Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1100
Скачиваний: 1
тели и журналисты, политологи и общественные деятели. Но радуясь первому пятилетию чтений в родном для первоучителей Херсо-несе, как не вспомнить, что в Болгарии, где Кирилл и Мефодий никогда не были, День славянской письменности и культуры уже более 150 лет является национальным праздником.
Поэтому совсем не случайно: никто из выступавших на конференции в Севастополе не вспомнил о тихо и бесславно уходящем от нас неотмеченном юбилее.
Может быть, перечисленные выше начинания хотя бы через 25 лет приведут к тому, что 1175-летие современной славянской письменности мы отметим более достойно?
Мамонтов Владимир Константинович
президент издательского центра «Известия»:
Спасибо большое, Владимир Павлович! Мы смотрели на Вас и слушали, затаив дыхание. Спасибо за очень интересный доклад! Какие-то вещи для многих из нас оказались новыми, яркими и очень интересными. Дальше должен выступать я с темой «Какие границы нам не нужны?»
У меня не научный доклад, а некоторые наброски и размышления о различного рода границах. Когда я думал над этой темой: какие границы нам нужны, а какие не нужны, возник совершенно четкий образ. Мне в голову приходит история из старого советского фильма, в котором шпион переходит границу на копытах. Пограничник оказался умнее шпиона, догадался, что животное так ноги не ставит, поймал лазутчика, и все закончилось хорошо. Нужна ли нам подобная граница сейчас? Нам всем? Прежде всего, тем трем государствам, которые вошли в Таможенный союз, приблизившись к интеграции. Такие - не нужны, но жесткая, точная государственная граница, конечно же, нужна! Современная, мощная, изощренная граница, которая не дала бы возможности проникнуть к нам наркотикам, злым силам.
Здесь много ругали «шпионский камень». Либеральная общественность и журналисты все перья стерли, осуждая его за нелепость и глупость: один щелчок по клавиатуре отправляет мегабайты информации на спутник и обратно. Однако мегабайты ловятся, а камень можно передать по старинке. Но дело не в этом.
Наши партнеры, друзья и недруги, так или иначе, ПРО строят. Что бы они ни говорили, никому не верится, будто это исключительно против Ирана. Границы должны защитить интересы, ресурсы, культуру и общность своих стран всеми доступными силовыми, техническими и иными средствами. В этом широком плане такие границы и ограничения на проникновения, влияния, дестабилизацию, безусловно, нам не помешают. Какие границы нам не нужны? В материальном мире нам не нужны никакие границы, касающиеся экономического развития и торговли. Все, что мешает кооперации, интеграции — можно выбрать любое слово — нам не нужно. Владимир Путин, будучи премьером, на вопрос: какое событие в жизни постсоветского пространства он считает самым главным за последние годы? — ни минуты не сомневаясь, назвал Таможенный союз. В этом направлении любое изменение в сторону снятия границ и ограничений очень важно. Следующий шаг — единое экономическое простран-
ство. Кстати, Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал: «Нужно понимать, что без Таможенного союза не может быть единого экономического пространства, а нас это больше всего интересует!». Это было сказано на выступлении перед рабочими минского завода «Светоприбор» - получается чуть по-советски. Однако как бы это ни звучало, слова Президента свидетельствуют о зарождении процессов, которые сильнее этих мелочей. В современной жизни народные мудрости не теряют своей значимости, например, «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Кризис подталкивает руководителей к консолидации, какие-то вещи стали лучше понимать, благодаря этим кризисным явлениям. Один из моих коллег, белорусский журналист и политолог пишет: «Жалко, что столько времени было потрачено зря. Можно было бы сделать это гораздо быстрее, умнее, талантливее и толковее. Слава Богу, что ошибки осознаны, перспективы обозначены и наблюдается практическая работа по реализации конкретных задач четкого плана».
Иногда мы, журналисты и гуманитарии, пытаемся доказать, что являемся братскими странами и должны сотрудничать. Слова тратятся впустую, проходя мимо ушей, потому что мы не понимаем, есть ли от этого хоть какой-нибудь прок, кроме разговоров. Однако такие вещи, как сотрудничество, таможенные союзы, наша совместная работа имеют абсолютно физическое выражение. Сергей Глазьев, занимающий пост ответственного секретаря таможенной комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана говорит, что ВВП к 2015 году получит прирост в 19%, что составит полтриллиона долларов. По-моему, неплохая прибавка к нашей общей пенсии!
Аналогичные заявления, я опять же цитирую своих коллег, сделали многие казахские, российские и белорусские чиновники. Посмотрим, как они воплотятся в жизнь, но в прогнозном виде это выглядит следующим образом. Отмена границ приведет к увеличению ВВП в России на 16,8, в Беларуси — на 16,1, в Казахстане — на 14,7; суммарное увеличение составит от 15 до 20%. Украина «гуляет»: она продолжает терять, она продолжает лавировать, продолжает размышлять, куда бы ей приткнуться, и путешествовать туда-сюда. Простите меня, мои украинские друзья и коллеги! Вы знаете, что я нежно отношусь к Украине. Но это чудесное качество украинской политики, кто бы ее ни возглавлял: ни к чему не присоединяться и везде опаздывать. Повышения ВВП на 16,8 % не предвидится точно, что предвидится, вам виднее. Последнее, что я хотел бы сказать: конечно, нам не нужны никакие границы для того, чтобы друг к другу ездить, для общения, для культурного обмена. У нас нет виз, одно время отменили миграционные карты, теперь опять ввели. Зачем?! Это мелочь, но это странная мелочь, которая очень мешает. Готовясь к выступлению, я посмотрел, какие силы задействованы на сохранение пограничья: комиссия того - сего, помимо полицейских сил. Они все хотят, а граница — их кормилица. Обратите внимание: как легко вчера вечером мы сломали все границы, так плавно и красиво, понимая друг друга и никого не обижая. Это значит, что здесь собрались люди, которым по большому счету эти границы и не нужны. Но настало утро, и каждый из нас стал руководителем или сотрудником дипломатического ведомства, журналистом или политологом. Картина мира немного поменялась. Я бы призвал нас всех сохранить в себе немного от вчерашнего вечера. Когда мы принимаем те или иные важные стратегические решения, держать это в важном уголке своих голов и вспоминать такие минуты, в которые люди становятся людьми и возвращаются к тому, к чему инстинктивно их подталкивает натура и ход развития истории, я в этом абсолютно убежден.
Оганесян А.Г.: Мы продолжаем нашу работу. Предоставляю слово Кожокину Евгению Михайловичу. Тема его доклада «Европейский союз, Россия, СНГ: демографическое измере-
ние.
К
ожокин Евгений Михайлович
ректор Академии труда и социальных отношений (Россия):
Европейский союз - метагосударство, еще не государство, но уже и не региональная организация, у ЕС имеются атрибуты государственности - своя валюта, таможенная территория, органы управления, парламент, центральный банк, но сохраняются и национальные государственные структуры, при этом в сфере обороны и безопасности полномочия органов ЕС очень ограничены. Явный приоритет у национальных государственных институтов, а с другой стороны, у тех стран, которые одновременно являются и членами ЕС, и членами НАТО, суверенитет в области обороны и безопасности частично делегирован структурам НАТО. В итоге раз-деленность государственного суверенитета -характернейшая черта стран Европы, входящих в ЕС. Система управления в Евросоюзе слишком забюрократизирована, слишком ориентирована на достижение консенсуса, в результате не обеспечивает достаточной концентрации власти для принятия быстрых и решительных действий в кризисные моменты.
ЕС, с одной стороны, используя методы «мягкой силы», продвигает в соседних регионах, в том числе в СНГ, прогрессивную модель государственного и экономического устройства, с другой стороны, пытается обеспечить, чтобы данные регионы являлись его ресурсной базой, неспособной к конкуренции в перспективных областях науки и технологий. Европейский союз для России одновременно конкурент и партнер.
Задача данной статьи понять, в чем заключается смысл и перспектива борьбы ЕС за человеческие ресурсы, ставится также вопрос, можно ли отношения на рынке труда между Россией и Евросоюзом сделать не только конкурентными, но и партнерскими. Население Европы стареет, при этом в некоторых странах оно к тому же сокращается, иначе говоря, для Евросоюза характерен на данный момент затухающий прирост населения.
На 1 января 2011 года население 27 стран -членов Евросоюза составляло 502,5 млн. человек, на 1 января 2010 года - 501,1 миллиона, на 1 января 2009 года - 499,7 миллиона. По данным Евростата, прирост населения в 2010 году на 1 тыс. человек составил —2,7%, благодаря естественному приросту на 0,5 миллиона (+1,0%), миграции на 0,9 миллиона (+1,7%). Восемь членов ЕС имеют отрицательные показатели естественного прироста населения. Эта тенденция особенно характерна для Латвии (в 2010 г. - —4,8%, в 2009 г. - —3,6%), Болгарии (в 2010 г. - —4,6%, в 2009 г. - —3,6%), Венгрии (в 2010 г. - —4,0%, в 2009 г. - —3,4%), Германии (в 2010 г. - —2,2%, в 2009 г. - —2,3%), Румынии (в 2010 г. - —2,2%). Правда, причины сокращения численности населения в Германии и, к примеру, в Венгрии различны. В Венгрии отрицательный прирост связан исключительно с высоким превышением смертности над рождаемостью, миграционный баланс Венгрии в отличие от Германии - положительный. В Румынии на низкий уровень рождаемости продолжает влиять закон, разрешающий аборты, которые при режиме Чаушеску были запрещены. В 27 государствах Евросоюза в 2009 году по сравнению с 2008 годом немного уменьши
лась рождаемость, смертность осталась на прежнем уровне. Если и есть рост населения Европейского союза, то он очень небольшой.
В России удельный вес населения в возрасте 60 лет и более составляет 17% от общей численности населения страны, в Европе он превышает 20%: в Австрии, Испании, Франции - 22%, в Швеции - 24%, в Германии - 25%. В большинстве стран ЕС тенденции к увеличению процента пожилых людей в составе населения. На конец 2008 года в России данный показатель был равен 17%. Продолжительность жизни в странах Европейского союза, и прежде всего в странах Западной Европы, увеличивается. Лидирует Германия, но тенденция идентична по всем 12 обследованным странам и по ЕС в целом. Притом если брать другие источники, то прогнозы приблизительно такие же. Получается такая ситуация: молодежи и, соответственно, трудоспособных людей становится все меньше, пожилых людей становится все больше, нагрузка на пенсионную систему в перспективе все больше будет увеличиваться, и это создаст серьезные финансовые проблемы.
На протяжении предшествующих десятилетий число людей пожилого возраста в ЕС росло, число работающих (в относительном выражении) - снижалось. Пропорции тех и других быстро менялись не в пользу экономически активного населения. В последующие годы действие этих тенденций сохранится. Доля престарелых в возрастной структуре населения на фоне отрицательных показателей его естественного прироста будет стремительно повышаться. Данные, приводимые в докладе ЕС о старении населения, свидетельствуют: сейчас на каждого человека, перевалившего рубеж в 65 лет, приходятся четверо, находящихся в возрастной группе от 15 до 64. К 2060 году их останется только двое. То есть если сейчас на каждого пенсионера приходятся четверо работающих, то через полвека их число снизится до двух. Престарелым будет все меньше и меньше на кого опереться. Доля людей в возрастной группе от 65 до 79 лет вырастет довольно значительно. Она увеличится наполовину. Но эта цифра меркнет по сравнению с тем, что произойдет с возрастной группой тех, кому за 80. Ее доля подскочит в три раза. Соответственно, пропорция людей, относимых по возрасту к экономически активной части населения, снизится на 15%, если не больше. Хотя по достижении пенсионного возраста все больше и больше людей будут оставаться на рабочих местах и число женщин, присутствующих на рынке труда, будет увеличиваться, общее число трудящихся за период с 2010 по 2060 год сократится в абсолютном выражении на 19 млн. человек. Как следствие этого, на высокие темпы экономического роста в ЕС рассчитывать не приходится, несмотря на то что производительность труда будет расти. Внедрение новых технологий позволит наращивать производство и объем предоставляемых услуг. Но снижение числа работающих будет подрывать сами основы экономического роста. Предполагается, что под влиянием груза демографических проблем темпы экономического роста начнут снижаться уже через десятилетие. Если до 2020 года они прогнозируются в среднем несколько выше 2%, то в последующие десятилетия они, скорее всего, не смогут подняться столь высоко. И шаг за шагом будут падать ниже критической отметки в 2% прироста ВВП в год. Как страны Европейского союза думают выходить из этой проблемной ситуации, притом что эта проблемная ситуация с годами будет нарастать и нарастать? Рецепты борьбы с угрозой старения разработаны и большей частью уже предписаны. К таким мерам относятся: продление, юридическое и профессиональное, активной фазы жизни, которое включает в себя реформу пенсионного обеспечения, разные формы привлечения пожилых людей к обществен
ному труду, их переобучение, вплоть до создания университетов третьего поколения. Некоторые страны ЕС пенсионную реформу уже осуществили, увеличив отчисления в пенсионный фонд (сейчас пока эта проблема еще не стала столь острой), некоторые подняли возраст выхода на пенсию. Во Франции попытки правительства изменить возраст выхода на пенсию с 60 лет на 62 года вызвали массовые протесты, миллионные манифестации, забастовки. Но сопротивление трудящихся под руководством профсоюзов правительством было преодолено. Частичное решение проблемы старения населения связано также с попытками вовлекать в трудовой процесс все больше и больше людей, уже вышедших на пенсию. В странах ЕС открываются один за другим так называемые университеты третьего поколения, где люди пенсионного возраста получают новое образование, чтобы они могли войти в экономику, отчуждающую их не по физиологическим, а по квалификационным причинам. Сейчас в эпоху информационной революции наблюдается небывалый в истории человечества разрыв между поколениями. Если поколение 2000-х, можно сказать, «рождается» в Интернете и вместе с соской получает компьютер, то многие люди, кому за 60, просто не могут пользоваться компьютером -Интернет для них что-то страшное и непонятное. Через систему университетов третьего поколения пытаются людей, кому за 60, включить в новую информационную среду, чтобы они могли работать в условиях информационного общества. Это рациональный и необходимый паллиатив. На Западе люди пенсионного возраста выглядят в среднем намного лучше, чем в России, и сохраняют возможность работать, но возраст есть возраст. Помимо физического состояния, есть еще накапливающаяся психологическая усталость, и очень многие люди физически могут работать, а психологически уже не готовы к тому, чтобы постоянно заниматься трудовой деятельностью.
Иного плана ответ на демографический вызов - это приезд мигрантов. С одной стороны, приезд мигрантов - это решение проблем. Притом решение традиционное для ряда стран Западной Европы. В XIX веке трудовыми мигрантами, к примеру во Франции, были в основном немцы, затем мигрировали из Польши, отчасти, кстати говоря, и из России в конце XIX - начале XX века, позднее мигранты были в основном из Италии, Испании, Португалии - все волны этих мигрантов вполне успешно интегрировались во французское общество. Множество граждан Франции имеют итальянские, португальские, польские фамилии, при этом у них самосознание французов, они абсолютно интегрированы во французское общество и, собственно, ничем не отличаются от французов, разве что у них есть воспоминания, что когда-то их бабушки или дедушки жили в Польше, Италии или Португалии. Последние волны мигрантов - это люди в основном из стран Ближнего Востока и Магриба. Интеграция этих людей в западное общество происходит с огромным трудом, а значительная часть таких мигрантов вообще не интегрируется. Турки и арабы, даже родившиеся и выросшие в Европе, подчас плохо знают язык страны пребывания. Арабы и турки в Европе живут общинами, сохраняют свою религию и нередко презирают граждан страны, их принявшей.
Все это приводит к тому, что мигранты, с одной стороны, помогают решить проблему дефицита рабочих рук, а с другой стороны, создают напряженность в обществе, и иногда эта напряженность выливается в массовые беспорядки. Несколько лет назад волнения прокатились практически по всей Франции, затронули Бельгию и некоторые города Германии и Голландии. Помимо мигрантов-мусульман и их детей, в ряде стран Европы все большую проблему создают цыганские общины. Значительный процент населения цыгане составляют в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии. Их точная численность