Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1092

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



есть еще очень важный аспект - это проблемы экологические. Хочу предоставить слово Сер­гею Викторовичу Алёмову.

Алёмов

Сергей Викторович

старший научный сотрудник от­дела морской санитарной гидро­биологии Института биологии южных морей (ИнБЮМ), канди­дат биологических наук (Севасто­поль):

Тема моего выступления: "Экологические проблемы портовых акваторий и пути их со­вместного решения". Вода считается загряз­ненной, если из-за своих недостаточно высоких качеств она не может удовлетворять самым высоким требованиям по её использо­ванию в настоящем или будущем. Черное море относится к одной из наиболее эксплуатируемых экосистем Европы. Резкая деградация экосистемы моря в результате уси­ленного антропогенного воздействия второй половины 20-го столетия, сопровождаемая природной изменчивостью и изменениями климата выразилась в значительных негатив­ных изменениях его экосистем и ресурсов в прибрежных, наиболее урбанизированных зонах.

На протяжении веков эти зоны являются цент­рами разнообразной человеческой деятельно­сти, включая индустриализацию, строитель­ство портов и гаваней, разработку природных ресурсов, судоходство, рекреацию, туризм и пр. Все эти виды деятельности воздействуют на экологическое состояние шельфовых зон и проявляются в снижении биологических ре­сурсов, видового разнообразия, изменении ландшафтов, а также в снижении эстетиче­ской и рекреационной емкости. Водосборный бассейн Черного моря - 2 000 000 км2 с населением около 160 млн. Общее количество поллютантов, ежегодно посту­пающих в Черное море: органические веще­ства - 10 710 000 т, нитраты - 340 000 т, фосфаты - 55 000 т, нефть - 193 000 т. В современных условиях транспорт является системообразующим элементом националь­ной экономики многих стран, сочетая в себе торгово-промышленные, коммуникативные, рекреационные и другие функции, и оказы­вает влияние на все сферы социально-эконо­мической деятельности в государстве. Морской транспорт вносит значительный вклад в экономический рост наших госу­дарств.

Зона сопряжения суши и моря играет ключе­вую роль в загрязнении морских бассейнов. Более 3/4 всех вырабатываемых на земле за­грязнений поступает в моря и океаны. При этом до 90% всей массы загрязнений от бере­говых источников накапливается в узкой при­брежной акватории, занимающей в целом по мировому океану около 8% его поверхности и всего только 0,5% объема. Прибрежная зона моря, непосредственно со­пряженная с сушей, принимает на себя основ­ную массу токсических и потенциально вредных веществ, что приводит в первую оче­редь к угнетению и деградации прибрежных экосистем, а во многих регионах побережья -к кризисному экологическому и санитарно-эпидемиологическому состоянию окружаю­щей среды.

По данным океанологического центра НАН Украины, все 9 кос (канализационно-очист-ных сооружений) Севастополя находятся в


плачевном состоянии. Из общего объема (30 млн кубометров) сбрасываемых стоков 20 млн кубометров — это неочищенные стоки. В Ба­лаклавской бухте выпускаются неочищен­ными 3 млн кубометров стоков. Акватория цемесской бухты подвергается ре­гулярной интоксикации: промышленные предприятия ежегодно сбрасывают в море около 87 000 м3 сточных вод, из которых очистку проходят всего 41%. Что же касается сбросов мелких предприятий, прямых сбро­сов канализационных стоков, ливневых сбро­сов, а также "залповых" загрязнений, то их объемы наверняка очень велики, но никем не подсчитываются и практически не контроли­руются.

Пролития с судов. 02.02.2011 судно «Аegean nobility», находившееся в одесском порту под греческим флагом, оштрафовано за загрязне­ние территориальных вод Украины. За загряз­нение внутренних морских территориальных вод Украины греческому судну пришлось за­платить штраф на сумму 15 тыс 358 долларов США. 19 мая 2011 владелец судна «Vegavoy-ager» (под флагом Нассау) уплатил почти 14 тыс долларов за загрязнение акватории одес­ского порта (в море попало 20 т кокосового масла).

Балластные воды. В настоящее время Черное море испытывает сильнейший антропоген­ный пресс, особенно сильно проявляющийся в его мелководной северо-западной части, где расположены главные порты Украины — Одесса, Ильичевск и Южный. Одним из ис­точников загрязнения акваторий портов могут быть балластные воды судов. Как показал контроль госинспекции охраны вод Черного моря, балластные воды зачастую содержат значительные количества взвешенных ве­ществ, соединений железа, нефтепродуктов. Для порта Новороссийск, с его глобальными судоходными связями и годовыми объемами сброса балласта, превышающими 32 млн тонн, эта проблема является особенно актуаль­ной и потребовала разработки и реализации целевой экологической программы по дан­ному направлению деятельности. Приемные сооружения для отходов с судов являются тех­ническим инструментом в реализации поли­тики ИМО по защите морской среды от загрязнения с судов в порту Новороссийск. Основная угроза водной среде при сбросе балласта в акватории портов заключается в возможном переносе чужеродных организ­мов, акклиматизация которых может нанести существенный вред уже сложившейся природ­ной экосистеме.

По оценкам международной морской органи­зации (IMO), в мире в течение года перемеща­ется и сбрасывается более 11 млрд тонн балластной воды и переносится до 3-х тысяч видов животных и растений (в 10 портах Украины в 2001 г. было сброшено более 11 млн тонн балластных вод, в одесском порту — около 6 млн тонн). Хотя статистически только около 3% переносимых видов выживает в новых регионах, но и они могут приводить к серьезным экологическим и экономическим последствиям.

К концу 1980-х гг. общая биомасса мнемиоп-сиса в Черном море, по оценкам академика М. Е. Виноградова, приблизилась к одному мил­лиарду тонн.

Приоритетным загрязнителем акватории Чер­ного моря в целом и портовых акваторий в частности являются нефтепродукты, причем в ближайшем будущем указанное загрязнение может существенно (в несколько раз) возрасти в связи с увеличением масштабов перевозки нефти танкерами и строительством новых нефтетерминалов во всех шести причерно­морских странах.

Основные пути поступления нефтяного за­грязнения в морскую среду: речной сток; пря­мые сбросы сточных вод от муниципальных станций очистки и промышленных объектов; диффузное поступление; атмосферные выпа­дения; потери при транспортировке нефти и нефтепродуктов и их перегрузке в портах Черного моря (несанкционированные сбросы, аварийные разливы).

Нефть и нефтепродукты, вылитые на поверх­


ность, быстро распространяются на десятки и сотни километров, образуя пятна загрязнения. Скорость их распространения и толщина пленки зависят от физическо-химических свойств конкретного сорта нефти и от гидро-метеологических условий в месте разлива. Пленка нефтепродуктов на поверхности моря активно поглощает растворенный в воде кис­лород, препятствует процессам газообмена между водной поверхностью и атмосферой. Это снижает содержание кислорода в мелко­водных участках морей и препятствует его по­ступлению из глубоководных акваторий в атмосферу.

В ряде районов с постоянным загрязнением наблюдаются повышенные концентрации нефтепродуктов в воде. Такими районами яв­ляются: акватория моря вблизи Одессы (0,05— 0,15 мг/л), Ильичевска (0,05—0,20 мг/л), Севастополя (0,10—0,20 мг/л) и другие районы прибрежной части Черного моря. В районе Керченского пролива концентрации нефте­продуктов изменяются от 0,05 до 0,78 мг/л В отличие от речного и берегового стока, дающего регулярное (хроническое) загрязне­ние, большую потенциальную угрозу нефтя­ного загрязнения морской среды представляют транспортировка нефти и неф­тепродуктов морем и деятельность нефтяных терминалов.

Согласно мировой статистике, из каждого миллиона тонн нефти, перевозимой танке­рами, проливается 160 т. При этом 42 т при­ходятся на принимающий порт, а остальные на порт отправки и путь следования. Постоянно растет объем морских перевозок нефтепродуктов, составлявший в 1995 г. около 45 млн т в год, а в 2003 г. возросший до 95 млн т. В ближайшие 5-10 лет ежегодный объем нефтеперевозок может увеличиться до 220-250 млн т.

Без учета аварийных ситуаций только при тех­нологических потерях в 0,01% от объема транспортируемых нефтепродуктов в мор­скую среду может поступать ежегодно до 20 тыс т нефтепродуктов. При авариях эти по­тери могут возрастать в десятки раз. В 1998 г. в Новороссийске произошла крупная авария на нефтепроводе. По разным оценкам от 50 до 400 тонн нефти вылилось в море. По­скольку Цемесская бухта довольно замкнута, пленка нефти быстро разошлась на большой площади, загрязнив акваторию и прилегаю­щие пляжи. На локализацию загрязнения и очистку были направлены значительные ре­сурсы.

Широко применялась и авиация — пара вер­толетов несколько дней летали над бухтой, разбрасывая по поверхности специальный по­рошок, осаживающий нефтяную пленку. После этих событий подводные охотники и профессиональные водолазы отметили, что дно Цемесской бухты умерло. 11 ноября 2007 г. жестокий шторм обрушился на крымское побережье. В Керченском про­ливе во время экстремального шторма потер­пели аварию несколько судов, в том числе танкер «Волгонефть — 139» с 5 тыс тонн ма­зута. В результате раскола танкера в воды про­лива вылилось около 1300 т мазута. Разлив нефтепродуктов в Керченском про­ливе по результатам наблюдений в декабре 2007 г. — марте 2008 г. не оказал видимого воз­действия на донные сообщества на глубинах

5 — 20 м.

Учитывая резкое доминирование отдельных видов, относительно низкое видовое разнооб­разие и невысокие количественные показа­тели сообществ макрозообентоса, загрязнение донных осадков нефтепродуктами в дальней­шем может негативно повлиять на состояние донных сообществ и, соответственно, на са­моочищающую способность среды в регионе. Несмотря на то что аварийные потери нефти танкерным флотом составляют до 10% неф­тяных загрязнений, попадающих в мировой океан, каждая авария со значительным разли­вом является серьезным экологическим собы­тием.


После 80-х годов прошлого столетия в резуль­тате    последовательных целенаправленных


действий Морской международной организа­ции (ИМО) и адекватных мер, проводимых морскими державами, аварии с разливами нефти сократились в десятки раз, но все равно их вероятность сохраняется. Причиной тому являются: сложные гидрометеорологические условия; старение танкерного флота; про­счеты в действиях судовых экипажей; проявле­ние «человеческого» фактора на всех уровнях организации и выполнения работ по транс­портировке нефти морем. Ежегодно только Днепр выносит в море около 15 тыс тонн нефтепродуктов. Основ­ными источниками поступления нефтепро­дуктов являются реки - 41,3% всех нефтеуглеводородов, вынос с берега - 35% , из атмосферы - 21%. Ежегодно с территории Украины в акваторию моря поступает 38,3 тыс тонн нефтепродуктов.

В Северо-Западном, Крымском и Кавказском регионах (в пределах 100 м изобаты) только в 15% общего объема воды возможно реальное окисление нефтепродуктов. В идеальном слу­чае во всем объеме морской воды может окис­литься около 2 000 т нефти в год. Исследования Украинского научно-исследо­вательского центра экологии моря г. Одесса, проведенные на пяти полигонах — Мегаполис-Одесса, Дунайский, Днестровский, Днепро-Бугский и Фоновый — позволили получить осредненные за пятилетний период концент­рации нефтепродуктов в донных отложениях этих районов. Установлено, что в большей степени загрязнены нефтепродуктами донные отложения в приустьевой зоне Дуная (Сср = 210 мг/кг). В других районах эти концентра­ции были ниже и составили: Днестровский полигон — 169 мг/кг, Днепро-Бугский — 133 мг/кг, Мегаполис-Одесса — 100 мг/кг и Фоно­вый — 15 мг/кг.

В значительно большей степени загрязнены донные отложения портов, особенно старых и с плохим водообменом. Так, в Одесском и Ильичевском портах максимум концентраций составлял около 6000 мг/кг, в Усть-Дунайском и Керченском портах — 4500-5000 мг/кг, за­грязнение донных отложений порта Южный не превышало 1900 мг/кг. В некоторых бухтах Севастопольского порта в донных отложениях зафиксированы макси­мальные для всего Черного моря уровни кон­центраций нефтепродуктов, доходящие до 24000 мг/кг. Донные осадки Севастопольской бухты относятся к III — V уровню загрязнения. В Севастопольской бухте в среднем бактери­альное сообщество морской воды и донных осадков трансформирует соответственно 4,4 и 0,02 т нефтяных углеводородов в год. Нефть обладает сильным токсическим дей­ствием. Рыбы, живущие в воде, которая содер­жит более 0,6 мг/л нефтепродуктов, приобретают запах нефти в течение 1 суток. Особенностью морских организмов разных уровней трофической цепи является их спо­собность аккумулировать загрязнители раз­личного происхождения, но легче всего они аккумулируют нефтяные углеводороды. Осо­бую опасность представляют ПАУ, накапли­вающиеся в органах и тканях рыб даже при их низких концентрациях в среде обитания — воде и донных отложениях. Канцерогенные ПАУ обнаружены в мерланге, хамсе, шпроте, барабуле, бычке, окуне, став­риде, доля которых от общей суммы иденти­фицированных ПАУ варьирует от 0,5 до 36 %. По данным проведенного Росгидрометом мо­ниторинга состояния окружающей среды к началу XXI века, отмечается снижение кон­центраций загрязняющих веществ в прибреж­ных водах Черного моря. Так, если в начале 90х гг. содержание нефтя­ных углеводородов в районах Новороссийска и Туапсе достигало 10-21 ПДК, то в середине 90х гг. эти показатели снизились до величин 2 ПДК, а в 2000 г. повсеместно не превышали

ПДК.

Академик НАН Украины В.Н. Еремеев сказал: «Та экономика и те технологии, которые при­сущи странам региона, однозначно способ­ствуют серьезному загрязнению морской среды. Пока на огромной территории Украины, России, Болгарии и Турции это ни­


кого не беспокоит. Новую экономику мы еще не построили, новые технологии мы еще не используем. Поэтому можно говорить о какой-то стабилизации, но не о решении каких-то фундаментальных проблем экологии Черного моря».

Функционирование морских портов, а также нахождение в этих бухтах предприятий судо­ремонта и судоразделки, нефтяных термина­лов определяет большое значение проблем защиты данных акваторий от загрязнений. Ус­пешное решение этих задач связано в первую очередь с необходимостью осуществления контроля акваторий портов. Система экологического мониторинга, наряду с контролем состояния окружающей среды, должна предусматривать прогноз его дина­мики и разработку управляющих воздействий, для чего могут быть использованы накоплен­ные данные многолетних наблюдений. Важной задачей является профилактика и лик­видация чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортировкой опасных грузов, в том числе разработка и апробация оперативных планов транспортных предприятий и ком­плексов по чрезвычайным ситуациям с учетом региональных особенностей и условий их реализации; взаимодействие порта, города и региона при угрозе террористических актов, включая вопросы индикации химического и биологического загрязнения. По данным морских администраций портов Новороссийск, Сочи, Туапсе в 2000-2002 годах загрязнений федерального и региональ­ного значения в акватории указанных портов не было, однако предотвратить разливы нефти не удалось.

Огромные площади воды, загрязненные неф­тяной плёнкой прибиваются к берегу, загряз­няя его и ухудшая общую экологическую обстановку региона. Больше всего от нефтя­ных загрязнений страдают тихие пляжи, в ма­леньких бухтах, со слабым прибоем. Нефть скапливается в этих узких местах, образуя тол­стую пленку.

В настоящее время полностью предотвратить попадание нефтяных углеводородов в море не представляется возможным. Одним из путей борьбы с нефтяным загрязнением является ликвидация нефти, попавшей в море. Если оставить в стороне аварийные ситуации, то бороться приходится с концентрациями нефти в воде в пределах нескольких единиц

ПДК.

Для этого пригодны только биологические методы. Один из путей улучшения экологиче­ского состояния акваторий основан на созда­нии искусственных гидробиологических систем для очистки загрязненных морских вод и оздоровления прибрежных акваторий. Первым звеном систем гидробиологической очистки являются мидии. Системы гидробио­логической очистки на акватории нефтега-вани Черноморского флота России, профильтровывая большие объемы воды, они удаляют из неё взвесь и различные загрязни­тели, в том числе нефтепродукты. Экспериментальный образец системы гидро­биологической очистки через 11 месяцев после монтажа - объем биофильтра составил более 250 м3 на 1 м2 поверхности носителя. Фильтрационная способность сообществ об­растания на коллекторах гидробиологической системы в несколько раз больше, чем есте­ственных поселений на гидротехнических со­оружениях (сваях причала) и в 100 раз больше, чем естественных донных сообществ. В со­ставе обрастаний отмечалась разнообразная фауна моллюсков, ракообразных и полихет. Естественные, а особенно антропогенные из­менения морской экосистемы, требуют меж­дународного решения экологических проблем и переосмысления оценки ресурсов Черного моря и их роли в экономике причерномор­ских стран.

Осознание угрозы негативного воздействия человека на экосистему моря, понимание роли экологических параметров, признание не­обходимости обеспечения условий сохране­ния естественных процессов в море, международное сотрудничество в осуществле­нии экологических и экономических исследо­