петь, слушая друг друга;

- выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с платочками.

Знать:

- музыкальные инструменты(барабан, металлофон);

- балалайку-приму, гитару, домру-малую, аккордеон, баян, гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, свирель;

К 4 - 5 годам ребенок должен:

Уметь:

- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;

- узнавать песни по мелодии;

- различать звуки по высоте в пределах сексты - септимы;

- петь протяжно, подвижно, вместе начиная и заканчивая песни, четко произносить слова;

- выполнять движения, соответствующие характеру музыки, самостоятельно их меняя;

- выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться в парах и по одному, выполнять движения с ленточками, куклами, инсценировать песни, хороводы.

Знать:

- гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, народные духовые, свирель, жалейка, рожок.

- на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке;

- определять на слух звучание б-п, к-б, баяна, аккордеона, гуслей, ударных инструментов.