Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1096
Скачиваний: 1
культурализма и толерантного сосуществования наций в одном населенном пункте. Но он не учитывает многих факторов современной жизни, которые легко опровергают тезис возможности «братства народов в чужой квартире».
Так, первыми широко известными учеными на территории Испании были как раз арабы, мусульмане. Их культурное наследие, органично впитанное народами Иберийского полуострова, дала впоследствии мощный импульс развитию испанского государства. Хотя исторические факты порой и подкупают, но часто толкают к неверным, ошибочным выводам. Слишком много нюансов и оттенков появилось в нашей сегодняшней усложняющейся жизни за прошедшие столетия и даже десятилетия. Это такой клубок национальных, психологических, политических, экономических и прочих важных «мелочей», что соединить их и проанализировать зачастую человеческому мозгу попросту невозможно. Вот и слышим мы одни предложения по миграции от демографов, другие от бизнесменов и экономистов, третьи от политиков, четвертые от философов, пятые от обывателей, а соединить все предложения в верный практический шаг не можем. В результате — стихия и анархия. И отсутствие объективной статистики, без которой вряд ли возможно нормальное планирование и регулирование.
Немало аналогий навеяла нашим экспертам и дальнейшая история Испании и России, в послефранкистское и послесталинистское время. Оба государства после смерти своих диктаторов (правда, в различных социально-экономических формациях и в разное время) начали движение в сторону демократических стандартов устройства общества. Не без жестокой борьбы и с разными результатами. На этом, видимо, следовало бы покончить с соблазнами сравнивать наши истории и проводить параллели. Если бы не проблемы миграции, которые, как и раньше, с некоторым опозданием тяжким грузом навалились и на Россию. И здесь испано-португальский опыт может особенно пригодиться. Зачем повторять чужие ошибки, если их можно изучить и по возможности избежать?! Более крупная Испания для нас может быть даже более интересна, чем Португалия, насчитывающая сегодня примерно 10 миллионов жителей, столько же, сколько в России, по некоторым данным, иммигрантов. Правда, в той же Португалии до недавнего времени трудились до 600 тысяч украинских трудовых мигрантов. Но гораздо больше их в России. Некоторые источники называют 700 тысяч, другие — 1 миллион. Россия принимает трудовых мигрантов и из союзной Белоруссии. Причем цифры не менее лукавые — от 300 тысяч до 1 миллиона. Но основная масса иммигрантов в России, в том числе нелегальных, выходцы из бывших советских республик Средней Азии — преимущественно узбеков, таджиков, киргизов, а также из кавказских — Азербайджана и Армении. О переселенцах внутри России — чеченцах, дагестанцев и т.д. сейчас речи не идет — это субъекты внутренней миграции.
О Португалии можно сказать отдельно: власти в Лиссабоне быстрее поняли, что носители «чуждой» местным гражданам-католикам мусульманской культуры со временем, накопив большую массу, могут представить реальную угрозу для идентичности небольшого по численности социума небольшого пиренейского государства. И руководство республики приняло мудрое решение принимать на работу трудовых мигрантов преимущественно из стран Восточной Европы, более близких португальцам по религии, ментальности и континентальному духу. Иначе говоря — молдаван, румын, украинцев, русских и т.д. По-своему поступили испанцы. Крайне либерально и демократично. Так, в беседе со мной официальный хроникер Мадрида, публицист Педро Монтолью уверенно утверждал, что Мадрид готов принять у себя столько иммигрантов, сколько приедет. Прошло несколько лет. Приехало слишком много. И ассимили-
роваться в испанское общество, впитав ее культуру, в современной обстановке арабские мусульмане из Марокко или Туниса, уже никак не желают. И не нужно кивать на какие-либо яркие примеры и исторические факты, на «плавильные котлы наций» Северной Америки или Австралии! Мадрид населяют примерно 11 процентов мигрантов, многие из которых исповедуют ислам. Специалисты по иммиграционным проблемам считают, что масса приезжих, превышающая 10 процентов коренного населения, уже может представлять угрозу безопасности принимающей стране. В Испании уже есть регионы, которые населены 12 процентами «чужаков». И там уже ощущается определенная социальная напряженность.
Испания в течение нескольких столетий считалась страной эмиграции. Однако за сравнительно короткий промежуток времени превратилась в страну иммиграции. Благодаря испанским колонам-поселенцам существует Латинская Америка, ее иберо-американское культурное пространство за океаном, которое, несмотря на все пережитое, считало и считает Испанию своей «родиной-матерью». Был период, когда испаноговорящие трудовые мигранты наводняли Западную Европу. Затем пришло время, когда в Испании зазвучала иностранная речь иммигрантов, а испанский язык продолжал оглашать стройки и фабрики экономически более развитых соседей за Пиренеями.
После смерти каудильо Франко, в конце 1970-х годов Испания отказалась от изоляционизма и, следуя разработанному властями плану экономического прорыва, бодрыми темпами достигла уровня ряда промышленно развитых стран, по многим показателям вплотную сблизившись с лидерами Западной Европы. С 1975 года число эмигрантов начинает снижаться. Продолжался стремительный закат эпохи франкизма. В 2001 году, например, домой возвратилось около 50 тысяч испанцев. О динамике экономического роста страны и улучшении качества жизни в Испании свидетельствуют цифры, взятые мной из мадридских «Ежегодников миграций»: В 1970 году вне Испании проживало 2 200 000 испанцев.
В 1980 —м уже 1 800 000.
В 2001 году - 1 413 353...
В основном испанцы жили и работали в Америке и Европе.
Бурный строительный бум и модернизация аграрного сектора на Иберийском полуострове потребовали сотни тысяч новых молодых и сильных рабочих рук. И значительно более дешевых, чем свои испанские или португальские. И страны смело открылись для притока мигрантов, заботясь исключительно о выгодах текущего дня и не очень задумываясь о последствиях.
А между тем мадридский Национальный институт статистики предупреждает: к 2020 году число иммигрантов в Испании превысит 15 миллионов жителей страны, став третьей частью всего ее населения. Если учесть, что чужестранцы расселены по территории неравномерно, а в некоторых регионах составят половину или даже более числа коренных граждан, нетрудно себе представить, какую борьбу пришельцы развернут за свои политические и экономические права, и как далеко может зайти их давление на власть и коренное население.
Испания в течение десяти лет XXI века оказалась среди европейских лидеров по приему иммигрантов. Теория мультикультурализма, то есть толерантного смешения носителей разных культур в одном государстве при преобладании коренной, овладела в Испании умами местной интеллектуальной элиты так же, как и в других развитых странах Евросоюза, исключая, может быть, малые страны-члены ЕС, особенно в Прибалтике. Но там свои проблемы, свои вызовы. В 2000-м году Испания продемонстрировала самые высокие в мире среднегодовые темпы роста иммиграции - в 3,5 раза выше, чем в США — мировом лидере в этом процессе, и в 8 раз выше, чем во Франции. С началом но
вого века в страну въезжало около 600 тысяч «искателей лучшей доли» в год. Например, в 2003-м в стране было уже 800 000 иммигрантов. И к 2008 году иберийское королевство имело уже 10 процентов «пришлого» активного населения, которое нужно была интегрировать в свою национальную культуру и исторически сложившееся ментальное пространство. Это оказалось крайне тяжелым и затратным делом. Многие иммигранты не очень-то желают интегрироваться, а начинают культивировать свои исторические обычаи и привычки, а с ростом концентрации прибывающих соплеменников и навязывать коренным жителям свой прежний образ жизни. Возникают конфликтные ситуации с неизбежным ростом ксенофобских и протест-ных настроений.
А в 2011 году армия иностранных переселенцев в стране составила более 6 000 000 человек, что на 2 процента выше рекомендованных специалистами 10-процентного уровня.
По притоку иммигрантов Испания заняла первое место в Европе и второе в мире после США. А в настоящее время Испанию обошла Россия, которая приняла столько же гастар-байтеров, сколько жителей в Португалии. И по некоторым данным, если либерализм и бесконтрольность над миграционными процессами продолжатся, она готова побить миграционные рекорды и Соединенных Штатов. Уже сегодня больше 60 процентов испанцев, судя по последним опросам, выступают за ограничение масштабов иммиграции и ужесточение их въезда в страну, особенно из мусульманских государств Северной Африки, в первую очередь из Марокко. Гибралтарский пролив, разделяющий Европу от Африки, давно стал для испанцев и португальцев той самой «стеной», преградой, которую многие из них хотели бы укрепить и повысить. Пытались даже создать дорогостоящую систему электронного контроля над всем движущимся через пролив.
Однако в мусульманской Северной Африке начались народные бунты и волнения, засвистели пули, и полилась кровь. Отчасти эти драматические события стали результатом возросших стандартов потребления и охватившей массы «лихорадки мести» престарелым и несменяемым правителям за свои страдания и нереализованные возможности. Многими мусульманскими «революционерами» овладела страсть «свергнуть, отнять и поделить». Десятки тысяч беженцев-сторонников, «приговоренных к ликвидации режимов», хлынули в более богатые, стабильные и благополучные страны Западной Европы, надеясь на спасение и улучшение условий своего существования. Первыми на их пути чаще всего оказываются Испания и Португалия. Разумеется, миграция имеет свои плюсы и минусы. И если плюсы приносят в основном экономический эффект частному бизнесу и определенным группам чиновников и правоохранительных органов, а в теоретически-арифметическом плане отчасти формально решают демографическую проблему страны, то ее минусы ощущают на себе миллионы коренных жителей Испании, далекие от псевдонаучных рассуждений о глобализации и мультикультурализме, вынужденные жить бок о бок с возрастающей массой чужестранцев, не желающих или не умеющих уважать «устав чужого монастыря». И вот тогда начинается конфликт цивилизаций. И выясняется, что мультикультурализм, толерантность и полит-корректность имеют свои границы. По мнению известного российского испаниста Сергея Хенкина (МГИМО), испанский опыт наглядно показывает, что политэтнич-ность и мультикультурализм не одно и то же. «Признание обществом политэтничности, -отмечает он, - еще не свидетельствует об укорененности в нем мультикультурализма, предполагающего сохранение у переселенцев собственных культурных ценностей и традиций, меняющихся в новой среде и смешивающихся с культурой принимающей стороны». Специалист в этом вопросе, кандидат экономических наук Ирина Синельщикова (ИЛА
РАН) в свою очередь, ссылаясь на испанских исследователей, поясняет, что «Испания больше тяготеет к «ассимиляционной модели», укоренившейся во Франции с ее признанием политэтничности и отказом от мультикультурализма. Однако в отличие от Франции, в Испании «ассимиляционная модель» находится пока в стадии формирования. А огромные масштабы иммиграции затрудняют интеграцию чужестранцев в испанское общество, требуя при этом колоссальных затрат».
Из этого можно сделать вывод, что при усугублении перечисленных проблем трудовая миграция в Испанию, особенно радикально настроенных арабов-мусульман, возникает реальная угроза национальной безопасности. Не случайно даже во властных структурах Мадрида порой раздаются голоса с обвинениями пришельцев в том, что они, мол, «больше получают от Испании, чем отдают», да к тому же сознательно не желают интегрироваться в испанский социум, отказываются следовать уставу «приютившего их монастыря». Глобальный финансово-экономический кризис и в Испании, и в Португалии создал новую ситуацию. Коренные жители, ощутив на себе спад производства и безработицу, вновь потянулись в более благополучные страны Еврозоны. А наводнившие Иберийский полуостров иммигранты стали паковать чемоданы и возвращаться на родину. Социальная напряженность нарастает. Безработица в Испании достигла 6 миллионов человек или более 22% трудоспособного населения (вместо теоретически допускаемых Евросоюзом 10%).
Перебор с мигрантами — легальными и нелегальными чреват большими проблемами. Корысть здесь неуместна. Пострадать может народ-хозяин, которому увлекшиеся «выгодными» иммигрантами власти порой навязывает чрезмерно много «гостей». В политике «путей наименьшего сопротивления», одним из которых является и безответственное, хаотичное, но прибыльное во всех отношениях «гостеприимство», заложена бомба под национальную безопасность, под будущее своих граждан — детей и внуков. Власть каждой страны, как известно, обязана защищать и приумножать свое население. А если не учитывать? Тогда следует вспомнить хотя бы пример Косова, мирно захваченного албанскими переселенцами. Или массовые выступления (пока еще достаточно мирные) иммигрантов во Франции, Италии, Великобритании. А в маленькой Швейцарии разросшаяся мусульманская община уже предложила изменить государственный флаг страны, которая их приютила...
Любопытный и красноречивый факт: в бундестаге Германии недавно было инициировано обсуждение предложения консерваторов, представляющих партию ХДС, вместо привлечения трудовых мигрантов из стран «третьего мира» молодых безработных из Испании и Португалии. В настоящее время, по данным немецкой газеты «Ди Вельт», легально работают всего 34 тысячи испанских граждан. В середине 1960-х их было в Германии 165 тысяч. Такой подход к трудовой миграции, по мнению авторов предложения, станет своего рода проявлением европейской солидарности, а Германия сможет с помощью привлечения культурно близких немцам мигрантов решить проблему нехватки рабочих рук. Кстати сказать, острые дискуссии в Европе по поводу плохой интеграции мигрантов с Ближнего Востока в Германии, Франции, Великобритании, да и в Испании и Португалии, не прекращаются. Но, несмотря на это, потоки переселенцев из «другой культурной среды» с более скромными запросами и низкой квалификацией, хотя и не так лавинообразно, как до кризиса, продолжают наводнять Европу, включая Россию, Украину, Белоруссию, да и те же Германию, Францию, Италию, Испанию и Португалию. А Европейский союз до сих пор так и не смог принять Единую миграционную политику, о которой в свое время было громко заявлено. Эгоистические интересы каждой страны ЕС настолько сильны,
что не позволяют принять компромиссные решения. Пользуясь этим, международный криминал, торгующий нелегальной рабочей силой, продолжают получать многомиллиардные долларовые прибыли. Алчность бизнеса, малодушие и недальновидность властей в нашей современной жизни становятся смертельно опасны для будущего коренных народов. Никакие ссылки на банальную глобализацию либо на далекие, прошлые времена уже не годятся — мы живем в совершенно новой ситуации, которая требует не оглядываться на эпохи великого переселения народов или колонизации Америки, а изучать (не механически перенимать!) опыт стран уже прошедших этапы преодоления похожих миграционных тупиков. И, напрягая творческие способности, находить собственные рецепты, прежде всего и больше всего, думая не о глобализации вообще, а о своем будущем.
«jSiempre piensa en las consecuencias!», «Pense toujours aux consequences!)), « Always think of consequences!»... Это испанское, французское и английское выражения в конечном счете сводятся к одному незатейливому, но мудрому смыслу — «Всегда думай о последствиях!» Не стоит полагаться лишь на советы арифметически мыслящих демографов или сиюминутную выгоду политиков, бизнесменов и чиновников.
Какие выводы напрашиваются из опыта Испании и Португалии для наших трех стран? Очевидно, что в современном мире складывается ситуация, требующая смены цивилиза-ционной парадигмы, изменения подходов к миграционной проблематике. В связи с этим следует подумать и о новых моделях поведения, адекватных рискам, угрозам и возможным изменениям «демографической физиономии» Испании и Португалии, а также и всей Европы, включая Россию, Белоруссию и Украину. Мы уже сегодня ощущаем эти вызовы, которые несут с собой риски национально-этнического изменения многих стран, разрушения или размывания их коренных культур и замены привычных устоев на привнесенные из другой цивилизации, более пассионарных и радикальных. Тихая и мирная «ререконкиста» пока не панически пугает страны Ибериского полуострова только потому, что они еще не осознали все риски, которые таят в себе чрезмерная, до абсурда доведенная толерантность и безмерный муль-тикультурализм. Хотя первые признаки осознания опасности в бесконтрольной и плохо управляемой миграции, в слепой надежде на ее дружелюбное содержание проявились после первых же бунтарских попыток иммигрантов заявить о своих «правах» на часть принявшей их территории. И это понимание диктует ужесточение регулирования потоков трудовых мигрантов. С более трезвым анализом ситуации и с учетом всех возможных последствий. В Испании и Португалии в последнее время более всех других озаботились коррекцией миграционной политики в сторону ее ужесточения.
Речь идет, прежде всего, о принятии таких мер, которые отчасти уже приняты или принимаются испанскими и португальскими властями, руководящими органами Европейского союза. Среди этих мер:
- регулирование и управление миграционными потоками, оценка и глубокий анализ глобальных последствий предпринимаемых действий;
-
изменение отношений к будущему и осознание угрозы саморазрушения общества при неправильном подходе к миграционной политике;
-
изменение стратегии и тактики в борьбе с нелегальной иммиграцией, перенос центра тяжести этой борьбы в страны-доноры, в истоки миграции;
-
изменение основной модели образовательного процесса, адаптация его к многонациональному социуму, но с преобладанием коренного, национального как общегосударственного стержня;
-
преобразование требований к квалификации и образованию, необходимость непрерывного