Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 519
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Задание1. «Лесные звери» - 3 часа
Задачи:
1. Дать представление о дружбе, радости общего труда.
2. Учить конструктивного использовать бесполезные на первый взгляд предметы.
Содержание: «Строил бык зимовье, а как наступили холода, то и остальные звери, убедившись в его правоте, решили ему помогать. Работа ладилась. И скоро зажили они в зимовье дружно».
Задание:с помощью готовых шаблонов, нарисовать по одной фигурке животного. Выбрать коробочки нужных размеров для передачи художественного образа животного. Приклеить с двух сторон коробочки силуэты животного, придавая образу некоторый объем. Украсить готовую работу характерными деталями с помощью темперных красок.
Материал: по одному шаблону каждого героя сказки, вырезанного из картона, картон 16х6см, клей ПВА, темперные краски для детского творчества.
Литературный ряд: загадки о домашних животных, пословицы о труде.
Музыкальный ряд: шумы леса.
Зрительный ряд: картинки с изображение домашних животных, иллюстрация к сказке.
Задание 2. «Силуэты деревьев» - 2 часа
Задачи:
1. Продолжить воспитывать любовь к родной природе.
2. Воспитывать умение увидеть красоту в разное время года. Учить передавать образ зимнего пейзажа с разными кронами деревьев.
3. Продолжать формировать навык рисования красками, заполняя изображением весь лист бумаги.
Содержание:«...окружили волки зимовье, только глаза горят...»
Задание: с помощью холодных цветов изобразить образ зимнего леса.
Материал:гуашь синего, белого, фиолетового цвета, желтая гуашь, кисти №3, №5, тонированная бумага (голубая) или белый лист ватмана А 3.
Литературный ряд:И.Суриков «Белый снег пушистый...», загадки о зиме.
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Зимнее утро».
Задание 3. «Крадущийся волк» - 1 час
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о семенных ценностях: «С бедой легче справиться всем вместе».
2. Учить передавать образ животного в движении, деталями подчеркивая индивидуальность образа.
Содержание: «.. послали волки самого смелого из них посмотреть, кто в зимовье живет...»
Задание:нарисовать крадущегося волка, стараясь передать характер движения по инструкции преподавателя.
Материал: готовая работа (занятие 2), гуашь, кисть №3, №5.
Пластическая зарисовка: пластическая импровизация «Крадущийся волк».
Литературный ряд: Е.Серова «Волки».
Музыкальный ряд: Э.Григ «В пещере горного короля» (отрывок), С.Прокофьев «Петя и Волк» (отрывок).
Зрительный ряд:Ю. Васнецов иллюстрации о сказке.
Задание 4. «Волшебные узоры» - 3 часа
Задачи:
Формировать заботливое отношение к семье, дому.
2. Закрепить представление о традициях народных ремесел.
3. Познакомить с навыками выполнения папье-маше.
Содержание: «Сидят звери у окошка и любуются зимним узором. А как бы и наш дом такой красотой украсить?»
Задание:обклеить бутылочку из-под йогурта измельченной писчей бумагой, покрасить ее водоэмульсионной краской. Украсить по мотивам гжельских узоров.
Материал:бутылочка из-под йогурта, водоэмульсионная краска, крахмальный клейстер, темперная краска для детского творчества, кисть № 3, № 5.
Литературный ряд: «П.Вяземский.Декабрь».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Зимнее утро».
Зрительный ряд: фотографии морозных окон, изделия гжельских мастеров.
Задание 5. «Елочные игрушки» - 2 часа
Задачи:
Закреплять представления о семейных традициях, семейных праздниках, торжествах. К празднику готовились всей семьей и взрослые и дети.
2. Сформировать у детей представление, что от украшений сданных своими руками елка становилась еще красивее и родней.
3. Закрепить умение моделировать из бумаги.
Содержание: «Прогнали волков звери, обрадовались. Украсили елку возле зимовья и приготовились праздновать Новый год».
Задание:по показу преподавателя складывать квадратный лист бумаги в различных направлениях, моделируя образ животного или птицы. Украсить образ блестящими или яркими деталями, сохраняя дух праздника.
Материал:двухстороння цветная бумага, обертки от конфет, и т.д., отрезки яркой цветной бумаги, ножницы, клей ПВА.
Литературный ряд: П. Воронько «Елка».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Зимние грезы», П.И.Чайковский «Фея Драже» из балета «Щелкунчик».
Зрительный ряд: елочные украшения фабричные и в стиле оригами.
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
Задание 1. «Батюшка-Морозушко» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей уважительное отношение к старшему поколению в семье.
2. Учить рисовать портрет человека, передавая характерные черты образа.
Содержание: «Скачет Морозко по ельничку, скачет по березничку...»
Задание:нарисовать лицо человека по показу, самостоятельно придавая ему характерные черты образа старика-мороз
Материал:тонированная бумага А3 голубых и розовых оттенков, гуашь, кисть № 9.
Литературный ряд: потешка «Ты, мороз, мороз, мороз...», Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором...»
Музыкальный ряд:русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет».
Зрительный ряд:иллюстрации к сказке различных художников.
Задание 2. «Морозные окна» - 2 часа
Задачи:
1. Формировать у детей понимание того, что тепло дома, уют - все дело рук и души человеческой.
2. Закрепить умение составлять узор в квадрате и прямоугольнике.
Содержание: «Зажили старик со своей дочкой лучше прежнего. Тихими зимними вечерами смотрели они на расписанное морозом окно и вспоминали его добрым словом».
Задание:нарисовать на листе изображение окна, украсить получившиеся формы морозными узорами.
Материал:тонированная бумага синего, голубого, розового, фиолетового цвета, белая гуашьили белая бумага А3, восковые мелки в сочетании с акварелью, кисти № 9, № 5, № 3.
Литературный ряд: загадки о морозе-художнике.
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Зимние грезы».
Зрительный ряд:фотографии морозных стекол.
Задание 3. «Волшебный сундук» - 4 часа
Задачи:
Формировать у детей понимание того, что добрые поступки навсегда остаются в воспоминаниях, добро остается в душе навсегда.
Дать представление об эстетики русского народного быта.
3. Закрепить умение конструировать из бумаги.
Содержание: «Стоит сундук Морозки в избушке у старика и светлее, радостнее в горнице от его красоты... Дивятся старик с дочкой узору на сундуке, словно зимняя сказка вернулась.»
Задание:сложить прямоугольный лист бумаги на 16 частей по показу педагога , сделать надрезы, из полученной выкройки смоделировать сундук. Вырезать из полоски бумаги «капельки», «точки» по контуру, украсить ими и готовыми формами гжельских розанов готовый сундук.
Материал:офисная бумага, клей-карандаш, цветная бумага холодных оттенков, готовые формы гжельских розанов.
Литературный ряд: С.Михалков «Бумага», В.Горичева «Гжель».
Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Зимние грезы».
Зрительный ряд:иллюстрации и фотографии крестьянского быта, изделия гжельских мастеров.
Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста
«В гостях у красавицы Осени»
Трошенкова О.А.
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет
Цель занятия:
1. Познакомить детей с листопадом как явлением осени, со способностью листьев менять цвет, с причиной их опадания, со строением листа.
2. Воспитывать чувство красоты, внимательное отношение к природе.
3. Закрепить материал по теме “Птицы”.
Художественный и изобразительный ряд: иллюстрации с картинками осенней природы из фотоальбома “Времена года”.
Литературный ряд: С.А.Есенин “Закружилась листва золотая...” (отрывок), А.С.Пушкин “Унылая пора...”, Н.А.Некрасов “Железная дорога” (“Славная осень...”)
Методические пособия: таблица с изображением листьев разного цвета, со строением листа. Осенние листья клёна, дуба, берёзы (раздаточный материал).