Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.10.2024
Просмотров: 492
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Зрительный ряд:вареное яйцо, муляж «золотого яичка».
Занятие 2. «Огуречик, огуречик...»
Задачи:
1. Формировать у детей представления о взаимоотношениях в семье: старшие заботятся о младших, стараются уберечь их от неприятностей.
2. Закрепить умение рисовать предметы овальной формы, закрашивать изображение в пределах контура, передавать характерные черты образа цветом и деталями.
Содержание:«...Вырастила бабка в своем огороде огурчики. Разные огурчики выросли, и побольше, и поменьше, и совсем зеленые, и желтоватые. Собрала их бабка в корзину. Сидят огурчики в корзине, вдруг, захотелось маленькому огурчику побегать по крылечку...»
Задание: нарисовать огурчик и мышку. Обвести карандашный рисунок соответствующим цветом, дополнить образ характерными деталями.
Материал:акварель, альбомный лист с карандашными контурами двух овалов.
Литературный ряд:потешка «Огуречик», загадка о мышке.
Пластическая зарисовка: пластическая импровизация «Мышка-норушка».
Зрительный ряд:муляжи огурцов или настоящие огурцы с вырезанными на них личиками, игрушка мышка.
Занятие 3. «Жили-были дед и баба»
Задачи:
1. Красивый, ухоженный дом - это добры и заботливые хозяева. Прививать детям мысль о том, что только в том дому уютно и тепло, в котором все члены семьи заботятся о нем в меру своих сил
2. Учить детей условно делить изображение на простые геометрические формы.
3. Учить передавать в рисунке предметы квадратной и треугольной формы.
Содержание:«Дед с бабой очень любили свой дом. Бабушка следила, чтобы все в нем было чисто и красиво, дедушка хлопотал во дворе, курочка пела им песенки, старалось их радовать. Всем вместе им было хорошо жить под одной крышей».
Задание: нарисовать избушку, в которой живут баба с дедом и курочка, украсить избушку по замыслу.
Материал:гуашь, тонированная бумага А4.
Литературный ряд:поговорки о доме, семье. «Глупой птице свой дом не мил» из книги для чтения «Азбуки» Л.Н. Толстого.
Музыкальный ряд:мелодии русских народных песен.
Зрительный ряд:макет избы, В.М.Васнецов «Заречная слободка Берендеевка» (эскиз декорации), иллюстрации И.Я.Билибина к русским народным сказкам.
Занятие 4. «Собрали дед с бабой богатый урожай»
Задачи:
1. В дружной семье и работают дружно. Воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу, работая в коллективе.
2. Учить закруглять углы у квадратного листа бумаги, подбирать бумагу, соответствующего цвета.
Содержание: «Наступила пора урожай собирать. Вышли в огород дед с бабой, а курочка кудахчет: «И я с вами пойду, вместе веселей и быстрей все получится». Вот они вместе работают, овощи в корзину складывают, да песенки поют...»
Задание: аппликация (обучение закруглению углов квадратного листа бумаги). «Какой бы ты хотел овощ вырезать?» Подобрать бумагу нужного цвета (по замыслу ребенка) и закруглить углы, чтоб получился предмет круглой или овальной формы. Из полученных предметов сделать коллаж.
Материал:бумага разного цвета квадратной (9х9) и прямоугольной (9х13, 5х10) формы, на большом листе изображение корзины.
Литературный ряд:загадки об овощах, Я.Тувим «Хозяйка однажды...»
Музыкальный ряд:детская песенка «Мы корзиночки несем».
Зрительный ряд: муляжи овощей.
Занятие 5. «Портрет курочки»
Задачи:
1. Добро всегда красиво. Формировать у детей умение видеть красоту в доброте, добрых чувствах друг к другу, добром отношении к окружающим.
2. Закрепить умение рисовать округлую форму, дополнять образ деталями.
Содержание: «... Устали дед с бабой, работая в огороде, сели на завалинку отдохнуть. Сидят, курочкой любуются: «Уж какая она у нас красивая!»
Задание:нарисовать белый круг, добавить пестрые пятнышки-перышки, добрые глазки, аккуратный гребешок, приветливый клювик.
Материал:масляная пастель, тонированная бумага А4.
Литературный ряд:потешки про курочку-хлопотунью.
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд: И. Хохлов, иллюстрации к сказкам.
Занятие 6. «Цыплята»
Задачи:
1. Закрепить у детей представление, что мамина любовь самая большая и самая сильная, ее хватает на всех детей, каждого своего малыша мама любит одинаково сильно.
2. Закреплять умение закруглять углы у квадратного листа бумаги.
Содержание:«Проснулись как-то утром дед с бабкой: «Что за шум?», - удивляются. Пищит кто-то. Да это у курочки цыплятки вылупились...»
Задание: Закруглить углы квадратного листа бумаги, приклеить круг около курочки, дополнить образ цыпленка характерными деталями (ножки, крылья, глазки, хвостик)
Материал: бумага квадратной формы (5х5, 3х3), большой лист с изображением курицы; фломастеры.
Литературный ряд:загадки о курице и цыплятах, К.И. Чуковский «Цыпленок».
Музыкальный ряд:детская песенка «Вышла курочка гулять».
Зрительный ряд:И. Билибин, И. Хохлов иллюстрации к потешкам.
Пластическая зарисовка: подвижная игра «Дождь, солнце».
Занятие 7. «Пошли цыплята гулять»
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о материнской любви и заботе (мама поможет, мама объяснит и др.).
2. Развивать мелкую моторику рук. Учит накручивать полоску бумаги на карандаш, придавая ей иную форму.
Учить детей склеивать бумагу в различных направлениях.
Содержание: «Вышла курочка с цыплятами гулять, и вдруг, цыплята увидели, что камушек... ползет. Удивились, спрашивают про диво такое, а курочка объясняет: «Не камушек это ползет, а улитка». Цыплята обрадовались и запели: «Улитка, улитка, высунь рога...».
Задание: полоску бумаги осторожно накрутить на карандаш, следуя показу взрослого, загнуть маленькие уголки, нарисовать улитке глазки.
Материал: полоски белой бумаги (4х20), простой карандаш.
Литературный ряд:загадка про улитку, потешка «Улитка, улитка...».
Игра «Кто быстрей?» (дети дуют на готовую улитку).
8. «Улитка на грибочке»
Задачи:
1. У каждого есть свой дом, он самый лучший и любимый. Формировать у детей уважение к этому чувству.
2. Закрепить умение срезать углы, придавая бумаге округлую форму.
Содержание:«Заметили цыплята, что улитка любит сидеть на грибочке. «Не трогайте улитку, не тревожьте. Это ее дом, ведь дом там, где любое существо лучше всего себя чувствует, где ему радостно и уютно»,- предупредила курочка цыплят».
Задание:подобрать прямоугольники нужного цвета, у темного прямоугольника закруглить только два угла. Выложить изображение груба, приклеить его.
Материал:прямоугольники белой бумаги и несколько оттенков коричневого цвета (5х10), лист тонированной бумаги А4.
Литературный ряд:С. Погореловский «Садись на камень под сосну», потешка «Шла бабка с заморья».
Музыкальный ряд:шумы: звуки леса, шум дождя.
Зрительный ряд:Н. Устинова, иллюстрации.
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Занятие 1. «Выросла репка большая-пребольшая»
Задачи:
1. В дружной семье и дело спорится. Формировать ценность семьи, добрых семейных отношений.
Учить детей обрывать (отщипывать) бумагу.
Закрепить умение выполнять задание небольшими группами (5-6 человек).
Содержание: «Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая...».
Задание:нарвать кусочки желтой бумаги примерно на равные части, приклеить их на готовую форму так, что бы не было видно белой бумаги.
Материал: готовые формы репки, вырезанные из ватмана, бумага желтого цвета различных оттенков.
Литературный ряд:русская народная сказка «Репка», загадки о репке, Н. Некрасов «Конец лета».
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Зрительный ряд: свежая репа.
Занятие 2. «На грядках» - 2 часа
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о дружной семье. Каждый член семьи старается сам предложить помощь.
2. Закрепить умение рисовать предметы округлой формы, передавая при этом индивидуальные особенности предмета.
Содержание: «Решила бабка щей наварить. «Пойду, - говорит, - в огород, овощей наберу. И внучка за ней: «Я тебе помогу». А за внучкой и Жучка, и кошка, и мышка. Так и работали все вместе. Бабка качан капусты сорвала, внучка сладкой морковки надергала, Жучка картошки накопала, кошка лучку, а мышка ароматной петрушечки.
Задание:нарисовать овощи, которые бабе для шей понадобились (по замыслу ребенка).
Материал:бумага А3, гуашь, кисть №40.
Литературный ряд: загадки об овощах.
Музыкальный ряд:русские народные мелодии.
Зрительный ряд: свежие овощи или муляжи, иллюстрации.
Занятие 3. «Чудо-яблонька»
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о совместном труде, как о радостном событии.
Закрепить умение вырезать из бумаги предметы округлой формы.
3. Учить различать оттенки красного и бардового цвета, закрепить знание «теплого цвета».
Содержание: «У деда с бабой много помощников. Все они успевали, в огороде у них всегда порядок, и в саду фрукты зреют, наливаются: и слива, и малина, и яблоня».
Задание:выбрать бумагу нужного цвета (по замыслу ребенка), плавным движением ножниц закруглить уголки.
Материал: квадраты бумаги теплых оттенков, различных оттенков красного (5х5), ножницы, клей-карандаш.
Литературный ряд:загадки о яблоньке, П. Мумин «Яблоко».
Зрительный ряд:свежие яблоки или муляжи.
Занятие 4. «Дождик, дождик, поливай...»
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей ценность семьи, семейных отношений, дома, домашнего очага.
2. Учить применять различные приемы рисования кистью, для передачи различных акцентов в образе.
Содержание: «Созрели, налились яблочки в саду. Пошли дед с бабкой, да внучка с Жучкой, кошкой и мышкой яблоки собирать. И вдруг, дождь как хлынет, куда бежать... Конечно же домой, там защита и тепло...»
Задание:нарисовать кончиком кисти точки - моросящий дождь, короткие черточки - дождь проливной.
Материал:акварель, кисть № 2.
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Неохотно и несмело солнце смотрит на поля...», потешка «Дождик, дождик...».
Музыкальный ряд: Детская песенка «Дождь идет на улице, нам нельзя гулять...».
Зрительный ряд: иллюстрации Н. Устиновой, К. Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Занятие 5. «На ярмарку!» - 3 часа
Задачи:
Донести до детей тезис «Дарить подарки приятнее, чем их получить.
Учит лепить фигурку птички из целого куска глины, способом оттягивания, прищипывания.
Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями росписи.