Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1093
Скачиваний: 1
предложить не могла. Теперь может: практическое измерение интеграционной идеи постсоветского пространства проявилось в недавних высказываниях Владимира Путина о Евразийском союзе. Дело теперь за полнокровной и философски осмысленной циви-лизационной концепцией единения постсоветских республик в геополитический механизм с согласованными функциями. Этот вопрос ещё требует концептуальной огранки с опорой на ряд критических позиций. Концепция государства-нации незаслуженно воспринимается как общепризнанная ценность.
В интеллектуальный дискурс на постсоветском пространстве необходимо ввести критические замечания в адрес концепции национальных государств, сосредоточившись на их главнейших недостатках:
-
этнической политике «плавильного котла», разрушающей этнокультурное многообразие населения;
-
мифе о гарантированном суверенитете государства-нации в эпоху существования современных империй (ЕС и США);
Все соседи России, в т.ч. Украина — национальные государства. Русское культурное пространство не совпадает с границами России как национального государства. Россия окружена государствами-нациями, но сама таковой не является. Элиты государств-наций, стремясь сохранить личный суверенитет, подвергают интеграционные моменты резкой обструкции, противопоставляя идее интеграции идею национальных государств. Стремления Киева сконструировать в географических рамках Украины украинскую нацию как политический концепт соответствует динамике развития государства-нации.
Государства-нации — «горючее» для глобали-зационных процессов, в т.ч. регионального масштаба. Глобализация продвигается за счёт поглощения национальных государств, как политико-административных единиц, делая понятие национального суверенитета оксюмороном. Глобализация — благо не для всех.
На академическом уровне это осознают и в странах Запада. К сожалению, труды критиков глобализационных процессов из числа западных интеллектуалов у нас крайне малоизвестны. Они попросту отсутствуют на интеллектуальном горизонте (Дани Родрик, Пол Херст, Грэхэм Томпсон, Херман Дэлай, Аллен де Бенуа и др.). Глобализация имеет географическое измерение, наполненное западным политическим смыслом. Необходимо выдвигать эластичные контр-смыслы и контридеи.
На Украине практически отсутствует пропаганда идеи здоровой интеграции. Работы, которая ведётся в этом направлении пророссийскими организациями, недостаточно, пророссийские сетевые и печатные издания борются с финансовыми проблемами. Ментальный ландшафт формируют другие смыслы, идеи российско-украинского единения среди которых нет. Когнитивное политическое поле Украины условно можно разделить на несколько частей, соответствующих географическим регионам республики: юго-восток (где эта идея пользуется максимальной поддержкой населения); центр (где присутствует идеологическая чересполосица); запад (где эта идея встречает агрессивный отпор);
Нет прочного ассоциативного «якоря», соотносящегося с идеологией тесного, а не поверхностного украино-российского сотрудничества, отсутствует цельное, «сшивающее» видение населением Украины перспектив российско-украинской интеграции. В рамках Украины эти перспективы трактуются разными культурными парадигмами совершенно по-разному.
Выполнять
роль «сшивающего» политико-
географическое
пространство Украины фак-
тора может введение
в
историко-политический
дискурс элементов
интеллектуального
наследия карпато-русского
движения,
пользовавшегося значительной
по-
пулярность
на Западной Украине в 18-19 вв.
Этот
существенный идеологический ресурс
остаётся незамеченным, хотя его актуальность не вызывает сомнений, а наиболее яркие представители этого течения трудились вплоть до середины 20-го в.
В современной Украине на историко-духов-ное наследие галицких русофилов наложен негласный запрет.
Карпато-русское
движение представляет
собой
локальное ответвление славянофиль-
ского
течения с охватом всей Западной
Украины
(Галиции, Буковины, Закарпатья), а
число
его выдающихся последователей
со-
ставляет
несколько десятков. Почти каждый из
них
оставил труды по языкознанию,
истории,
фольклористике,
богословию, национальной
философии.
Программа школьного и вузов-
ского
гуманитарного образования построена
на
концепции украинства, которая имеет
ре-
гиональную
специфику и не способствует
за-
рождению ярких
ментальных
интеграционных
символов. Прямая темпо-
ральности
украинского конструкта уходит
в
бесконечность
(т.к. теоретически может про-
должаться
бесконечно долго), в то время как
прямая
темпоральности сохранения
русского
самосознания
населения Украины имеет чет-
кие
пределы и, несмотря на «островки
сопро-
тивления»,
с годами все меньшее число
граждан
Украины будет помнить о своих
ис-
торических
корнях.
Созрела
необходимость в обеспечении украинскому
студенчеству доступа к историческим
фактам о деятельности карпато-русских
буди-телей, в создании научно-просветительских
проектов, популяризирующих интеллектуальное
наследие галицко-русского движения,
проведении симпозиумов, «круглых
столов» и ознакомительных конференций,
рассчитанных на самый широкий круг
лиц. Не будет лишним запуск информационных
порталов, посвящённых истории
карпато-русского течения и его
отдельных, наиболее ярких представителей.
Некоторые информресурсы должны быть
украиноязычными, рассчитанными на
западно-украинскую аудиторию. К тому
же процент русского населения в
регионе не так уж мал, как принято думать
(только в одной
Львовской
обл. проживает 92 000 русских). За-
карпатские
русины — наиболее выпуклый
при-
мер современной
пульсирующей
карпато-русской
жизни.
Отдельной строкой хотелось бы коснуться Крыма, где происходят два разнонаправленных процесса — радение за Россию и обособленность крымско-татарского этнического элемента, а также наблюдается повышение градуса межэтнической конфликтности. К тому же Крым — ментально-стратегический контрбаланс, уравновешивающий украинское политическое поле, на противоположном конце которого находится Западная Украина с ее национал-партикуляристской идеологией. Ось Львов — Севастополь представляет внут-риукраинский механизм балансирования между двумя разнонаправленными векторами внешнеполитических предпочтений официального Киева.
Крымско-татарский меджлис оперирует как параллельный региональный орган власти, дублируя функции центральных властей и имея собственные внешнеполитические каналы связи со своими зарубежными партнёрами, могущими непосредственно влиять на позицию Киева. Силовыми центрами политического притяжения традиционно считается Анкара, Вашингтон и, с некоторых пор, Брюссель. Однако в последнее время эта трехчленная конструкция претерпела изменения. Турция не рассматривает сегодня Крым как поле приложения антироссийского вектора турецкой политики. Анкара предпочитает укреплять свои позиции на полуострове взвешенными культурно-дипломатическими методами, без политизации и радикализма. Между тем ряд экспертов утверждают, что меджлис контролирует не более 40% татарского населения. Остальные находятся в «идеологическом поиске», что создаёт угрозу экстремистского «брожения» в крымско-татарской среде. Уже отмечен рост заинтересованности крымско-татарской молодёжи в исламистской риторике: тон информацион
ных ресурсов исламской направленности становится более агрессивным, предметом обсуждений становятся фигуры северокавказского бандподполья, а политический ислам приобретает все большее число приверженцев. Одновременно с этим активизировались межрегиональные связи между северокавказскими субъектами РФ и АРК.
Из радикальных исламских движений, в разное время замеченных в Крыму, можно назвать три: «Хизб-ут-Тахрир», «Джаамат Таблиг», «Ат-Такфир валь Хиджра». Последователи «Джамаат Таблиг» не были замечены в откровенно террористических или экстремистских действиях, хотя есть мнение, что эта организация занимается пропагандой радикального ислама, но делает это исключительно в проверенном информационном поле, не переходя к акциям прямого действия. Против членов «Ат-Такфир валь Хиджра» в 2009 г. возбуждалось уголовное дело по статье 255 Уголовного кодекса Украины (создание преступной организации). Но наиболее мощным информационным потенциалом обладает на сегодня «Хизб-ут-Тахрир», конкурирующая с меджлисом за сердца крымских татар. В ряде стран СНГ, в т.ч. в РФ, деятельность «Хизб-ут-Тахрир» запрещена законом. На Украине «Хизб-ут-Тахрир» действует вполне легально, и это во много раз увеличивает результативность её агитационной деятельности, к тому же эта организация располагает собственными информационными ресурсами.
Есть тактические расхождения и внутри самого меджлиса. Молодые лидеры, готовые прийти на смену многолетнему председателю М. Джемилёву, могут оказаться более радикальными, учитывая широкие возможности сообщения крымско-татарских активистов с зарубежными исламскими центрами. О том, что угроза экстремизма всё-таки не столь туманна, свидетельствует намерение Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) реализовать Программу противодействия влиянию религиозных сект на мусульман и жителей АРК. Как говорится в заявлении ДУМК, программа создается с целью «эффективного отпора наплыву религиозных спекулянтов различных толков, а также систематизации полученных сведений о деструктивном влиянии и деятельности религиозных сект в Крыму».
Представитель другой исламской структуры — Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) муфтий Шейх Ахмед Тамим ещё в 2007 г. призывал положить конец экстремистским сектам, которые расширяют своё информационное присутствие. Согласно заявлению ДУМК, на полуострове учреждены десятки религиозных общин, за которыми стоят экстремистские организации «Ат-Такфир валь-Хиджра» или «Хизб-ут-Тахрир» («Адет», «Давет», «Азамат», «Иман» в Симферополе, «Минарет» в Евпатории, «Эски-Юрт» в Бахчисарае, печатные издания «Возрождение», «Минарет», «Мирас», информационные порталы «Вилаят Крым», «Возрождение»). ДУМК пользуется авторитетом среди крымских мусульман. В то же время ДУМУ пока только пытается потеснить ДУМК в АРК. Легальное существование двух независимых исламских центров (ДУМК и ДУМУ) не способствует нормализации внутриконфес-сиональных отношений мусульманской уммы. Крымские татары составляют 260-270 тысяч жителей полуострова. Славянское население (с учетом Севастополя) - около 2,2 млн. Говорить о тревожной радикализации Крыма пока не приходится. Радикальным настроениям подвержены не более 10% крымско-татарского населения. Но крымско-татарское общество — психологически интровертно и достаточно закрыто, и контролировать эти 10% затруднительно. Инициатива ДУМК по реализации Программы противодействия влиянию религиозных сект на мусульман и жителей полуострова кажется весьма своевременной. Многое будет зависеть от украинских властей, которые пока больше опасаются роста пророссийских настроений, закрывая глаза на активизацию радикального крыла
крымско-татарского движения, пока ещё немногочисленного.
Трахимёнок С.А.: Слово следующему докладчику — Гронскому Александру Дмитриевичу, к.и.н., доценту кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского ГУ информатики и радиоэлектроники. Доклад называется «Национализация истории как препятствие интеграционным процессам».
Гронский Александр Дмитриевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (г. Минск):
После появления на осколках Советского Союза ряда независимых государств началась активная работа местных идеологов по созданию исторического обоснования полученного суверенитета. Однако первые проявления использования исторических событий в качестве оправдания «национального возрождения» началось ещё в позднем Советском Союзе. Не обошли эти процессы стороной и Белоруссию.
С середины 80-х гг. ХХ в. в белорусском обществе начались социокультурные трансформации, связанные с изменением курса советского правительства. В союзных республиках, в том числе и БССР, усилилась критика и отрицание старых догм, базировавшихся на советской интернациональной идеологии. В то же время на освободившееся место начали претендовать новые догмы. Если в соседних республиках новые лозунги оказались более-менее востребованными, то в Белорусской ССР руководство отнеслось к ним достаточно настороженно. Наиболее сильной группировкой, аккумулировавшей новые требования, стал Белорусский народный фронт, являвшийся символом оппозиции советской системе. Его сторонники, борясь с советской идеологией, предложили собственный набор идей, которые, по их мнению, должны были быть более органичными для белорусов. Поскольку идеи нужно было создавать сразу, то далеко не всегда из них оказались качественными.
Новые идеи не имели укорененности в общественном сознании, поэтому их адепты должны были каким-то образом легитимировать и даже сакрализировать новый набор ценностей в ментальности населения. Критика советских взглядов разрушила старое идеологическое основание существования нации, а новое так и не было разработано. Попытки быстрого решения этой проблемы привели к появлению различных эрзацев, часть из которых была сконструирована в постперестроечный период, а часть реанимирована из белорусского прошлого, точнее — из начала
ХХ в.
Для легитимации новых условий, особенно после получения независимости, встал вопрос создания (или восстановления) «своего» исторического прошлого. Простейшим способом это сделать оказалось создать матрицу исторического прошлого, которая могла бы накладываться на любой период жизни нации, этноса, государства и т.д. и тем самым подчеркивать «правильные» ситуации и затемнять ситуации не очень удобные с точки зрения создателей матрицы. В целом, создавался своеобразный интеллектуальный протез, который
поддерживает и цементирует общество в периоды кризисов.
Новая
власть поддерживала новые условия.
Любой режим, приходя к власти, создает
свою «национальную историю», наиболее
«точно», но вместе с тем и наиболее
субъективно освещающую период
развития государства или жизни народа.
Естественно, что «своя» история
логически приводит к выводу, что именно
данный режим является «настоящим»,
легитимным не только с точки зрения
большинства, т.е. современности, но
и по логике всего предыдущего развития.
Таким образом, режим освящается всем
предыдущим существованием государства
или нации. Однако в период общего
структурного кризиса новые элиты
не могли справиться с ситуацией
общего ухудшения. Для оправдания
собственной значимости пришлось искать
объяснение ухудшающейся обстановки.
Самым простым способом сплотить нацию
оказался поиск внешнего врага, виновного
во всех бедах. На роль врага в конце ХХ
в. не могли подойти прежние потенциальные
противники, т.к. они в тот момент
являлись образцами такого положения,
к которому необходимо было стремиться.
Именно поэтому на роль врага стал
претендовать бывший имперский центр
— Москва, а точнее Россия. Представление
России в образе врага дало возможность
сплотить нацию элитам некоторых
бывших союзных республик. Однако в
мировоззрении белорусского населения
Россия до последнего времени не
представлялась врагом, как бы эту
точку зрения не навязывали радикалы.
Образ врага происходит от комплекса
неполноценности, носитель которого
стремиться к самооправданию и ищет
раздражитель, т.е. виновника приобретения
комплекса неполноценности, на стороне.
Комплекс неполноценности, комплекс
жертвы и последующий поиск врага в
близких соседях — это удел проигравших.
Например, на Украине радикалы сумели
подвести некую логическую базу под
представление России в качестве образа
врага. Украинские политики вычленили
несколько волн голода, прошед-
шего
по югу довоенного СССР, и объявили
голод
попыткой геноцида, инспирированного
из
Кремля. Физические жертвы голода
яви-
лись
подтверждением геноцида. Армяне
же
ненависти
к России не питают, они оказались
победителями
в Карабахском конфликте, и у
них
не сформировался комплекс жертвы,
по-
этому
они не искали врага. Белорусы в СССР
не
подвергались физическому уничтожению
по
этническому признаку. Пропаганда
утвер-
ждала,
что репрессии проводились по отно-
шению
к враждебным социальным слоям, а
не
конкретно
белорусам, «голодомор» прошел
мимо
белорусского населения, поэтому
для
сплочения
нации нужно было или выискивать
мелкие
факты, раздувая их до всебелорусских
масштабов,
или по-другому интерпретировать
события,
выставляя их в свете этноцида. Пер-
вая
попытка увидеть русско-белорусский
кон-
фликт
в седой старине была изобретена в
начале
ХХ в. В.Ю. Ластовским, который рас-
сматривал
борьбу древнерусских князей
как
национальный
конфликт. В начале ХХ1 в. И.
Сурвилло
также утверждала, что полочане уже
в
Х в. боролись за свою независимость
как
сформированный
белорусский этнос.
Однако
большинство населения не восприни-
мало
ни Полоцкое княжество, ни Великое
кня-
жество Литовское как
свою
непосредственную
историю. Белорусские ин-
теллектуалы
конца ХХ — начала XXI в., зазы-
вая
население в «свою» историю в виде
Полоцка
и ВКЛ, сначала не смогли вмонти-
ровать
новую историческую память в созна-
ние
современников. Неудача с
конструированием
прошлого показала бело-
русским
интеллектуалам их неспособность
«говорить»
с народом, вести пропаганду своих
идей
на доступном каждому языке.
Сначала
интеллектуалы
не восприняли эту неудачу как
свою
ошибку, они обвинили народ в том, что
у
того отсутствует национальное
самосозна-
ние.
Таким образом, романтические
представ-
ления
белорусской интеллигенции об
идеальном
белорусском народе, который она