Файл: Otvety_k_gos_ekzamenam_33 (1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2024

Просмотров: 672

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Журналистское творчество как профессиональная деятельность

2. Журналистское произведение как особый вид текста. Идейно-тематические особенности журналистского произведения.

3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.

4. Творческая деятельность журналиста

5.Методы и приёмы журналистского творчества.

6. Технические средства в журналистском творчестве.

7.Жанровая дифференциация журналистского творчества

8..Новостная журналистика. Жанры новостной журналистики.

9.Проблемно-аналитическая журналистика

10. Интерактивная журналистика.

11. Очерковая Журналистика.

12. Просветительская журналистика.

13 Смеховая палитра журналистики.

14. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности.

15. Особенности работы журналиста с текстами, поступающими в сми из различных сфер общества.

17.. Сатирическая журналистика 70-х годов 18 века.

19.Журналистика в россии 19 века

25.Русская эмигрантская журналистика

29.Отечественная публицистика военного времени. (193-1940).

30. Журналистика ссср как единые пропагандистский комплекс. Особенности организации и функционирования.

32. Особенности развития отечественной журналистики конец 20 века

34. Праобраз газеты в Древнем Риме и древней греции.

35.Новый Завет и ранняя христианская публицистика.

36. Античное ораторское мастерство как прообраз европейской публицистики.

37.Развитие периодической печати и публицистики в эпоху Возрождения и Реформации

38.Возникновение массовых изданий во Франции в 17-20 веках.

40. Развитие прессы в Германии в 16-20 веках.

41. Печать и публицистика в Англии 17-19 веков.

42. Печать и публицистика сша 17-18веков.

45. Концепция печати стран Западной Европы и сша в первой половине 20 века.

47.Журналистика Германии первой половины 20 века. Приёмы и методы нацистской пропаганды

48.Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине двадцатого века.

51. Возникновение и развитие информационных агенств.

53. Современные сми стран Азии и Африки.

54.Соврееменные тенденции развития зарубежных сми

55. Правовой аспект массово-информационной деятельности.

56.Информация как объект правоотношений.

57. Система законодательства о сми в рф.

58. Правовое содержание свободы массовой информации.

59. Субъекты массово-информационной деятельности и их правовой статус.

60. Организационно-правовая деятельность сми.

61. Права и обязанности журналиста.

62. Ответственность за нарушения законодательства о сми. Глава VII. Статья 56. Возложение ответственности

63. Реклама в системе массовых коммуникаций.

64.История рекламного дела с древних времен до Новейшего времени.

65. Понятие рекламы и её разновидности.

66. Особенности правового и этического регулирования рекламной деятельности в сми

67.Pr в системе сми

68.Организация и методика кси в области журналистики

69.Аудитория сми и социологические методы её исследования

71. Редакция и журналист как объекты исследования социологии журналистики.

72. Социологическая культура и социологическое мышление журналиста.

73. Психологический аспект деятельности сми. Психолого-этические проблемы журналистского творчества.

74. Психология массово-коммуникационного творчества и специфика создания журналистского произведения.

1. Потребность выразить в слове всякое явление жизни и связанная с этим потребность выразить самого себя.

3. Увлечение самим процессом творчества.

1. Познавательная функция.

3. Творческая деятельность как выражение и коммуникация эмоций.

75. Аудитория сми – определение, характеристики, социально-психологическая типология.

76.Психологический аспект организации диалоговых отношений сми и аудитории

77. Социально-психологическая модель коммуникатора в периодической печати.

78.Человеческое общество и глобальные вызовы современности.

79. Роль журналистики в разрешении актуальных проблем современности.

80. Негативные тенденции в деятельности современных российских сми.

81. Общероссийские газеты в системе российской периодической печати.

82. Региональные издания в системе российской периодической печати.

84. Современная молодёжная пресса. Изменение молодежной прессы в конце 20в.

85.Типологические особенности современной женской прессы.

86.Медиатекст в современной журналистике.

87. Современные стандарты новостного текста.

88.Корреспонденция и статья как жанры печати.

89. Репортаж: особенности жанра. Тенденция развития жанра репортаж.

90. Жанр интервью и его разновидности в современной российской печати.

91. Комментарий и обозрение в жанровой структуре современной печати.

92. Очерк и Эссе как жанр в структуре современной периодической печати.

93. Система источников информации в профессиональной деятельности журналиста. Методы получения информации.

94. Аналитическо-расследовательская журналистика в периодической печати.

95. Письмо как жанр периодической печати: виды, структура, основные требования, особенности написания.

96. Художественно-публицистические жанры газетной публицистики.

97. Аналитические жанры газетной публицистики.

98. Организация и проведение отдельного журналистского расследования в российского печати.

99.Язык и стиль периодической печати.

100.Сущностные характеристики газетно-журнальной публицистики.

103. Современные технологии изготовления печатных форм и специальные виды печати.

104. Послепечатные процессы. Распространение печатной продукции.

3.Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.

Журналистский текст – это система выразительных средств: вербальных (словесных) и невербальных (оформление). Журналистский текст несет в себе особый вид информации – журналистскую информацию. Выразительные средства - носитель информации и способ организации жур. текста. «Элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС) (термин Е. И. Пронина), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария. «Факты», «образы» и «нормативы» – три ряда знаков, образующих язык журналистики.

Выразительные средства журналистики: Факт – средство для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Содержание факта: Кто? Что? Где? Когда? Лазутина определяет три значения факта: 1. Факт как независимый от сознания человека «атом действительности»; 2. Факт как отражение в сознании этого «атома действительности»; 3. Факт как элемент текста, в котором объективируется выработанная сознанием информация об этом «атоме действительности».  Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами».   Фактоид – передает описательную информацию о действительности. Фактоид отображает характеристику фрагментов ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке, меньшая степень достоверности (например, «… он досконально, что называется, «проработал вопрос» со многими специалистами… »).  Эмпирическое обобщение – смысловая единица, напоминающая статистический факт (фрагменты ситуации сообщаются в обобщенном виде), но обобщение не носит строгого характера, делается по собственному опыту журналиста, часто «на глазок» (например, «Нарушение было настолько очевидным, что специалисты и депутаты в своих комментариях, обнародованных в СМИ, тут же указали на него…»).  Фактологический ряд ЭВС – это все вышеперечисленные смысловые единицы. обобщения. ФР используется для материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности. Ряд способен воссоздать облик действующих лиц, обстановку происходящего – характерные детали. Помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий. Фактоиды и эмпирические обобщения могут выступать и как свидетельства участника событий.   Чтобы раскрыть смысл фактов, приблизить их к читателю, помочь понять их и оценить, используется материал культуры - культурологический ряд ЭВС. Их два вида. Первый – образы -  смысловые единицы, отражающие элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Источники образов – исторический материал, художественные фильмы, живопись, литературно-художественные произведения, фольклорные сюжеты. Многие из образов восходят к архетипам. Обращение к  прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня . У образа всегда есть возможность неоднозначного прочтения. Второй – нормативы – служат уточнению авторской позиции. Обращают к установлениям общества, существующим в культуре в виде законов, правил, норм. Читатель может увидеть критерии автора, которыми он пользуется для анализа поведения участников событий. Нормативами м.б. положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы, технологические инструкции, правила техники безопасности, правила этикета.  ЭВС передают характер того или иного слоя информации, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой, многомерной.  Отношения формой и содержанием внутри жур.т. Дитекс (диаграмма текстовых смыслов) – графическая модель текста, отражающая его структуру и основные внутритекстовые связи – показывает, что специфика организации жур.т. в трех типах внутритекстовых связей.   Поверхностные связи, наиболее очевидные. Здесь есть «сцепление» микросмыслов – последовательность текстовых элементов, претендующих на то, чтобы восприниматься как целое. Тексты эти отличаются отчетливо выраженным монтажным характером.  Монтаж – момент работы, когда из накопленного материала отбирают нужные фрагменты и формируют их в единое целое.  Это система действий, направленных на объединение поверхностными связями микросмыслов, которые задаются авторским замыслом. В произведении они предъявляются по определенным правилам в виде последовательности текстовых элементов.   Три правила монтажа:  1. соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах.  2. необходимость контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала.  3. следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста.  Глубинные связи. Возникают между удаленными друг от друга текстовыми элементами, если те ориентированны автором на решение единой задачи.


Содержание произведения – сущность, выразившая себя (ставшая в ином) через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей (по логике А. Ф. Лосева). Композиция – алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемых авторским замыслом,  микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем.    Правила композиции:  1. Д.б. в виде четырех композиционных блоков, сформированных на основе подтем и ориентированных на решение коммуникативных задач.  2. Последовательность «композиционных блоков» может и должна меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами. Метасвязи, по функциям сродни рамке: фиксируют, закрепляют его целостность. Обеспечивают тексту качественно новый уровень единства. В результате пересечения поверхностных и глубинных связей, формируется новое образование – некий сверхсмысл. Проявляет себя как «метка» - журналистский образ, который автор произведения корреспондирует адресату информации вербально или невербально, через сам «ход» произведения (принцип его организации).

Принципы монтажного построения текста. Различные варианты монтажа – от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки: каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятие текста.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность. На газетной полосе статья, построенная по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.



4. Творческая деятельность журналиста

Информационное вызывается к жизни многообразными общественными потребностями и существует в двух формах: деятельность любительская и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами, напр. журналистами. Творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен, но продукция появляется порциями – отдельными произведениями. Процесс рождения их - творческий акт – несет в себе черты, характерные и для творчества в целом, и для данного его вида.

Главная особенность творческого процесса ж. - начинается освоением действительности. Оособый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия.

Жур. произведение создается для сообщения о конкретных изменениях действительности - очевидных (совершающиеся события) или неочевидных (назревающие проблемы). Предмет познания для журналиста - конкретные ситуации жизни, в которых обнаруживают себя ее новые моменты – позитивные или негативные, но значимые для многих. Преимущественно ситуации текущей реальной действительности. Иногда возникает нужда в обращении к фактам вчерашнего дня или далекого прошлого. Масштабы ситуаций м.б.: от локальных до глобальных; позитивные, проблемные и конфликтные. Любая ситуация осваивается журналистом в связи с более широкой ситуацией проблемного характера, в которую она входит. Связь конкретных реальных ситуаций с масштабными проблемами определяет актуальность и общезначимость оперативного знания в произведении журналиста.

Цель жур. поиска - сведения о предмете. Их круг широк: сведения, характеризующиеся как особенности изучаемой ситуации, черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией. Цель познавательной деятельности жур. – получить необходимое оперативное знание, средства, с помощью которых оно м.б. адекватно предъявлено в тексте. Главное средство выражения жур. инфы – факты.

Формы и ход познавательного процесса. Жанры влияют на форму познания.

Ознакомление: новостная журналистика. Предмет познания новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Целевая познавательная задача жур. - установить факт в определяющих его границах (Кто? Что? Где? Когда?), определить значимость изменений (Почему? Зачем? Что следует?). Глубокого собственного проникновения в неочевидные связи при этом не требуется: м.б. заменено комментариями с участников событий, экспертами.


Исследование – проблемно-аналитическая жур-ка. Поэтапная познавательная деятельность с четкими задачами. Предмет познания – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Необходимо выявление неочевидных связей фактов (причинно-следственных).

Расследование – обусловлено наличием негативных моментов, наносящих обществу вред, скрываемых, маскируемых под благополучные. Предмет познания – ситуация, состоящая из фактов, большинство которых намеренно скрывается, а связи между ними подаются не истинно. Целевая познавательная задача - добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение.

механизмы психики едины: восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций (процедур), образующих акт познания.

1. выработка заявки на тему.

2. сбор предварительных данных – повышение компетентности жур-та.

3. Определение конкретного предмета изучения. Правильность гипотез и т.д.

4. Направленное изучение предмета: решение основных задач.

Источники инфы:

Документ. Носитель с зафиксированной на нем информацией. Документ в узком смысле –информационный продукт особого рода: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что-то.

Человек. «Живой источник» - центральное звено информационной среды. Свидетель, участник, носитель информации о себе, о своем субъективном мире, транслятор информации, полученной от других. Человек сам программирует свое информационное поведение, и журналист не может этого не учитывать.

Предметно-вещественная среда. Обстановка человека.