Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1095
Скачиваний: 1
ваний в деле рациональной эксплуатации ресурсов и охраны морской среды — только соблюдение этих условий может позволить нам с оптимизмом смотреть в будущее уникального Черноморского бассейна. Кирюхин Д.И.: Спасибо Вам за позитивную концовку! А то вначале как-то грустно стало. Те экологические проблемы, на которых акцентировал внимание наш докладчик, по моему мнению, требуют скоординированных международных усилий для их преодоления. Поскольку экологическая проблема не может быть проблемой одной страны, это проблема всех. И как раз в Черноморском регионе в последнее время наблюдается не столько координация международных усилий по целому ряду проблем, сколько наоборот возрастание межгосударственной конкуренции. В мае этого года Asia Tmes опубликовала такую статю: «США играет мускулами в Черном море». Первое предложение этой статьи звучит так: «Россия и Турция вот-вот утратят свое историческое монопольное право на Черное море». И действительно, последнее время в Черноморском регионе, как мы сейчас услышали, появилось много игроков со своими заявленными, очень мощными интересами. И пользуясь правом модератора, у меня уточняющий вопрос Алле Алексеевне о позиции Румынии. Даже в этой статье Asia Tmes Румыния воспринимается как проводник интересов США. Между тем, она довольно сильный самостоятельный игрок, чья политика такого экспансионистского толка базируется на идеологии возрождения Великой Румынии, которая сейчас в регионе очень популярна. Это является идеологической подоплекой для мощной политической экономической экспансии в регионе. Как вы оцениваете позицию в отношении Румынии в этом отношении и необходима ли координация усилий Украины и России по возможной нейтрализации румынского фактора. Язькова А.А.: Румыния с самого начала 1990-х гг. была первая, по сути дела, страна, которая подала заявление на вступлении в НАТО.
Причем 96%, согласно опросам общественного мнения, хотели тогда вступления в НАТО. То есть такая общественная поддержка у Румынии была, но первоначально, когда был еще президент Илиеску, затем Эмиль Констатинеску, все эти проблемы были немножко приглушены. Но с приходом нынешнего президента они абсолютно все вышли на поверхность. Румыния делает попытки и открытые предложения объединения Молдавии с Румынией, выдачи молдавским гражданам румынских паспортов. В то время как в Молдавии все-таки есть какие-то западные европейские тенденции в обществе, но только в отношении Евросоюза, но не в отношении объединения с Румынией. В этом смысле слишком жива память прошлого и межвоенных лет. Ведь когда президент Бэ-сэску говорит о необходимости присоединения не Молдавии, а именно Бессарабии, то имеется в виду часть Одесской области и часть Черновицкой области, то есть, по сути дела, всей Черновицкой области. Таким образом, такого рода претензии не находят, как мне представляется, должного ответа. Но если сейчас молдавский альянс за европейскую безопасность все-таки держит какую-то проевропейскую линию (не пророссийскую!), но ни в коем случае не прорумынскую, то в Украине я этого не видела. В общем, конечно, это проблема Румынии, особенно в том контексте, что Румыния (и Болгария тоже, они все время идут в паре), активно придерживается позиции применительно к Черному морю. Европейский союз наметил программу модернизации черноморских портов, и речь идет только о портах Румынии и Болгарии. В то время как Украина имеет 19 портовых выходов, но нигде и никогда не говорится о том, что Евросоюз готов каким-то образом пойти навстречу Украине в этом смысле. И здесь не дело в членстве Евросоюза, здесь речь идет о портовых сооружениях на Черном море вообще. Все это может привести к смещению товаропотоков через порты Черного моря. В конце концов, это будет невыгодно не Евро-
союзу, не странам Причерноморья. Что касается Румынии, тут более общая проблема, это не черноморская проблема. Румыния давно заявила о себе как о форпосте евроатлантической цивилизации на Черном море, обращенной на Ближний Восток. Это подкрепление идеи Великой Румынии. Но к чему приводят идеи «Великих Румыний», Ал-баний и других, мы знаем. Алёмов С.В.: По поводу зоны экологического бедствия. Как это часто бывает в биологии любых процессов, сначала какая-то информация получается, потом она перерабатывается, потом она передается СМИ и используется дальше и дальше. В начале 1980-х гг. до середины разных участков побережья в зависимости от их местоположения были зоны близкие или на грани экологического риска. В частности, в Севастопольской бухте было 10% вообще безжизненных зон. Сейчас в целом ситуация стабилизировалась как по уровню в основных точках загрязнения, так и в целом по открытому побережью. Сейчас наблюдается с 2000 года рост и количество рыб, видового разнообразия, растут уловы у рыбаков. В принципе сейчас ситуация достаточно стабильная и относительно того, что было неплохая. Причины этого, как я уже сказал кратко, просто в недостатках нашей экономики. То есть эта стабилизация идет не за счет специальных мер, а за счет снижения темпов экономического роста и воздействия на окружающую среду.
А насчет Фукусимы: по морю она к нам точно не дойдет.
Гулевич В.А.: Я бы хотел вернуться к румынской тематике. Немного напомнить, что этот вопрос является для безопасности Украины вызовом номер один. Что интересно, ответ Украины на этот вызов запоздалый и вялый. Сравнительно недавно была усилена воинская группировка украинских вооруженных сил в Одесской области. И Румыния обыгрывает Украину, прежде всего, в сфере гражданских технологий и НПО (неправительственных организаций). Давно уже говорится о том, что молдавская диаспора Украины постепенно переползает в зону влияния Румынии. Причем делается это непосредственно Бухарестом через Кишинев: украинские молдаване получают учебники истории, где прямым текстом пишется - наша родина Молдова и далее идет прорумынский дискурс.
Алёмов С.В.: Буквально несколько слов по выступлению Аллы Алексеевны. Мы находимся сейчас далеко не в конце развития интереса Америки и Европы к Черному морю, и связано это, я думаю, с тем, что в 1989 году были открыты сначала струйные газовыделения на шлейфе материкового склона Черного моря, буквально через год-два - открытие газогидратов. Сейчас, по разным оценкам, до и свыше 40 триллионов кубометров содержащих газогидратов оценивается, а один кубометр газогидрата содержит до 200 кубометров метана. Представляете, какой это объем газа, только надо придумать технологии, как поднять. И, конечно, интересы к этому региону будут только расти и расти. Казарин В.П.: Я хочу высказать ряд замечаний немного критического характера. Коллеги, если мы экспертное сообщество, то не надо обманывать себя и тех, которым мы даем рекомендации и советы. Я считаю, что это устаревшая точка зрения и выдуманная проблема - ограничивает или нет пребывание американцев в Черном море доктрина Монтрё. Не ограничивает, предположим, если положено 36 дней, то один корабль вышел, другой зашел и продолжает пребывание. А тем более теперь, когда три страны Черноморского бассейна являются странами НАТО, и поэтому натовские корабли приходят не в гости, а они приходят в тот регион, где порты натовские, где страны натовские и т.д. Хочу сказать, что на самом деле ситуация обстоит острее и сложнее, чем мы иногда сами себе это представляем.
Второе, очень важное упущение. Черноморский бассейн имеет стратегическое значение не только в силу того, что здесь открыты запасы углеводорода. Сегодня Черноморский
бассейн - это важнейший транспортный узел: идет гигантская перестройка всей транспортной системы, условно говоря «запад-восток-запад». Обратите внимание, как перенаправляются транспортные потоки из того же Китая и других стран. Они идут сегодня южнее Каспия. Россия отсекается от этих транспортных потоков. Раньше мы гордились тем, что у нас Транссиб, и мы обеспечивали это «плечо». Не обеспечим мы его сегодня. Китай сегодня работает через Киргизию, также через другие потоки и страны. Вокруг Черного моря строят кольцевую дорогу. Только две страны не построили свои участки дороги — это Россия и Украина. Все остальные построили. На этой трассе в Турции я стоял: три ряда в одну сторону, три ряда в другую сторону, мощная разделительная полоса, грузовики идут бесконечным потоком. А дальше она идет на Стамбул. Они перенаправляют эти потоки, минуя нас, дальше на Дунай. И в результате мы выпадаем из финансового, экономического и любого другого оборота. В этом смысле тезис о том, что это периферийный регион — отражение каких-то устаревших представлений, которые на севере до сих пор живы, хотя на самом деле все обстоит совершенно иным образом.
Последнее, что касается военной составляющей, это тоже странный тезис, который часто звучит: какое военное стратегическое значение имеет Черноморский флот в этом закрытом море? Сергей Павлович Горбачев совершенно правильно сказал: «Нет Черноморского флота — нет Средиземноморской эскадры, нет Средиземноморской эскадры, нет стратегического положения в Атлантическом океане». Это совершенно непрофессиональный подход, который приводит к стратегическим просчетам и потерям. Новикова И.В.: Маленькая ремарка. Когда я была в Южной Корее на конференции, оказалось, что там очень ждут трансконтинентальную магистраль. Очень интересуются, когда построят трансконтинентальную магистраль. Для них это крайне важно, эта магистраль должна соединить Токио, Лондон и должна даже пройти по Белоруссии. Оганесян А.Г.: Я бы ужаснулся, увидев здесь две по три полосы (то есть шесть полос), идущие по Крыму. Это будет уже и не Крым, а транспортная артерия. Тут надо подумать: стоит ли овчинка выделки? Это все-таки среда человеческого обитания. Хотя Владимир Павлович в большей части все-таки прав, это подтверждается годами практики, поскольку он работал в Севастополе. Относительно Черноморского флота наши позиции совпадают. Я считаю, что Россия уделяет мало внимания развитию Черноморского флота, недостаточно понимает его стратегическое значение. Вернее понимает, но делается мало. Из каких стратегических соображений и опасений это происходит - можно только гадать. Конечно, эта позиция, учитывая ситуацию сейчас на Ближнем Востоке, является абсолютно необоснованной. Флот надо укреплять, и действовать в этом направлении. Здесь я согласен совершенно.
Что касается транспортных путей, Россия до сих пор сохраняет позицию, которая может предложить альтернативные пути (для этого возможности есть). Но вечно это не будет продолжаться.
Я хотел бы еще особо коснуться темы экологии. Тема экологии — это та тема, которая могла бы объединить Россию, Украину и Белоруссию. Потому что здесь много отдыхает белорусов. Потому что Черное море было советским морем. Здесь и санатории, и большое количество отдыхающих. Здесь у нас есть политические и дипломатические рычаги воздействия. 20 стран Европы (значительная часть из которых участники Европейского союза) сбрасывают свои воды в Днестр, Днепр и Черное море. Есть причины обратить внимание на них, чтобы они несли ответственность за свои действия. Причем, это не только тяжелые металлы - это и азот, и другие, которые являются подкормкой для тех нехороших животных, которые здесь водятся. Это не только удобрения, это еще питание для
этих морских микроорганизмов. Все это через эти реки сходит к нам. Здесь интеграция возможна. Более того, дипломатически у нас есть даже возможность призвать к ответу и реальному сотрудничеству страны Евросоюза. В системе МАГАТЭ есть очень интересная организация и ряд институтов, которые занимаются вопросами экологии морей со штаб-квартирами в Монте-Карло. Совсем недавно наш представитель России, руководитель представительства России в Вене при Международных организациях и ООН, предложил нашему журналу, и это поддержало руководство МИД, присмотреться к возможным шагам того, чтобы эти международные организации, в частности МАГАТЭ, сначала на стадии диагностики (у них есть уникальные технологии по диагнозу и анализу загрязнения), перейти уже к конкретным вопросам и ставить их перед странами Средиземноморья. Руководители этой лаборатории МАГАТЭ сказали: «Учтите, у вас есть союзники в Средиземноморском бассейне. Это сообщающиеся сосуды, и вы вполне можете найти общий язык в международных организациях (не обязательно только в европейских, а вообще в организациях, которые занимаются вопросами экологии). Это все выстраивает очень сложную парадигму отношений, но пробовать надо. Во всяком случае здесь есть у нас благородная и ответственная задача перед грядущими поколениями - выстроить модель совместных интеграционных усилий в этом направлении.
В Одессе ЛУКОЙЛ начинает добычу нефти. Как вы расцениваете, это может отразиться на экологии. Хотя ЛУКОЙЛ клятвенно обещает, что никакого загрязнения не будет. А в Севастополе хотят строить угольное предприятие. Алёмов С.В.: Этот вопрос всегда очень сложен. Он и в Севастополе стоял очень остро. Сейчас есть технологии, которые позволяют, если не полностью, то крайне минимизировать загрязнения. Но все зависит от того, для чего мы выбираем регион: для рекреации или для промышленности.
Кирюхин Денис Игоревич, модератор (Украина): Отрадно, что мы уже вышли на рекомендации и предложения для координации усилий и совместных действий в сфере экологии.