Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1092
Скачиваний: 1
есть еще очень важный аспект - это проблемы экологические. Хочу предоставить слово Сергею Викторовичу Алёмову.
Алёмов
Сергей Викторович
старший научный сотрудник отдела морской санитарной гидробиологии Института биологии южных морей (ИнБЮМ), кандидат биологических наук (Севастополь):
Тема моего выступления: "Экологические проблемы портовых акваторий и пути их совместного решения". Вода считается загрязненной, если из-за своих недостаточно высоких качеств она не может удовлетворять самым высоким требованиям по её использованию в настоящем или будущем. Черное море относится к одной из наиболее эксплуатируемых экосистем Европы. Резкая деградация экосистемы моря в результате усиленного антропогенного воздействия второй половины 20-го столетия, сопровождаемая природной изменчивостью и изменениями климата выразилась в значительных негативных изменениях его экосистем и ресурсов в прибрежных, наиболее урбанизированных зонах.
На протяжении веков эти зоны являются центрами разнообразной человеческой деятельности, включая индустриализацию, строительство портов и гаваней, разработку природных ресурсов, судоходство, рекреацию, туризм и пр. Все эти виды деятельности воздействуют на экологическое состояние шельфовых зон и проявляются в снижении биологических ресурсов, видового разнообразия, изменении ландшафтов, а также в снижении эстетической и рекреационной емкости. Водосборный бассейн Черного моря - 2 000 000 км2 с населением около 160 млн. Общее количество поллютантов, ежегодно поступающих в Черное море: органические вещества - 10 710 000 т, нитраты - 340 000 т, фосфаты - 55 000 т, нефть - 193 000 т. В современных условиях транспорт является системообразующим элементом национальной экономики многих стран, сочетая в себе торгово-промышленные, коммуникативные, рекреационные и другие функции, и оказывает влияние на все сферы социально-экономической деятельности в государстве. Морской транспорт вносит значительный вклад в экономический рост наших государств.
Зона сопряжения суши и моря играет ключевую роль в загрязнении морских бассейнов. Более 3/4 всех вырабатываемых на земле загрязнений поступает в моря и океаны. При этом до 90% всей массы загрязнений от береговых источников накапливается в узкой прибрежной акватории, занимающей в целом по мировому океану около 8% его поверхности и всего только 0,5% объема. Прибрежная зона моря, непосредственно сопряженная с сушей, принимает на себя основную массу токсических и потенциально вредных веществ, что приводит в первую очередь к угнетению и деградации прибрежных экосистем, а во многих регионах побережья -к кризисному экологическому и санитарно-эпидемиологическому состоянию окружающей среды.
По данным океанологического центра НАН Украины, все 9 кос (канализационно-очист-ных сооружений) Севастополя находятся в
плачевном состоянии. Из общего объема (30 млн кубометров) сбрасываемых стоков 20 млн кубометров — это неочищенные стоки. В Балаклавской бухте выпускаются неочищенными 3 млн кубометров стоков. Акватория цемесской бухты подвергается регулярной интоксикации: промышленные предприятия ежегодно сбрасывают в море около 87 000 м3 сточных вод, из которых очистку проходят всего 41%. Что же касается сбросов мелких предприятий, прямых сбросов канализационных стоков, ливневых сбросов, а также "залповых" загрязнений, то их объемы наверняка очень велики, но никем не подсчитываются и практически не контролируются.
Пролития с судов. 02.02.2011 судно «Аegean nobility», находившееся в одесском порту под греческим флагом, оштрафовано за загрязнение территориальных вод Украины. За загрязнение внутренних морских территориальных вод Украины греческому судну пришлось заплатить штраф на сумму 15 тыс 358 долларов США. 19 мая 2011 владелец судна «Vegavoy-ager» (под флагом Нассау) уплатил почти 14 тыс долларов за загрязнение акватории одесского порта (в море попало 20 т кокосового масла).
Балластные воды. В настоящее время Черное море испытывает сильнейший антропогенный пресс, особенно сильно проявляющийся в его мелководной северо-западной части, где расположены главные порты Украины — Одесса, Ильичевск и Южный. Одним из источников загрязнения акваторий портов могут быть балластные воды судов. Как показал контроль госинспекции охраны вод Черного моря, балластные воды зачастую содержат значительные количества взвешенных веществ, соединений железа, нефтепродуктов. Для порта Новороссийск, с его глобальными судоходными связями и годовыми объемами сброса балласта, превышающими 32 млн тонн, эта проблема является особенно актуальной и потребовала разработки и реализации целевой экологической программы по данному направлению деятельности. Приемные сооружения для отходов с судов являются техническим инструментом в реализации политики ИМО по защите морской среды от загрязнения с судов в порту Новороссийск. Основная угроза водной среде при сбросе балласта в акватории портов заключается в возможном переносе чужеродных организмов, акклиматизация которых может нанести существенный вред уже сложившейся природной экосистеме.
По оценкам международной морской организации (IMO), в мире в течение года перемещается и сбрасывается более 11 млрд тонн балластной воды и переносится до 3-х тысяч видов животных и растений (в 10 портах Украины в 2001 г. было сброшено более 11 млн тонн балластных вод, в одесском порту — около 6 млн тонн). Хотя статистически только около 3% переносимых видов выживает в новых регионах, но и они могут приводить к серьезным экологическим и экономическим последствиям.
К концу 1980-х гг. общая биомасса мнемиоп-сиса в Черном море, по оценкам академика М. Е. Виноградова, приблизилась к одному миллиарду тонн.
Приоритетным загрязнителем акватории Черного моря в целом и портовых акваторий в частности являются нефтепродукты, причем в ближайшем будущем указанное загрязнение может существенно (в несколько раз) возрасти в связи с увеличением масштабов перевозки нефти танкерами и строительством новых нефтетерминалов во всех шести причерноморских странах.
Основные пути поступления нефтяного загрязнения в морскую среду: речной сток; прямые сбросы сточных вод от муниципальных станций очистки и промышленных объектов; диффузное поступление; атмосферные выпадения; потери при транспортировке нефти и нефтепродуктов и их перегрузке в портах Черного моря (несанкционированные сбросы, аварийные разливы).
Нефть и нефтепродукты, вылитые на поверх
ность, быстро распространяются на десятки и сотни километров, образуя пятна загрязнения. Скорость их распространения и толщина пленки зависят от физическо-химических свойств конкретного сорта нефти и от гидро-метеологических условий в месте разлива. Пленка нефтепродуктов на поверхности моря активно поглощает растворенный в воде кислород, препятствует процессам газообмена между водной поверхностью и атмосферой. Это снижает содержание кислорода в мелководных участках морей и препятствует его поступлению из глубоководных акваторий в атмосферу.
В ряде районов с постоянным загрязнением наблюдаются повышенные концентрации нефтепродуктов в воде. Такими районами являются: акватория моря вблизи Одессы (0,05— 0,15 мг/л), Ильичевска (0,05—0,20 мг/л), Севастополя (0,10—0,20 мг/л) и другие районы прибрежной части Черного моря. В районе Керченского пролива концентрации нефтепродуктов изменяются от 0,05 до 0,78 мг/л В отличие от речного и берегового стока, дающего регулярное (хроническое) загрязнение, большую потенциальную угрозу нефтяного загрязнения морской среды представляют транспортировка нефти и нефтепродуктов морем и деятельность нефтяных терминалов.
Согласно мировой статистике, из каждого миллиона тонн нефти, перевозимой танкерами, проливается 160 т. При этом 42 т приходятся на принимающий порт, а остальные на порт отправки и путь следования. Постоянно растет объем морских перевозок нефтепродуктов, составлявший в 1995 г. около 45 млн т в год, а в 2003 г. возросший до 95 млн т. В ближайшие 5-10 лет ежегодный объем нефтеперевозок может увеличиться до 220-250 млн т.
Без учета аварийных ситуаций только при технологических потерях в 0,01% от объема транспортируемых нефтепродуктов в морскую среду может поступать ежегодно до 20 тыс т нефтепродуктов. При авариях эти потери могут возрастать в десятки раз. В 1998 г. в Новороссийске произошла крупная авария на нефтепроводе. По разным оценкам от 50 до 400 тонн нефти вылилось в море. Поскольку Цемесская бухта довольно замкнута, пленка нефти быстро разошлась на большой площади, загрязнив акваторию и прилегающие пляжи. На локализацию загрязнения и очистку были направлены значительные ресурсы.
Широко применялась и авиация — пара вертолетов несколько дней летали над бухтой, разбрасывая по поверхности специальный порошок, осаживающий нефтяную пленку. После этих событий подводные охотники и профессиональные водолазы отметили, что дно Цемесской бухты умерло. 11 ноября 2007 г. жестокий шторм обрушился на крымское побережье. В Керченском проливе во время экстремального шторма потерпели аварию несколько судов, в том числе танкер «Волгонефть — 139» с 5 тыс тонн мазута. В результате раскола танкера в воды пролива вылилось около 1300 т мазута. Разлив нефтепродуктов в Керченском проливе по результатам наблюдений в декабре 2007 г. — марте 2008 г. не оказал видимого воздействия на донные сообщества на глубинах
5 — 20 м.
Учитывая резкое доминирование отдельных видов, относительно низкое видовое разнообразие и невысокие количественные показатели сообществ макрозообентоса, загрязнение донных осадков нефтепродуктами в дальнейшем может негативно повлиять на состояние донных сообществ и, соответственно, на самоочищающую способность среды в регионе. Несмотря на то что аварийные потери нефти танкерным флотом составляют до 10% нефтяных загрязнений, попадающих в мировой океан, каждая авария со значительным разливом является серьезным экологическим событием.
После 80-х годов прошлого столетия в результате последовательных целенаправленных
действий Морской международной организации (ИМО) и адекватных мер, проводимых морскими державами, аварии с разливами нефти сократились в десятки раз, но все равно их вероятность сохраняется. Причиной тому являются: сложные гидрометеорологические условия; старение танкерного флота; просчеты в действиях судовых экипажей; проявление «человеческого» фактора на всех уровнях организации и выполнения работ по транспортировке нефти морем. Ежегодно только Днепр выносит в море около 15 тыс тонн нефтепродуктов. Основными источниками поступления нефтепродуктов являются реки - 41,3% всех нефтеуглеводородов, вынос с берега - 35% , из атмосферы - 21%. Ежегодно с территории Украины в акваторию моря поступает 38,3 тыс тонн нефтепродуктов.
В Северо-Западном, Крымском и Кавказском регионах (в пределах 100 м изобаты) только в 15% общего объема воды возможно реальное окисление нефтепродуктов. В идеальном случае во всем объеме морской воды может окислиться около 2 000 т нефти в год. Исследования Украинского научно-исследовательского центра экологии моря г. Одесса, проведенные на пяти полигонах — Мегаполис-Одесса, Дунайский, Днестровский, Днепро-Бугский и Фоновый — позволили получить осредненные за пятилетний период концентрации нефтепродуктов в донных отложениях этих районов. Установлено, что в большей степени загрязнены нефтепродуктами донные отложения в приустьевой зоне Дуная (Сср = 210 мг/кг). В других районах эти концентрации были ниже и составили: Днестровский полигон — 169 мг/кг, Днепро-Бугский — 133 мг/кг, Мегаполис-Одесса — 100 мг/кг и Фоновый — 15 мг/кг.
В значительно большей степени загрязнены донные отложения портов, особенно старых и с плохим водообменом. Так, в Одесском и Ильичевском портах максимум концентраций составлял около 6000 мг/кг, в Усть-Дунайском и Керченском портах — 4500-5000 мг/кг, загрязнение донных отложений порта Южный не превышало 1900 мг/кг. В некоторых бухтах Севастопольского порта в донных отложениях зафиксированы максимальные для всего Черного моря уровни концентраций нефтепродуктов, доходящие до 24000 мг/кг. Донные осадки Севастопольской бухты относятся к III — V уровню загрязнения. В Севастопольской бухте в среднем бактериальное сообщество морской воды и донных осадков трансформирует соответственно 4,4 и 0,02 т нефтяных углеводородов в год. Нефть обладает сильным токсическим действием. Рыбы, живущие в воде, которая содержит более 0,6 мг/л нефтепродуктов, приобретают запах нефти в течение 1 суток. Особенностью морских организмов разных уровней трофической цепи является их способность аккумулировать загрязнители различного происхождения, но легче всего они аккумулируют нефтяные углеводороды. Особую опасность представляют ПАУ, накапливающиеся в органах и тканях рыб даже при их низких концентрациях в среде обитания — воде и донных отложениях. Канцерогенные ПАУ обнаружены в мерланге, хамсе, шпроте, барабуле, бычке, окуне, ставриде, доля которых от общей суммы идентифицированных ПАУ варьирует от 0,5 до 36 %. По данным проведенного Росгидрометом мониторинга состояния окружающей среды к началу XXI века, отмечается снижение концентраций загрязняющих веществ в прибрежных водах Черного моря. Так, если в начале 90х гг. содержание нефтяных углеводородов в районах Новороссийска и Туапсе достигало 10-21 ПДК, то в середине 90х гг. эти показатели снизились до величин 2 ПДК, а в 2000 г. повсеместно не превышали
ПДК.
Академик НАН Украины В.Н. Еремеев сказал: «Та экономика и те технологии, которые присущи странам региона, однозначно способствуют серьезному загрязнению морской среды. Пока на огромной территории Украины, России, Болгарии и Турции это ни
кого не беспокоит. Новую экономику мы еще не построили, новые технологии мы еще не используем. Поэтому можно говорить о какой-то стабилизации, но не о решении каких-то фундаментальных проблем экологии Черного моря».
Функционирование морских портов, а также нахождение в этих бухтах предприятий судоремонта и судоразделки, нефтяных терминалов определяет большое значение проблем защиты данных акваторий от загрязнений. Успешное решение этих задач связано в первую очередь с необходимостью осуществления контроля акваторий портов. Система экологического мониторинга, наряду с контролем состояния окружающей среды, должна предусматривать прогноз его динамики и разработку управляющих воздействий, для чего могут быть использованы накопленные данные многолетних наблюдений. Важной задачей является профилактика и ликвидация чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортировкой опасных грузов, в том числе разработка и апробация оперативных планов транспортных предприятий и комплексов по чрезвычайным ситуациям с учетом региональных особенностей и условий их реализации; взаимодействие порта, города и региона при угрозе террористических актов, включая вопросы индикации химического и биологического загрязнения. По данным морских администраций портов Новороссийск, Сочи, Туапсе в 2000-2002 годах загрязнений федерального и регионального значения в акватории указанных портов не было, однако предотвратить разливы нефти не удалось.
Огромные площади воды, загрязненные нефтяной плёнкой прибиваются к берегу, загрязняя его и ухудшая общую экологическую обстановку региона. Больше всего от нефтяных загрязнений страдают тихие пляжи, в маленьких бухтах, со слабым прибоем. Нефть скапливается в этих узких местах, образуя толстую пленку.
В настоящее время полностью предотвратить попадание нефтяных углеводородов в море не представляется возможным. Одним из путей борьбы с нефтяным загрязнением является ликвидация нефти, попавшей в море. Если оставить в стороне аварийные ситуации, то бороться приходится с концентрациями нефти в воде в пределах нескольких единиц
ПДК.
Для этого пригодны только биологические методы. Один из путей улучшения экологического состояния акваторий основан на создании искусственных гидробиологических систем для очистки загрязненных морских вод и оздоровления прибрежных акваторий. Первым звеном систем гидробиологической очистки являются мидии. Системы гидробиологической очистки на акватории нефтега-вани Черноморского флота России, профильтровывая большие объемы воды, они удаляют из неё взвесь и различные загрязнители, в том числе нефтепродукты. Экспериментальный образец системы гидробиологической очистки через 11 месяцев после монтажа - объем биофильтра составил более 250 м3 на 1 м2 поверхности носителя. Фильтрационная способность сообществ обрастания на коллекторах гидробиологической системы в несколько раз больше, чем естественных поселений на гидротехнических сооружениях (сваях причала) и в 100 раз больше, чем естественных донных сообществ. В составе обрастаний отмечалась разнообразная фауна моллюсков, ракообразных и полихет. Естественные, а особенно антропогенные изменения морской экосистемы, требуют международного решения экологических проблем и переосмысления оценки ресурсов Черного моря и их роли в экономике причерноморских стран.
Осознание угрозы негативного воздействия человека на экосистему моря, понимание роли экологических параметров, признание необходимости обеспечения условий сохранения естественных процессов в море, международное сотрудничество в осуществлении экологических и экономических исследо