Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1091
Скачиваний: 1
что само понятие «русскости» во времена Столыпина и в наши дни имеет существенно разный смысл. До того разный, что порой приходится слышать: русские сегодня — это уже «не тот» народ, уже «другой народ» по сравнению с тем, какой жил 100 лет назад. Я хочу согласиться и не согласиться с этим. Русскость во времена Столыпина существовала, прежде всего, на вероисповедной и верноподданнической основе, а также в какой-то, наверное, мере на основе начал земского самоуправления. То есть, так или иначе рус-скость имела сверх-этническую природу — и этим была крепка. Русскость сегодня в условиях сохранения и укрепления такого советского анахронизма, как наличие в республиканском государстве «Российская Федерация», возглавляемом президентом, ещё доброй дюжины республик со своими президентами, имеет преимущественно этническую природу.
Тем не менее, мы не должны доводить тезис о том, что, мол, «народ нынче не тот», до полного отрицания нашей преемственной связи с Россией Столыпина и с Россией Сталина, с Россией Сергия Радонежского и с Россией Петра Великого.
Не будет ощущения прочности этой преемственной связи — нечего будет и интегрировать в Российском геополитическом пространстве. И тогда это пространство действительно примет очертания «чёрной дыры» с хаотическими перемещениями потерявшей ориентиры человеческой массы. А правящие и господствующие группы в новых независимых государствах постсоветского мира, привычно именуемые «элитами», пойдут тогда в распыл, экспроприированные по отдельности - в одном постсоветском государстве за другим - «большими семьями» глобальной финансовой олигархии. Проект Евразийского союза — это и есть то, что может позволить нам избежать подобной участи.
Сессия 2. Черноморский регион: составляющие
соТрудниЧества
Язькова
Алла Алексеевна
руководитель Центра по исследованию проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник института международных экономических и политических исследований РАН, политолог (Россия):
Тема моего доклада «Россия — Украина: перспективы и проблемы сотрудничества в регионе Черного моря». Для определения перспектив и проблем регионального сотрудничества России и Украины, сохранивших после распада СССР статус ведущих держав Причерноморья, необходим реальный учет сложившегося в этом регионе соотношения внутренних и внешних сил. Когда-то относительно спокойный и в известной мере периферийный регион Черного моря за истекшие два десятилетия стал перекрестком многосторонних противоречий и геополитического соперничества с участием не только причерноморских стран, но и ведущих европейских и мировых держав. Особую роль в этом сыграло открытие альтернативных Персидскому заливу месторождений нефти и газа на шельфе Каспия, что привело к вторжению в каспийско-черноморское геополитическое пространство крупных внешних игроков, прежде всего Соединенных Штатов, НАТО и Евросоюза. Они заинтересованы не только в создании альтернативных путей транспортировки каспийских энергоресурсов, но и в предотвращении того, чтобы Россия доминировала на геополитическом пространстве Чер-номорья, а в ее отношениях с Украиной не складывался консенсус по представляющим взаимный интерес вопросам. Здесь важно указать на то, что Черное море является одним из немногих морей, куда практически закрыт доступ для ВМС Соединенных Штатов. Согласно официальным заявлениям американских политиков, стратегической целью США стало «заполнение возникшего в Причерноморье после окончания холодной войны военно-политического вакуума евро-атлантической составляющей». Практическим шагом на этом направлении стало создание в конце 1990-х годов в составе Совета национальной безопасности при президенте США должности специального советника по проблемам Черноморско-Каспийского региона, а в составе ЦРУ — оперативного подразделения по отслеживанию политических процессов в причерноморских странах. Геополитическая ситуация в Черноморском регионе претерпела дальнейшие изменения после российско-грузинского конфликта ав
густа 2008 года, в ходе которого возросла напряженность между США и Россией, военные флотилии которых оказались в дни конфликта на опасно близком расстоянии. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не только надолго заморозило российско-грузинские контакты, но и осложнило развитие отношений России с рядом причерноморских государств. В частности, в сентябре 2008 г. в Киеве было принято политическое решение о возможности вступления Украины в НАТО. В этих условиях, несмотря на объявленную администрацией Барака Обамы «перезагрузку» отношений с Россией, появились дополнительные возможности для продвижения в регион США и Евросоюза.
Американские военные базы появились в Румынии и Болгарии еще в 2005 г., при этом президент Румынии Траян Бэсэску прямо аргументировал подписание соглашения о создании четырех американских военных баз в Констанце необходимостью «стратегически уравновесить позиции России на Черном море». Тем самым был укреплен черноморский фланг НАТО, членами которого к этому времени, наряду с Турцией, уже были Румыния и Болгария. Был также создан известный противовес отношениям США с Турцией, подчас проявлявшей известную самостоятельность в вопросах внешней политики. Дальнейшему укреплению позиций Соединенных Штатов способствовал согласованный с Румынией проект размещения ПРО США на ее территории, что не могло не вызвать обеспокоенности близлежащих государств — не только России, но и Украины и Молдовы, периодически подвергающихся политическому прессингу со стороны Румынии. В целом же стратегическая линия Соединенных Штатов на Черном море на протяжении ряда лет сохраняла рудименты холодной войны, хотя нельзя не заметить, что администрация Барака Обамы подходит к проблемам Причерноморья с учетом более широкого понимания американских внешнеполитических задач на Ближнем и Среднем Востоке. Что же касается Европейского союза, то он достаточно долго не проявлял интереса к Черноморскому региону, и только в ноябре 1997 г. появился первый документ — «Заявление Ев-рокомиссии по региональному сотрудничеству в районе Черного моря». После вступления Румынии и Болгарии в ЕС (2007 г.) возможности политики Евросоюза в регионе существенно расширились и были выдвинуты специальные проекты регионального сотрудничества — Черноморская Синергия и Восточное партнерство.
Но наиболее существенным шагом стало принятие Европарламентом Резолюции от 20 января 2011 года, определившей основные параметры стратегии ЕС на Черном море. В тексте резолюции прямо указывалось, что Черноморский регион имеет «стратегическое значение для ЕС», а Черное море «частично является внутренним морем Евросоюза, а географически, в основном, европейским морем, в результате чего у ЕС и стран региона есть общие сложные задачи и возможности». В резолюции также было указано на необходимость выработки Совместной операционной программы для бассейна Черного моря, а также выделить конкретную строку бюджета для Черноморской стратегии. Выдвинутые Европарламентом положения были конкретизированы в представленном на осеннюю сессию Европарламента 2011 г. докладе депутата Илианы Иотовой (Болгария) по развитию рыболовства в Черном море. В документе представлен более широкий круг проблем — загрязнение и оскудение морской флоры и фауны, недостаточное внимание, а порой и полное отсутствие взаимодействия в решении экологических аспектов сотрудничества, что наносит непоправимый ущерб рыбному хозяйству. Решение этих и других проблем было предложено через адаптацию законов стран Черного моря к нормам Евросоюза, а координация действий на этом направлении — возложена на Болгарию и Румынию.
В
разработанных Евросоюзом документах
и
программах
не отводится должного внимания
существующей
уже на протяжении двух деся-
тилетий
Организации черноморского эконо-
мического
сотрудничества (ОЧЭС),
неоднократно
предлагавшей Евросоюзу со-
трудничество
в рамках совместных проектов,
преимущественно
в экономической сфере, в
том
случае, если бы ОЧЭС была предложена
роль
равноправного партнера, а не
объекта
региональной
политики ЕС. На этом направ-
лении
в предшествующие годы был
достигнут
компромисс:
взаимное одобрение конкретных
проектов,
преимущественно в экономической
сфере.
Однако последующие шаги ЕС, в част-
ности,
принятие программы Восточное
парт-
нерство притормозило
развитие
сотрудничества
ЕС — ОЧЭС, исключив Рос-
сию
из сферы регионального взаимодействия.
В
рамках ОЧЭС Россия на протяжении
по-
следних
двух десятилетий сотрудничает с
Тур-
цией,
наиболее радикальные изменения
в
политике
которой после окончания холодной
войны
коснулись именно бассейна Черного
моря.
Президент Турции Тургут Озал в 1991
г.
стал инициатором расширения рамок
чер-
номорского
экономического сотрудничества.
А
в 1998 г. Турция предложила идею
форми-
рования
многонациональных военно-морских
сил
с участием всех прибрежных государств.
В
апреле 2001 г. было подписано соглашение
о
создании Черноморской группы
военно-
морского
сотрудничества
(BLACKSEAFOR),
для
сего впервые в истории Черноморского
региона
собрались вместе представители
всех
черноморских
государств. А в марте 2004 г.
Россия
и Украина стали официальными
участниками
предложенной Турцией опера-
ции
«Черноморская гармония». Наконец,
во
время
августовской войны 2008 г. Турция не
пошла
на нарушение Конвенции в Монтрё,
использовав
свои права хранителя Конвенции
и
не пропустив в акваторию Черного
моря
крупнотоннажные
американские крейсеры.
Несмотря
на наличие ряда спорных проблем,
отношения
Турции с Россией развиваются по
восходящей
как в экономической, так и в политической
сферах. И, пожалуй, одним из главных
вопросов, по которым их позиции в
значительной степени сходятся, стало
их нежелание «превращать Черное
море в новую сферу борьбы крупных
держав». На это, в частности, указывал
турецкий исследователь Фатих Озбай.
Нельзя тем не менее недоучитывать и того, что после распада СССР военно-морские силы России сократились, в то время как Турция стала обладателем самого крупного на Черном море военно-морского флота. Помимо сильной корабельной группировки, Турция располагает 13-ю подводными лодками германской постройки, в то время как Россия имеет в составе ЧФ одну боеспособную подводную лодку.
В ближайшей и среднесрочной перспективе важным геополитическим фактором в Черноморском регионе могла бы стать Украина. После августа 2008 г. она сохранила позитивные отношения с Грузией, отказавшись от признания Абхазии и Южной Осетии, а в декабре 2008 г. подписала наряду с Грузией Хартию о стратегическом партнерстве с США. В рамках ГУАМ Украина сотрудничает также с Азербайджаном и Молдовой, что не мешает ей поддерживать деловые и добрососедские отношения с Россией.
В то же время наибольшие сложности возникают в отношениях Украины с Румынией из-за заявляемых румынским президентом претензий на территории части Одесской и Черновицкой областей и противоречащей украинскому законодательству раздачи их гражданам румынских паспортов. В пользу Румынии был также решен международный спор по поводу острова Змеиный, на шельфе которого обнаружены потенциальные источники разработки нефтегазовых месторождений.
Еще один источник потенциальной нестабильности — радикализация движений крымских татар, находящих поддержку исламских организаций Турции, а в последнее время и
Северного Кавказа.
В системе безопасности Черноморского региона Крымский полуостров занимает особое место и по ряду других причин. Здесь сконцентрировано русскоговорящее население, от настроений которого в известной мере зависят отношения с Россией. Наконец, в Севастополе базируется российский Черноморский флот, бывший до подписания в 2010 г. соглашения о его длительном базировании предметом постоянных споров между Россией и Украиной.
И дело здесь не только в исторических традициях, хотя и они постоянно находятся в поле зрения российской общественности самых различных политических ориентаций. Несмотря на его кризисное состояние, Черноморский флот способствует поддержанию баланса военно-морских сил в регионе и за его пределами, периодически участвуя в программах BLACKSEAFOR, Sea Breeze, а также в антитеррористической операции «Активные усилия» НАТО на Средиземном море и российско-итальянских военно-морских учениях. Возвращаясь к более общим проблемам сотрудничества России и Украины в регионе Черного моря, нельзя не напомнить, что принятые в рамках «Стратегии ЕС в отношении Черного моря» документы оставляют вне рамок региональных инфраструктурных проектов не только Россию, но и Украину, хотя она имеет на Черном море самую протяженную прибрежную линию, на которой расположены 19 портов. Евросоюз заявил о своем намерении развивать черноморские и дунайские порты Румынии (Констанца, Тулча, Галац и Брэила), а также болгарские (Варна и Бургас), оставив Украину в стороне, что впоследствии может привести к переориентации товаропотоков в пользу Румынии и Болгарии. В то же время в сохранении и упрочении потенциала украинских портов заинтересована Россия, и российско-украинское сотрудничество в этом вопросе может принести дивиденды обеим странам и упрочить их позиции на пространстве Черного моря.
Нельзя не упомянуть и о том, что России и Украине необходимо предпринять меры по предотвращению дальнейшего загрязнения акватории Черного моря. По данным Института океанологии РАН, с помощью методов космического наблюдения на Черном море были обнаружены масштабные разливы нефтепродуктов как следствие технических сбросов танкеров. Эти и многие другие проблемы экологии Черного моря необходимо решать в сотрудничестве со всеми прибрежными странами.
Чем же, в конечном итоге, станет Большое Причерноморье — сферой регионального сотрудничества или ареной противоборства внутренних и внешних сил? Чье присутствие в регионе Черного моря станет в ближайшие десятилетия доминирующим? О чем смогут договориться Украина и Россия? Ответы на эти вопросы пока не найдены, и ситуацию трудно прогнозировать, если вспомнить стремительное развитие событий на протяжении последних двух десятилетий. Нельзя не заметить, что ключевым компонентом стратегии стабильности должно стать встречное движение на всех упомянутых направлениях, равно как и уважение законных прав всех государств региона. С этим согласны и участники созданной в 2009 г. международной Черноморской комиссии, указывающие на то, что попытки односторонне привязать регион к Западу могут спровоцировать нежелательную конфронтацию. В подготовленном Комиссией проекте содержатся конкретные предложения по поводу повышения уровня черноморского регионального сотрудничества и использовании для подведения его итогов предстоящего в июне 2012 года саммита ОЧЭС, приуроченного к двадцатилетию этой организации. Кирюхин Д.И.: Я благодарю Аллу Алексеевну за очень интересный доклад, где был изложен целый комплекс политических, политико-экономических и военно-стратегических проблем, которые существуют сейчас в этом важном Черноморском регионе. Но