Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1097
Скачиваний: 1
Сессия 3. Социально-гуманитарные аспекты интеграции: миграционные процессы, образование, история,
культура, язык.
Мамонтов В.К.: Эта сессия носит название «Социально-гуманитарные аспекты интеграции: миграционные процессы, образование, история, культура, язык». Первый выступающий - Трахименок Сергей Александрович, доктор юридических наук, профессор Института национальной безопасности Республики Беларусь, секретарь Союза писателей Республики Беларусь. Тема его доклада - «Беларусь, Россия, Украина: основы интеграционных процессов и правовые формы их реализации».
Трахименок Сергей Александрович
доктор юридических наук, профессор, профессор Института национальной безопасности Республики Беларусь, секретарь Союза писателей Республики Беларусь:
Начнем с того, что распад Советского Союза не принес ни миру, ни континенту обещанного благоденствия и стабильности. Но поскольку в данной аудитории мы обсуждаем региональные проблемы, то ограничимся континентальным предметом исследования. Источником данной нестабильности, в частности, для России является, если пользоваться терминологией Вадима Цымбурского, «шельф», который образовался после распада СССР и которым в данный момент окружен «Остров Россия». Итак, нестабильность исходит от так называемого культурологического (цивилиза-ционного) пограничья. А поскольку пограничный по латыни limitrophus, то политики прежде всего, а потом уже и ученые в последнее время в своих рассуждениях стали использовать активно этот термин. Термин этот не нов. Появился он во времена Римской империи и обозначал пограничную область, которая обязана была содержать стоящие на своей территории имперские войска.
В двадцатом веке в СССР его использовали для обозначения государств, образовавшихся на окраинах царской России, а после 1991 для обозначения государств СНГ. Термин «лимитрофные государства» употреблялся не только в СССР. В утвёржденной 11 апреля 1939 года Гитлером «Директиве о единой подготовке вооружённых сил к войне на 1939—1940 гг.» указывалось, что после разгрома Польши Германия должна взять под свой контроль Литву и Латвию: «Позиция лимитрофных государств будет определяться исключительно военными потребностями Германии. С развитием событий может возникнуть необходимость оккупировать лимитрофные государства до границы старой Курляндии и включить эти территории в состав империи».
В конце XX - начале XXI века указанный термин был реактивирован усилиями российского философа и геополитика Вадима Цымбурского. Он не просто осовременил его, но и фактически создал понятие Великого лимитрофа, то есть межцивилизацион-ного пространства, которым окружен Остров Россия.
Цымбурскому принадлежит и объяснение причин, по которым образовался, с одной стороны, Остров Россия, а с другой - Великий лимитроф. И они могли бы не только явиться фундаментом национальной идеи России, но и указать на препятствия, преодоление которых решит задачи безопасности для Беларуси, России и Украины. Однако нет пророков в своем отечестве. Цымбурский также опроверг точку зрения о том, что «во все века своего существования Империя подобно средневековой Руси лишь сдерживала наскоки "латинян", отвечая вступлением в наполеоновский Париж — на пожар Москвы; устремлением в 1920 году к Варшаве и германской границе — на походы Антанты. И наконец, вопреки всем "обличениям" Суворова-Резуна, европейскими битвами 1944-1945 — реакцией на вероломство Третьего Рейха».
По его мнению, наступление Запада на Россию никогда не было первым тактом этого механизма. Так, 1812 год был подготовлен разделом Польши, сдвинувшим границы навстречу романо-германскому Западу, рейдами войск Суворова по Европе, войнами 1805-1807 годов и попытками осуществить ревизию Тильзитского мира. Осада Севастополя англо-французами была реакцией на венгерский поход 1849 года и оккупацию придунайских княжеств в 1853. За интервенцией Германии и Антанты в Россию в 1918 году стоит попытка России в 1916-ом году — наконец решить "вопрос о проливах".
А 22 июня 1941 г. событийно следует за соучастием СССР в уничтожении — как обнаружилось, охранявшей его — Версальской системы.
«За имперские века, — подводил итог Цым-бурский, — мы не можем назвать ни одного вступления Запада на земли России, которое не было бы непосредственно предварено нашей европейской игрой». Процесс наступления России на Европу Цымбурский назвал «похищением» ее. Здесь следует задать вопрос, почему же Россия время от времени занимается «похищением Европы»?
События, по мнению Цымбурского, всегда разворачивались по одному сценарию. "Россия включается в борьбу западных держав за гегемонию на стороне какого-либо или каких-то из них" — "западная(-ые) армия(-ии) вторгается(-ются) на земли России" — "Россия отбивает агрессию и наступает на Европу в качестве ее потенциального гегемона" — "российский натиск надломлен сопротивлением Запада, и Россия откатывается на свою платформу".
Цымбурский подчеркивал, что все западные наступления против Империи занимают в цикле либо вторую позицию, либо четвертую, заключительную (Крымская война), но еще ни один цикл не начинался с прямой европейской или евроатлантической агрессии. Однако здесь следует продолжить рассуждения Цымбурского. Когда речь идет о взаимодействующих системах, то они в равной степени оказывают влияние друг на друга в соответствии со своим потенциалом. Причем Запад всегда втягивал Россию в свои игры для того, чтобы использовать в своих интересах ее потенциал. Правда и Россия охотно в них участвовала.
Немалую роль в этом сыграли и российские элиты, две трети которых принадлежали к дворянским и княжеским родам Западной и Восточной Европы.
Не была исключением и династия Романовых. Хотя один из Романовых, Петр Первый как-то выразился, что Россия не царство, а
часть света. И окно в Европу он прорубил, чтобы взять там ряд технических и организационных новшеств. Сам Петр полагал, что на это уйдет несколько десятков лет, а потом можно будет повернуться к Западу... спиной. Еще рад подчеркну, что заслуга Цымбур-ского в том, что он по-новому взглянул на сегодняшнее состояние России. Хотя отталкивался он от давно забытых идей. В частности, Семенов-Тянь-Шанский еще в XIX веке высказал мысль о том, что в условиях укрупнения человеческих форм выживания, преимущества будут иметь великие империи, которые вместо того, чтобы располагаться, как в древности, вокруг внутренних морей-озер или рассыпаться клочками по океанским закоулочкам, как империи англичан и испанцев, отважно перекидываются от океана до океана, через целый континент. И именно им принадлежит будущее. Так оно, кстати, и случилось — ХХ век принадлежал двум великим чрезматериковым державам США и Советскому Союзу, читай, России. На статус такой чрезматериковой державы сегодня претендует и Китай, если сможет выйти к Индийскому океану, возможно через Пакистан или Бирму.
И это правильно, точнее, адекватно пространственному ресурсу. Таким образом, маленькое образование по ресурсу Европа всегда пыталась обезопасить себя по отношению к большому соседу. Способы были различны. После Ивана Грозного это было внедрение в правящую элиту представителей Запада и последующее втягивание России в европейские игры. Наверное, Запад понимал, что позже ему придется объединяться, чтобы вытеснить привлеченного игрока-тяжеловеса. Но уж очень было велико желание решить свои задачи с помощью привлеченных средств. Наиболее ярким примером этого являются события ХХ века. Советский союз выдержал наступление немецких войск, сам перешел в наступление и установил в Европе железный занавес почти на полвека. А затем вновь откатился на свою платформу. Здесь, к месту вспомнить еще один момент. В мозги обывателя на Западе все время внедряется мысль, что Великая Отечественная война была войной Германии с Советским Союзом. На самом деле у Германии, несмотря на ее военный потенциал того времени и опыт ведения локальных боевых действий, слишком тонкие ноги, чтобы длительное время воевать с Советским Союзом. И дело не только в стратегическом потенциале данного пространства, который всегда превосходил европейский. Дело и в военном контингенте, который непосредственно участвовал в боевых действиях на территории Советского Союза. Подтверждением вышесказанного могут служить данные из книги австрийского историка Стефана Карнера «Архипелаг ГУПВИ». В ней приведены сведения о военнопленных, участвовавших в военных действиях против СССР и оказавшихся после войны в советских лагерях.
Немцев — 2 388 443
Венгров — 513 766
Румын — 187 367
Австрийцев
— 156 681
Чехословаков
— 69 077
Поляков —
60 272
Итальянцев
— 48 957
Французов 32
136
Хорватов 21 830
Я не привожу все остальные национальности Западной Европы, которых в ГУПВИ было менее чем двадцать тысяч. Общая цифра военнопленных — более трех с половиной миллионов человек. А ведь это только военнопленные, то есть те, кто попал в советский плен. Чтобы не вдаваться глубоко в методики подсчета военнопленных по отношению к общему контингенту проигравшей стороны, возьмем самое простое, добавим один нуль после этой цифры и увидим численность армии, которая вела боевые действия против
СССР.
Что перед нами, как не Вооруженные силы Западной Европы, под командованием одной из ее стран — Германии. В современной ситуации под определение лимитрофов подпадает каждая из 14 бывших союзных республик СССР (кроме России), т.е. в сопоставлении с лимитрофами начала XX века из этой категории выпадают лишь Финляндия и Польша. Что объединяет эти страны?
Геополитики полагают, что такими признаками являются:
-
принадлежность к единому геополитическому центру,
-
принадлежность к единому экономическому комплексу в рамках системы международного разделения труда,
-
общность языка или широко распространённых познаний одного и того же (государственного) языка.
Однако среди этих государств можно выделить два, которые цивилизационно наиболее близки к так называемому Острову России. Условно по ряду критериев Великий лимитроф можно разбить на цивилизационные фрагменты, отличающиеся своей спецификой. Это регион Прибалтийских государств, Закавказье и Средняя Азия, а также современные: Беларусь, Украина.
«Спасение России, — считал В.Цымбурский,
-
уход от парадигмы модерной, городской, европейничающей цивилизации. к ценностям, традиционным для русской цивилизации. Не только традиционной, но и позволяющей уйти в сторону от катастрофы, в которую вползает Запад вместе с разрушением модерна. У русских нет и быть не может оснований участвовать в катастрофическом конце западного демоночеловека - ни в качестве его соратника, ни в качестве его противника, ни даже в качестве его спасителя». Подведем некоторые итоги этого блока доклада.
Современная ситуация в мире, события на
Балканах, в Восточной Европе, на Среднем Востоке, Северной Африке дают основания полагать:
-
приближается большой милитаристский всплеск, который выступает как средство, с одной стороны, отвлечения внимания от мирового финансового кризиса, с другой стороны, реализации силами Запада значительных геополитических проектов, в том числе и в отношении "советского наследства" на Великом лимитрофе;
-
этот всплеск не будет ориентирован на полномасштабные военные действия и военный успех, скорее всего, это будут попытки шантажа по получению территориальных и ресурсных преимуществ;
-
в ближайшее десятилетие Россия не будет участвовать в «похищении Европы», а также не будет претендовать территориально на пространство Великого лимитрофа. Однако будет активным противником любой чужой гегемонии на его пространствах;
-
отношения России с Беларусью и Украиной будут более сложными, чем с другими цивилизационными фрагментами Великого лимитрофа, и причиной этому феномен разделенного русского мира.
Данные выводы позволяют с некоторыми оговорками рассчитать направления политики государств Восточной Европы по отношению к соседям справа и слева, а также определить факторы, способствующие и препятствующие более тесному их взаимодействию.
Но самое главное - они проявляют основу будущей интеграции, коей являются отнюдь не политические и экономические интересы, а цивилизационные ценности, ориентиры, которые нам необходимо сохранить, ибо они есть фактор нашего выживания в меняющемся мире.
Любое эффективное управленческое воздействие на общественные отношения с целью достижения желаемого результата возможно только при адекватной оценке ситуации, по-
скольку неправильная оценка ее приводит к расходованию ресурса на негодный объект. Плюс учета закономерностей правового регулирования, потому что без таковых мы также рискуем не достичь поставленных целей.
Постоянной методологической ошибкой нашего пространства является неадекватность восприятия обстановки.
Традиционно и в рамках определений географов мы проживаем на территории материка Азия, в который входят несколько субконтинентов со своей ландшафтно-кли-матической и цивилизационной спецификой. Это Европа, Скандинавия, Индостан и Индо-Китай.
На картах (планах) дохристианского периода раздел того, что называется сегодня Западной Европой, проходил по линии, соединяющей сегодняшние города Калининград и Одессу. В свое время Петр Первый «продлил» Европу до Урала. И с тех пор мы живем в ситуации Европейского дома, фактически к таковому не относясь. Но мало этого, время от времени аппетиты нашего цивилизацион-ного конкурента возрастают и появляются идеи создания европейского или общеевропейского дома от Атлантического океана до Тихого.
Геополитики отмечают факт интеграции Европы. Но при больших претензиях на научный анализ этого процесса никто не обращает внимания на основу этой интеграции. А ведь она интегрируется в рамках одного способа выживания или цивилизации. Основными моментами здесь являются не язык и даже не идеологические системы в форме религий, а система глубинных ценностей, которые Европа всегда весьма своеобразно защищала.
По закономерностям выживания малого в большой или малого рядом с большим маленькое этноцивилизационное образование Европа сумела внедрить в головы элит этно-цивилизационных конкурентов в период так называемого Просвещения некую систему знаний, в частности технических. Однако вместе с ними она внедрила и свои ценности, которые не были присущи системе выживания на данном пространстве. С тех пор и существует разруха в головах большинства представителей наших элит. С тех пор и бытует странная притча о том, что все блага есть на данном пространстве, но нет умных правителей. Норманская теория - наукообразное подтверждение тому.
Однако следует отметить, что в особо экстремальных ситуациях элиты всегда возвращались к ценностным ориентирам, которые помогали выжить на данном цивилизацион-ном пространстве. Но стоило ресурсу и запасу прочности вновь пополниться, они опять возвращались к либеральным, а точнее европейским ценностям.
В 1999 году был заключен договор между Беларусью и Россией о создании Союзного государства. Прошло двенадцать лет. Почему же не работают нормативные акты интеграционного характера? Почему не решаются задачи углубления интеграции в рамках Союзного государства Беларусь-Россия, а также возникают трения между участниками Таможенного союза? Этому есть две группы причин.
Европа, понимая значение объединения и объединяясь сама, тормозит эти процессы у своих цивилизационных конкурентов. Таким образом, первый фактор, препятствующий объединению — нежелание иметь рядом с собой сильного цивилизационного конкурента, который пробил бы брешь в поясе безопасности между пространствами двух цивилизаций.
Второй фактор, мешающий сближению: после распада СССР к власти в постсоветских республиках пришли элиты, определенная часть которых после объединения может потерять те преимущества, которые они получили в результате раздела собственности
СССР.
И первое, и второе относится к содержательной стороне правового регулирования. Чтобы ответить на поставленный нами вопрос с позиций формы, необходимо проанализировать закономерности правового регулирования создания и Союзного государства, и Таможенного союза. Теоретики права знают, что нормативные тексты делятся на право и не право. То, что не регулирует общественные отношения и остается на бумаге, не является правом. Принцип этот в романо-германской правовой семье известен со времен Древнего Рима. Почему это происходит?
В рамках романо-германской правовой семьи, где доминирует его Величество нормативный правовой акт, выработаны определенные принципы нормотворчества, нарушение которых может привести к феномену недействия права, то есть существования его только на бумаге. Вот некоторые из них:
-
право регулирует общественные отношения, а не создает их;
-
правотворчество - следствие процесса формирования права, то есть объективного «вызревания» отношений, не присущих обществу ранее;
-
нормативное решение, не совпадающее с конфигурацией социальных потребностей, обречено на «недействие;
-
эффективность законодательства зависит от соблюдения принципов иерархичности;
-
общая направленность регулирования зависит от ресурса государства или уровня стабильности.
Принципы тесно связаны между собой. Несоблюдение их приводит к эффекту «недействия» или частичного действия права, о котором говорилось выше. Однако в практическом нормотворчестве на это мало кто обращает внимание. Одной из причин этого является то, что после социальных реформирований (революций, перестроек, реформ) к власти приходят новые элитные слои общества. Приходят, с одной стороны, на волне новых социальных потребностей и ожиданий, но, с другой стороны, полагая, что их выход на первые роли в государстве — следствие субъективных причин. Если мы совместим форму с содержанием, то увидим еще более интересные вещи. Элиты, опасаясь потерять то, что они получили, в той или иной ее степени препятствуют интеграции. Но социум стремиться к ней, поскольку он более защищен в крупном цивилизационном образовании и интуитивно чувствует это. Дабы успокоить его, элиты начинают процедуру правового регулирования интеграции, то есть принимают ряд нормативных актов, но делают это в такой форме, которая не позволит достигнуть целей, прописанных в указанных актах. Основная ущербность данной направленности нормативного регулирования: отсутствие конкретности и выбора тех направлений интеграции, в которых заинтересован социум. Никакая принудительная сила государства не сможет заставить выполнять принятые правовые предписания, если в них кровно не заинтересованы те слои социума, которые должны их выполнять.
Снять данное противоречие можно, связав интересы законодателя с интересами исполнителей данных норм. Это с содержательной стороны, а со стороны формальной: для введения каждого нормативного акта, в определенной степени меняющего статус граждан, необходима широкая идеологическая подготовка.
Мамонтов В.К.: Спасибо, Сергей Александрович! Я очень рад предоставить слово Владимиру Павловичу Казарину, ученому, общественному деятелю, профессор КЦГИ города Симферополя. Он выступит с темой «Почему мы не отмечаем 1150-летие славянской письменности? (Проблемы интеграции в сфере образования)»