Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 832
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Ростов-на-Дону «Феникс» 2002
М.С.Рузина «Страна пальчиковых игр»; Санкт-Петербург «Кристалл» 2000
Т.И.Тарабарина, Н.В.Ёлкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»
Ярославль «Академия развития» 1996
Т.И.Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки»;
Ярославль «Академия развития» 2001
Вланка Смит «Музыкальная стимуляция в верботональном методе»;
Загреб «Центр Суваг» 1993
Ситникова Н.М.
«ИГРАЕМ СО СКАЗКОЙ»
Развивающие игры и логическая математика
для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность курса.
В дошкольном учреждениикаждому возрастному периоду детей присуще определённое оптимальное сочетание условий для активизации психики ребёнка. Необходимо учитывать это, чтобы избежать преждевременных или запаздывающих форм обучения. Наш курс составлен с учётом этих периодов и их особенностей, что позволяет снизить уровень тревожности, способствует психофизической подготовке детей к школе.
Раннее обучение дошкольников обусловлено ещё и тем, что в 4-6 лет у детей отмечается повышенная восприимчивость к информации об окружающем мире. И данный период детства характеризуется более высоким уровнем усвоения обработки и запоминания фактического материала.
Далее, все знания, полученные детьми в этом возрасте в современных условиях высокого уровня информированности, должны иметь не случайный характер, они требуют углубления и систематизации.
Цельобучения по данному курсу - это всестороннее раскрытие личности ребёнка, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности, мыслительных операций, познавательных интересов и т.д.
Задачи:
1.Формирование у детей дошкольного возраста интереса к процессу познания и систематизация знаний об окружающем мире.
2.Увеличение объёма учебно-направленных знаний, умений, навыков
3.Приобретение ими навыков аналитико-мыслительной деятельности.
4.Развитие его мотивационной сферы, интеллекта, творчества.
5.Принятие социальной роли ученика.
Структура занятия:
Проблемная ситуация: постановка цели, завязка сказки.
Учебные действия: развитие сюжета сказки.
Действия самого ребёнка: кульминация сказочного сюжета.
Самоконтроль, самооценка, итог занятия: развязка сказочного сюжета.
Особое значение имеет определение цели игры, введение в ту или иную сказочную ситуацию, которые ориентирует детей на «поиск» и самостоятельное «открытие» нового способа действия. Важно подвести детей к этому «открытию», предлагая систему специальных вопросов и заданий, то есть, организуя учебные действия детей.
Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового материала, тем больший вклад в его развитие при этом осуществляется.
И, наконец, в процессе выполнения самостоятельных работ творческого характера, сравнивая собственные результаты с заданными образцами, дети начинают овладевать элементарными навыками самоконтроля и самооценки.
Основные направления.
1.Формирование общеучебных умений и навыков (обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, иметь свои результаты и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам, организовывать поиск информации для выполнения того или иного действия и т.д.).
2.Развитие познавательного мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации аналогии и т.д.).
3.Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
4.Формирование и сохранение образного мышления ребёнка (ощущения, восприятия, представления).
Учебный курс основан на определённой структуре методов работы с различными развивающими, интеллектуальными и математическими играми дидактического характера. Он должен способствовать формированию логического мышления и творческого воображения.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, с её помощью можно развить:
- восприятие,
- речь,
- внимание,
- память,
- мышление,
- воображение,
то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Игры,представленного курса, направлены на умственное развитие ребёнка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы:
1. Игры, направленные на развитие речи,позволяют детям чувствовать себя комфортно, в окружении людей, понимать и быть понятым окружающими.
2. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам как форма, цвет, размер, вкус, запах и т.д.
3. Группа игр направлена на развитие внимания; предлагаемые игры формируют у детей умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности ( без этого невозможно выполнить любую, даже самую простую работу); в этих играх формируется постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному, формируется устойчивость внимания, то есть способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь,
4. Группа игр, направленная на развитие памяти, которая также как и внимание постепенно становится произвольной.
Развитие мышленияребёнка происходит при условии овладения их тремя основными формами мышления:
- наглядно-действенным,
- наглядно-образным,
- логически-словесным.
Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.
Если фоном занятий с детьми служит знакомый сказочный сюжет – это значительно усиливает эффект развития.
В играх ребёнок научится пользоваться схемами, планами и т.д., строить свой образ предметов. К концу дошкольного возраста у детей начинает складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения в соответствии с законами логики.
Развитие творческого воображения ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Здесь игры направлены:
- на умение выражать ребёнком свои чувства,
- на представление о мире различными способами,
- на умение видеть в каждом предмете разные его стороны и так далее,
- на умение свободно фантазировать и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Здесь неоценимую помощь могут оказать опять те же сказки, в которых возможно всё.
И, наконец, игры помогающиеребёнкуподготовиться к школе. Это игры, которые развивают и закрепляют у него знания, умения, навыки, полученные на занятиях по предмету элементарные математические представления.
Методы и приемы. Любое занятие в детском саду естественно строить на фоне необычной сказочной ситуации, используя игровые и сюрпризные моменты. В работе с детьми необходимо использовались хорошо знакомые сказки для всех возрастных групп. Такой вид работы легко позволяет интегрировать деятельность детей с другими предметами.
Игровые упражнения подбираются в соответствии с уровнем подготовки детей по общепринятым в детском саду курсам и возрасту.
Тематический план и содержание занятий
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве расположения предметов.
2. Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.
3. Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.
4. Поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.
5. Закреплять умение решать простые арифметические задачи.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Репка».
Загадки о репке.
Стихотворение Г. Кружкова «Грозная хозяйка».
Оборудование: картинки с персонажами героев сказки.
Варианты игровых упражнений:
1. Игра «Что изменилось?»
2. Игра «Кого не стало?»
3. Игра «Кто лишний?»
4. «Что случилось бы, если ... ?»
5. «Весёлые задачи».
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Задачи:
1.Развивать слуховое и зрительное внимания и память.
2.Закреплять умение наблюдательности и ориентироваться в пространстве.
3.Формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач.
4.Обогащать словарный запас детей, как в количественном, так и в качественном отношении.
5.Развивать желание детей фантазировать при создании искусственных ситуаций, возникающих в «новой» сказке.
Художественное слово:
Русская народная сказка «Колобок».
Загадка и дразнилка о Колобке.
Стихи М. Дружинина «Сел медведь…», Л Яковлева «Прошла лисица…».
Оборудование: персонажи сказки в виде аппликаций из кругов и овалов, картинки с персонажами этой сказки и картинки "ёж с яблоками", "медведь с барабаном", "лиса с мухоморами (или с другими предметами).
Варианты игровых упражнений:
1. «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2. «Кругосветное путешествие».
3. «Сказка та же, герои другие...»
4. «Передай через рисунок своё отношение...»
5. Игра «Загадай героя сказки».
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Задачи: