Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1096

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

культурализма и толерантного сосуществова­ния наций в одном населенном пункте. Но он не учитывает многих факторов современной жизни, которые легко опровергают тезис воз­можности «братства народов в чужой квар­тире».

Так, первыми широко известными учеными на территории Испании были как раз арабы, мусульмане. Их культурное наследие, орга­нично впитанное народами Иберийского по­луострова, дала впоследствии мощный импульс развитию испанского государства. Хотя исторические факты порой и подку­пают, но часто толкают к неверным, ошибоч­ным выводам. Слишком много нюансов и оттенков появилось в нашей сегодняшней усложняющейся жизни за прошедшие столе­тия и даже десятилетия. Это такой клубок на­циональных, психологических, политических, экономических и прочих важных «мелочей», что соединить их и проанализировать зача­стую человеческому мозгу попросту невоз­можно. Вот и слышим мы одни предложения по миграции от демографов, другие от биз­несменов и экономистов, третьи от полити­ков, четвертые от философов, пятые от обывателей, а соединить все предложения в верный практический шаг не можем. В резуль­тате — стихия и анархия. И отсутствие объ­ективной статистики, без которой вряд ли возможно нормальное планирование и регу­лирование.

Немало аналогий навеяла нашим экспертам и дальнейшая история Испании и России, в послефранкистское и послесталинистское время. Оба государства после смерти своих диктаторов (правда, в различных социально-экономических формациях и в разное время) начали движение в сторону демократических стандартов устройства общества. Не без же­стокой борьбы и с разными результатами. На этом, видимо, следовало бы покончить с со­блазнами сравнивать наши истории и прово­дить параллели. Если бы не проблемы миграции, которые, как и раньше, с некото­рым опозданием тяжким грузом навалились и на Россию. И здесь испано-португальский опыт может особенно пригодиться. Зачем по­вторять чужие ошибки, если их можно из­учить и по возможности избежать?! Более крупная Испания для нас может быть даже более интересна, чем Португалия, насчи­тывающая сегодня примерно 10 миллионов жителей, столько же, сколько в России, по не­которым данным, иммигрантов. Правда, в той же Португалии до недавнего времени труди­лись до 600 тысяч украинских трудовых миг­рантов. Но гораздо больше их в России. Некоторые источники называют 700 тысяч, другие — 1 миллион. Россия принимает трудо­вых мигрантов и из союзной Белоруссии. Причем цифры не менее лукавые — от 300 тысяч до 1 миллиона. Но основная масса им­мигрантов в России, в том числе нелегальных, выходцы из бывших советских республик Средней Азии — преимущественно узбеков, таджиков, киргизов, а также из кавказских — Азербайджана и Армении. О переселенцах внутри России — чеченцах, дагестанцев и т.д. сейчас речи не идет — это субъекты внутрен­ней миграции.

О Португалии можно сказать отдельно: власти в Лиссабоне быстрее поняли, что носители «чуждой» местным гражданам-католикам му­сульманской культуры со временем, накопив большую массу, могут представить реальную угрозу для идентичности небольшого по чис­ленности социума небольшого пиренейского государства. И руководство республики при­няло мудрое решение принимать на работу трудовых мигрантов преимущественно из стран Восточной Европы, более близких пор­тугальцам по религии, ментальности и конти­нентальному духу. Иначе говоря — молдаван, румын, украинцев, русских и т.д. По-своему поступили испанцы. Крайне либе­рально и демократично. Так, в беседе со мной официальный хроникер Мадрида, публицист Педро Монтолью уверенно утверждал, что Мадрид готов принять у себя столько иммиг­рантов, сколько приедет. Прошло несколько лет. Приехало слишком много. И ассимили-




роваться в испанское общество, впитав ее культуру, в современной обстановке арабские мусульмане из Марокко или Туниса, уже никак не желают. И не нужно кивать на какие-либо яркие примеры и исторические факты, на «плавильные котлы наций» Северной Аме­рики или Австралии! Мадрид населяют при­мерно 11 процентов мигрантов, многие из которых исповедуют ислам. Специалисты по иммиграционным проблемам считают, что масса приезжих, превышающая 10 процентов коренного населения, уже может представлять угрозу безопасности принимающей стране. В Испании уже есть регионы, которые населены 12 процентами «чужаков». И там уже ощуща­ется определенная социальная напряжен­ность.

Испания в течение нескольких столетий счи­талась страной эмиграции. Однако за сравни­тельно короткий промежуток времени превратилась в страну иммиграции. Благодаря испанским колонам-поселенцам существует Латинская Америка, ее иберо-американское культурное пространство за океаном, которое, несмотря на все пережитое, считало и считает Испанию своей «родиной-матерью». Был пе­риод, когда испаноговорящие трудовые миг­ранты наводняли Западную Европу. Затем пришло время, когда в Испании зазвучала иностранная речь иммигрантов, а испанский язык продолжал оглашать стройки и фабрики экономически более развитых соседей за Пи­ренеями.

После смерти каудильо Франко, в конце 1970-х годов Испания отказалась от изоляционизма и, следуя разработанному властями плану эко­номического прорыва, бодрыми темпами до­стигла уровня ряда промышленно развитых стран, по многим показателям вплотную сбли­зившись с лидерами Западной Европы. С 1975 года число эмигрантов начинает сни­жаться. Продолжался стремительный закат эпохи франкизма. В 2001 году, например, домой возвратилось около 50 тысяч испанцев. О динамике экономического роста страны и улучшении качества жизни в Испании свиде­тельствуют цифры, взятые мной из мадрид­ских «Ежегодников миграций»: В 1970 году вне Испании проживало 2 200 000 испанцев.

В 1980 —м уже 1 800 000.

В 2001 году - 1 413 353...

В основном испанцы жили и работали в Аме­рике и Европе.

Бурный строительный бум и модернизация аграрного сектора на Иберийском полу­острове потребовали сотни тысяч новых мо­лодых и сильных рабочих рук. И значительно более дешевых, чем свои испанские или пор­тугальские. И страны смело открылись для притока мигрантов, заботясь исключительно о выгодах текущего дня и не очень задумыва­ясь о последствиях.

А между тем мадридский Национальный ин­ститут статистики предупреждает: к 2020 году число иммигрантов в Испании превысит 15 миллионов жителей страны, став третьей частью всего ее населения. Если учесть, что чужестранцы расселены по территории нерав­номерно, а в некоторых регионах составят по­ловину или даже более числа коренных граждан, нетрудно себе представить, какую борьбу пришельцы развернут за свои полити­ческие и экономические права, и как далеко может зайти их давление на власть и коренное население.

Испания в течение десяти лет XXI века оказа­лась среди европейских лидеров по приему иммигрантов. Теория мультикультурализма, то есть толерантного смешения носителей разных культур в одном государстве при пре­обладании коренной, овладела в Испании умами местной интеллектуальной элиты так же, как и в других развитых странах Евро­союза, исключая, может быть, малые страны-члены ЕС, особенно в Прибалтике. Но там свои проблемы, свои вызовы. В 2000-м году Испания продемонстрировала самые высокие в мире среднегодовые темпы роста иммиграции - в 3,5 раза выше, чем в США — мировом лидере в этом процессе, и в 8 раз выше, чем во Франции. С началом но­


вого века в страну въезжало около 600 тысяч «искателей лучшей доли» в год. Например, в 2003-м в стране было уже 800 000 иммигран­тов. И к 2008 году иберийское королевство имело уже 10 процентов «пришлого» актив­ного населения, которое нужно была интегри­ровать в свою национальную культуру и исторически сложившееся ментальное про­странство. Это оказалось крайне тяжелым и за­тратным делом. Многие иммигранты не очень-то желают интегрироваться, а начи­нают культивировать свои исторические обы­чаи и привычки, а с ростом концентрации прибывающих соплеменников и навязывать коренным жителям свой прежний образ жизни. Возникают конфликтные ситуации с неизбежным ростом ксенофобских и протест-ных настроений.

А в 2011 году армия иностранных переселен­цев в стране составила более 6 000 000 чело­век, что на 2 процента выше рекомендованных специалистами 10-процент­ного уровня.

По притоку иммигрантов Испания заняла первое место в Европе и второе в мире после США. А в настоящее время Испанию обошла Россия, которая приняла столько же гастар-байтеров, сколько жителей в Португалии. И по некоторым данным, если либерализм и бесконтрольность над миграционными про­цессами продолжатся, она готова побить миг­рационные рекорды и Соединенных Штатов. Уже сегодня больше 60 процентов испанцев, судя по последним опросам, выступают за ограничение масштабов иммиграции и уже­сточение их въезда в страну, особенно из му­сульманских государств Северной Африки, в первую очередь из Марокко. Гибралтарский пролив, разделяющий Европу от Африки, давно стал для испанцев и португальцев той самой «стеной», преградой, которую многие из них хотели бы укрепить и повысить. Пыта­лись даже создать дорогостоящую систему электронного контроля над всем движущимся через пролив.

Однако в мусульманской Северной Африке начались народные бунты и волнения, засви­стели пули, и полилась кровь. Отчасти эти драматические события стали результатом возросших стандартов потребления и охва­тившей массы «лихорадки мести» престаре­лым и несменяемым правителям за свои страдания и нереализованные возможности. Многими мусульманскими «революционе­рами» овладела страсть «свергнуть, отнять и поделить». Десятки тысяч беженцев-сторон­ников, «приговоренных к ликвидации режи­мов», хлынули в более богатые, стабильные и благополучные страны Западной Европы, на­деясь на спасение и улучшение условий своего существования. Первыми на их пути чаще всего оказываются Испания и Португалия. Разумеется, миграция имеет свои плюсы и ми­нусы. И если плюсы приносят в основном экономический эффект частному бизнесу и определенным группам чиновников и право­охранительных органов, а в теоретически-арифметическом плане отчасти формально решают демографическую проблему страны, то ее минусы ощущают на себе миллионы ко­ренных жителей Испании, далекие от псевдо­научных рассуждений о глобализации и мультикультурализме, вынужденные жить бок о бок с возрастающей массой чужестранцев, не желающих или не умеющих уважать «устав чужого монастыря». И вот тогда начинается конфликт цивилизаций. И выясняется, что мультикультурализм, толерантность и полит-корректность имеют свои границы. По мнению известного российского испани­ста Сергея Хенкина (МГИМО), испанский опыт наглядно показывает, что политэтнич-ность и мультикультурализм не одно и то же. «Признание обществом политэтничности, -отмечает он, - еще не свидетельствует об уко­рененности в нем мультикультурализма, пред­полагающего сохранение у переселенцев собственных культурных ценностей и тради­ций, меняющихся в новой среде и смешиваю­щихся с культурой принимающей стороны». Специалист в этом вопросе, кандидат эконо­мических наук Ирина Синельщикова (ИЛА




РАН) в свою очередь, ссылаясь на испанских исследователей, поясняет, что «Испания больше тяготеет к «ассимиляционной мо­дели», укоренившейся во Франции с ее при­знанием политэтничности и отказом от мультикультурализма. Однако в отличие от Франции, в Испании «ассимиляционная мо­дель» находится пока в стадии формирования. А огромные масштабы иммиграции затруд­няют интеграцию чужестранцев в испанское общество, требуя при этом колоссальных за­трат».

Из этого можно сделать вывод, что при усу­гублении перечисленных проблем трудовая миграция в Испанию, особенно радикально настроенных арабов-мусульман, возникает ре­альная угроза национальной безопасности. Не случайно даже во властных структурах Мад­рида порой раздаются голоса с обвинениями пришельцев в том, что они, мол, «больше по­лучают от Испании, чем отдают», да к тому же сознательно не желают интегрироваться в ис­панский социум, отказываются следовать уставу «приютившего их монастыря». Глобальный финансово-экономический кри­зис и в Испании, и в Португалии создал новую ситуацию. Коренные жители, ощутив на себе спад производства и безработицу, вновь потянулись в более благополучные страны Еврозоны. А наводнившие Иберий­ский полуостров иммигранты стали паковать чемоданы и возвращаться на родину. Соци­альная напряженность нарастает. Безработица в Испании достигла 6 миллио­нов человек или более 22% трудоспособного населения (вместо теоретически допускаемых Евросоюзом 10%).

Перебор с мигрантами — легальными и неле­гальными чреват большими проблемами. Ко­рысть здесь неуместна. Пострадать может народ-хозяин, которому увлекшиеся «выгод­ными» иммигрантами власти порой навязы­вает чрезмерно много «гостей». В политике «путей наименьшего сопротивления», одним из которых является и безответственное, хао­тичное, но прибыльное во всех отношениях «гостеприимство», заложена бомба под нацио­нальную безопасность, под будущее своих граждан — детей и внуков. Власть каждой страны, как известно, обязана защищать и приумножать свое население. А если не учи­тывать? Тогда следует вспомнить хотя бы при­мер Косова, мирно захваченного албанскими переселенцами. Или массовые выступления (пока еще достаточно мирные) иммигрантов во Франции, Италии, Великобритании. А в маленькой Швейцарии разросшаяся мусуль­манская община уже предложила изменить го­сударственный флаг страны, которая их приютила...

Любопытный и красноречивый факт: в бун­дестаге Германии недавно было иницииро­вано обсуждение предложения консерваторов, представляющих партию ХДС, вместо при­влечения трудовых мигрантов из стран «третьего мира» молодых безработных из Ис­пании и Португалии. В настоящее время, по данным немецкой газеты «Ди Вельт», легально работают всего 34 тысячи испанских граждан. В середине 1960-х их было в Германии 165 тысяч. Такой подход к трудовой миграции, по мнению авторов предложения, станет своего рода проявлением европейской солидарно­сти, а Германия сможет с помощью привлече­ния культурно близких немцам мигрантов решить проблему нехватки рабочих рук. Кстати сказать, острые дискуссии в Европе по поводу плохой интеграции мигрантов с Ближ­него Востока в Германии, Франции, Велико­британии, да и в Испании и Португалии, не прекращаются. Но, несмотря на это, потоки переселенцев из «другой культурной среды» с более скромными запросами и низкой квали­фикацией, хотя и не так лавинообразно, как до кризиса, продолжают наводнять Европу, включая Россию, Украину, Белоруссию, да и те же Германию, Францию, Италию, Испа­нию и Португалию. А Европейский союз до сих пор так и не смог принять Единую мигра­ционную политику, о которой в свое время было громко заявлено. Эгоистические инте­ресы каждой страны ЕС настолько сильны,


что не позволяют принять компромиссные решения. Пользуясь этим, международный криминал, торгующий нелегальной рабочей силой, продолжают получать многомилли­ардные долларовые прибыли. Алчность бизнеса, малодушие и недальновид­ность властей в нашей современной жизни становятся смертельно опасны для будущего коренных народов. Никакие ссылки на ба­нальную глобализацию либо на далекие, про­шлые времена уже не годятся — мы живем в совершенно новой ситуации, которая требует не оглядываться на эпохи великого переселе­ния народов или колонизации Америки, а из­учать (не механически перенимать!) опыт стран уже прошедших этапы преодоления по­хожих миграционных тупиков. И, напрягая творческие способности, находить собствен­ные рецепты, прежде всего и больше всего, думая не о глобализации вообще, а о своем бу­дущем.

«jSiempre piensa en las consecuencias!», «Pense toujours aux consequences!)), « Always think of consequences!»... Это испанское, французское и английское выражения в конечном счете сводятся к одному незатейливому, но мудрому смыслу — «Всегда думай о последствиях!» Не стоит полагаться лишь на советы арифмети­чески мыслящих демографов или сиюминут­ную выгоду политиков, бизнесменов и чиновников.

Какие выводы напрашиваются из опыта Ис­пании и Португалии для наших трех стран? Очевидно, что в современном мире складыва­ется ситуация, требующая смены цивилиза-ционной парадигмы, изменения подходов к миграционной проблематике. В связи с этим следует подумать и о новых моделях поведе­ния, адекватных рискам, угрозам и возможным изменениям «демографической физиономии» Испании и Португалии, а также и всей Ев­ропы, включая Россию, Белоруссию и Украину. Мы уже сегодня ощущаем эти вы­зовы, которые несут с собой риски нацио­нально-этнического изменения многих стран, разрушения или размывания их коренных культур и замены привычных устоев на при­внесенные из другой цивилизации, более пас­сионарных и радикальных. Тихая и мирная «ререконкиста» пока не панически пугает страны Ибериского полуострова только по­тому, что они еще не осознали все риски, ко­торые таят в себе чрезмерная, до абсурда доведенная толерантность и безмерный муль-тикультурализм. Хотя первые признаки осо­знания опасности в бесконтрольной и плохо управляемой миграции, в слепой надежде на ее дружелюбное содержание проявились после первых же бунтарских попыток иммиг­рантов заявить о своих «правах» на часть при­нявшей их территории. И это понимание диктует ужесточение регулирования потоков трудовых мигрантов. С более трезвым анали­зом ситуации и с учетом всех возможных по­следствий. В Испании и Португалии в последнее время более всех других озаботи­лись коррекцией миграционной политики в сторону ее ужесточения.

Речь идет, прежде всего, о принятии таких мер, которые отчасти уже приняты или при­нимаются испанскими и португальскими вла­стями, руководящими органами Европейского союза. Среди этих мер:

- регулирование и управление миграцион­ными потоками, оценка и глубокий анализ глобальных последствий предпринимаемых действий;

  • изменение отношений к будущему и осозна­ние угрозы саморазрушения общества при не­правильном подходе к миграционной политике;

  • изменение стратегии и тактики в борьбе с не­легальной иммиграцией, перенос центра тя­жести этой борьбы в страны-доноры, в истоки миграции;

  • изменение основной модели образователь­ного процесса, адаптация его к многонацио­нальному социуму, но с преобладанием коренного, национального как общегосу­дарственного стержня;

  • преобразование требований к квалификации и образованию, необходимость непрерывного