ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2024
Просмотров: 672
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность
3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
4. Творческая деятельность журналиста
5.Методы и приёмы журналистского творчества.
6. Технические средства в журналистском творчестве.
7.Жанровая дифференциация журналистского творчества
8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.
9.Проблемно-аналитическая журналистика
10. Интерактивная журналистика.
12. Просветительская журналистика.
13 Смеховая палитра журналистики.
14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.
15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.
17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.
19.Журналистика в россии 19 века
25.Русская эмигрантская журналистика
29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).
32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века
34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.
35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.
36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.
37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации
38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.
40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.
41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.
42. Печать и публицистика сша 17-18веков.
45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.
47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды
48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.
51. Возникновение и развитие информационных агенств.
53. Современные сми стран Азии и Африки.
54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми
55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.
56.Информация как объект правоотношений.
57. Система законодательства о сми в рф.
58. Правовое содержание свободы массовой информации.
59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.
60. Организационно-правовая деятельность сми.
61. Права и обязанности журналиста.
63. Реклама в системе массовых коммуникаций.
64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.
65. Понятие рекламы и её разновидности.
66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми
68.Организация и методика кси в области журналистики
69.Аудитория сми и социологические методы её исследования
71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.
72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.
73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.
3. Увлечение самим процессом творчества.
3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.
75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.
76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории
77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.
78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.
79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.
80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.
81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.
82. Региональные издания в системе российской периодической печати.
84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.
85.Типологические особенности современной женской прессы.
86.Медиатекст в современной журналистике.
87. Современные стандарты новостного текста.
88.Корреспонденция и статья как жанры печати.
89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.
90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.
91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.
92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.
94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.
96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.
97. Аналитические жанры газетной публицистики.
98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.
99.Язык и стиль периодической печати.
100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.
103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.
104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.
3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.
Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Выразительные средства - носитель информации и способ организации жур. текста. «Элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС) (термин Е. И. Пронина), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария. «Факты», «образы» и «нормативы» – три ряда знаков, образующих язык журналистики.
Выразительные средства журналистики: Факт – средство для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Содержание факта: Кто? Что? Где? Когда? Лазутина определяет три значения факта: 1. Факт как независимый от сознания человека «атом действительности»; 2. Факт как отражение в сознании этого «атома действительности»; 3. Факт как элемент текста, в котором объективируется выработанная сознанием информация об этом «атоме действительности». Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами». Фактоид – передает описательную информацию о действительности. Фактоид отображает характеристику фрагментов ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке, меньшая степень достоверности (например, «… он досконально, что называется, «проработал вопрос» со многими специалистами… »). Эмпирическое обобщение – смысловая единица, напоминающая статистический факт (фрагменты ситуации сообщаются в обобщенном виде), но обобщение не носит строгого характера, делается по собственному опыту журналиста, часто «на глазок» (например, «Нарушение было настолько очевидным, что специалисты и депутаты в своих комментариях, обнародованных в СМИ, тут же указали на него…»). Фактологический ряд ЭВС – это все вышеперечисленные смысловые единицы. обобщения. ФР используется для материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности. Ряд способен воссоздать облик действующих лиц, обстановку происходящего – характерные детали. Помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий. Фактоиды и эмпирические обобщения могут выступать и как свидетельства участника событий. Чтобы раскрыть смысл фактов, приблизить их к читателю, помочь понять их и оценить, используется материал культуры - культурологический ряд ЭВС. Их два вида. Первый – образы - смысловые единицы, отражающие элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Источники образов – исторический материал, художественные фильмы, живопись, литературно-художественные произведения, фольклорные сюжеты. Многие из образов восходят к архетипам. Обращение к прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня . У образа всегда есть возможность неоднозначного прочтения. Второй – нормативы – служат уточнению авторской позиции. Обращают к установлениям общества, существующим в культуре в виде законов, правил, норм. Читатель может увидеть критерии автора, которыми он пользуется для анализа поведения участников событий. Нормативами м.б. положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы, технологические инструкции, правила техники безопасности, правила этикета. ЭВС передают характер того или иного слоя информации, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой, многомерной. Отношения формой и содержанием внутри жур.т. Дитекс (диаграмма текстовых смыслов) – графическая модель текста, отражающая его структуру и основные внутритекстовые связи – показывает, что специфика организации жур.т. в трех типах внутритекстовых связей. Поверхностные связи, наиболее очевидные. Здесь есть «сцепление» микросмыслов – последовательность текстовых элементов, претендующих на то, чтобы восприниматься как целое. Тексты эти отличаются отчетливо выраженным монтажным характером. Монтаж – момент работы, когда из накопленного материала отбирают нужные фрагменты и формируют их в единое целое. Это система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов. Три правила монтажа: 1. соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах. 2. необходимость контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала. 3. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста. Глубинные связи. Возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированны автором на решение единой задачи.
Содержание произведения – сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей (по логике А. Ф. Лосева). Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом, микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем. Правила композиции: 1. Д.б. в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение коммуникативных задач. 2. Последовательность «композиционных блоков» может и должна меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами. Метасвязи, по функциям сродни рамке: фиксируют, закрепляют его целостность. Обеспечивают тексту качественно новый уровень единства. В результате пересечения поверхностных и глубинных связей, формируется новое образование – некий сверхсмысл. Проявляет себя как «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или невербально, через сам «ход» произведения (принцип его организации).
Принципы монтажного построения текста. Различные варианты монтажа – от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки: каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятие текста.
На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность. На газетной полосе статья, построенная по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.
Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.
4. Творческая деятельность журналиста
Информационное вызывается к жизни многообразными общественными потребностями и существует в двух формах: деятельность любительская и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами, напр. журналистами. Творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен, но продукция появляется порциями – отдельными произведениями. Процесс рождения их - творческий акт – несет в себе черты, характерные и для творчества в целом, и для данного его вида.
Главная особенность творческого процесса ж. - начинается освоением действительности. Оособый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия.
Жур. произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности - очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Предмет познания для журналиста - конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но значимые для многих. Преимущественно ситуации текущей реальной действительности. Иногда возникает нужда в обращении к фактам вчерашнего дня или далекого прошлого. Масштабы ситуаций м.б.: от локальных до глобальных; позитивные, проблемные и конфликтные. Любая ситуация осваивается журналистом в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит. Связь конкретных реальных ситуаций с масштабными проблемами определяет актуальность и общезначимость оперативного знания в произведении журналиста.
Цель жур. поиска - сведения о предмете. Их круг широк: сведения, характеризующиеся как особенности изучаемой ситуации, черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией. Цель познавательной деятельности жур. – получить необходимое оперативное знание, средства, с помощью которых оно м.б. адекватно предъявлено в тексте. Главное средство выражения жур. инфы – факты.
Формы и ход познавательного процесса. Жанры влияют на форму познания.
Ознакомление: новостная журналистика. Предмет познания новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Целевая познавательная задача жур. - установить факт в определяющих его границах (Кто? Что? Где? Когда?), определить значимость изменений (Почему? Зачем? Что следует?). Глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется: м.б. заменено комментариями с участников событий, экспертами.
Исследование – проблемно-аналитическая жур-ка. Поэтапная познавательная деятельность с четкими задачами. Предмет познания – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Необходимо выявление неочевидных связей фактов (причинно-следственных).
Расследование – обусловлено наличием негативных моментов, наносящих обществу вред, скрываемых, маскируемых под благополучные. Предмет познания – ситуация, состоящая из фактов, большинство которых намеренно скрывается, а связи между ними подаются не истинно. Целевая познавательная задача - добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение.
механизмы психики едины: восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций (процедур), образующих акт познания.
1. выработка заявки на тему.
2. сбор предварительных данных – повышение компетентности жур-та.
3. Определение конкретного предмета изучения. Правильность гипотез и т.д.
4. Направленное изучение предмета: решение основных задач.
Источники инфы:
Документ. Носитель с зафиксированной на нем информацией. Документ в узком смысле –информационный продукт особого рода: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то.
Человек. «Живой источник» - центральное звено информационной среды. Свидетель, участник, носитель информации о себе, о своем субъективном мире, транслятор информации, полученной от других. Человек сам программирует свое информационное поведение, и журналист не может этого не учитывать.
Предметно-вещественная среда. Обстановка человека.